– Это всегда было немного оскорбительно, когда тебя не знают и путают с представителями других народов, – рассказывает председатель езидской диаспоры Волгоградской области Пашик Авдалян. – Твоя религия – одна из древнейших в мире, но она почти никому не известна. Мы много лет шли к тому, чтобы создать национальную организацию, способную раскрыть нашу культуру и традиции. Мы ставим перед собой две основные задачи: открыть и показать лицо своего народа, а также оказывать помощь тем его представителям, которые сейчас особенно в этом нуждаются.
Езиды – народность, в основном обитающая на территории современного Ирака. Большая советская энциклопедия и Большой Энциклопедический словарь относят её к курдской этнонациональной группе. Принято считать, что эта народность с течением времени отделилась от большой курдской по религиозным мотивам. Сами езиды и ряд этнографов с таким подходом не согласны категорически. Как отмечает исследователь Анатолий Перминов, ситуация обратная: «…В легендах и молитвах езидов часто упоминается, что они являются потомками древнего народа адаби, жившего <…> на территории древнейшей цивилизации на Земле – в Шумере». Сопротивляясь принуждению к исламизации в конце I тысячелетия н. э., многие представители езидского этноса погибли, а обратившиеся слились с курдами.
Доступные энциклопедические источники сообщают о вероучении езидов – езидизме – как о своеобразной «смеси из элементов христианства, иудаизма, ислама и зороастризма», однако и это нельзя назвать достоверным описанием. Езиды верят в единого Бога, а связующим звеном между людьми и ним являются семь архангелов. Традиция молиться в направлении солнца приводит к тому, что езидов часто называют «солнцепоклонниками», что, опять же, некорректно.
Представители этого народа неоднократно становились жертвами гонений и массовых убийств. Например, во время страшной этнической чистки в Турции в 1915 году, печально известной геноцидом армян, было истреблено также свыше 400 тыс. езидов. И спустя 100 лет покоя нет: с 2014-го жители непризнанного автономного Езидстана становятся жертвами террористов из группировки «Исламское государства Ирака и Леванта».
В нашу страну наибольшее число езидов попало в 1970-е гг., и основными местами проживания стали Грузия и Армения – отсюда характерные фамилии российских езидов. Ехали в Советский Союз за работой – многие были квалифицированными специалистами в самых разных отраслях, что позволяло закрепиться здесь. Это, однако, усугубило проблему национальной идентификации: и без того многие «большие» народы не утруждали себя различением курдов или езидов (если только не вставал радикально-религиозный вопрос – курды исповедуют ислам), а на постсоветском пространстве возникло смешение прежде всего с армянами.
Пашик Авдалян надеется, что в ближайшем будущем удастся открыть Дом езидов – культурный центр, где члены общины могли бы встречаться, проводить мероприятия и занятия для детей. Расположится Дом езидов в Камышине: именно этот город видится Пашику лучшим местом для подобного центра. «Нам очень нужна государственная и муниципальная поддержка. С представителями администрации мы общаемся, но конкретных договоренностей пока не было», – говорит руководитель диаспоры.
Свою историю волгоградское объединение езидов начало с торжества по случаю главного национального религиозного праздника – Сарсала Тауси Малак, Нового года. Отмечается он в первую среду после 13 апреля: этот день недели считается у езидов святым, причем культ восходит еще к традициям Месопотамии – той кажущейся легендарной страны, о которой большинство из нас последний раз читало в учебнике по истории для средней школы. Поразительно, что спустя несколько тысячелетий отдельные обряды все еще сохраняются – несмотря на рассеяние народа по Земле. Именно с помощью диаспориальных объединений и удается передавать значимую информацию из культурного кода через поколения. Но если в XIX в. малые этносы жили небольшими локальными селами, где традиции естественным образом сохранялись в условиях совместного быта, то в урбанизированном мире эта роль переходит к общественным организациям.
Езидские праздники станут в Камышине регулярными – и приезжать на них будут не только со всех районов Волгоградской области, но и из других регионов. В России меньше двух десятков официально зарегистрированных езидских общин – значит, у многих будет повод посетить именно местный фестиваль.
Александр АКУЛИНИЧЕВ