Инициатор повышения цен - комитет тарифного регулирования администрации Волгоградской области оправдывает свои действия тем, что расценки на оказание социальных услуг не менялись в течение 20 лет. Фактически в Волгоградской области действовала своя отдельная социалистическая система заботы о людях с ограниченными возможностями. Более того – на сегодняшний день в России это чуть ли не самая развитая система социальной помощи.
Люди, понимающие в том, как устроено региональное законодательство, могут без труда найти все эти щедрые постановления о расширении набора социальных услуг и список их получателей. Особенно не оскудевала рука дающего ко времени выборов. Российское законодательство работает так, что принятые когда-то постановления в области социальной защиты практически невозможно отменить. То есть, увеличивать социальную помощь можно, а сокращать – категорически нельзя. Зато можно увеличивать её цену. Как водится, беда не приходит одна. Областные депутаты приняли решение не индексировать социальные выплаты до 2017 года. На фоне стремительного роста цен и обесценивания любых доходов, а также резкого ухудшения социального самочувствия граждан, новость о повышении тарифов на социальные услуги выглядит убийственно.
Чтение книг, вынос мусора, приготовление пищи, кормление, умывание лица, чистка зубов, обеспечение водой – на первый взгляд перечисление этих услуг выглядит дико для здорового человека. А теперь представьте себе парализованного деда, живущего на окраине хотя бы того же самого Волгограда. Старик слеп, глух и одинок. Его крохотной пенсии на питание-то еле хватает, а теперь и минимальная помощь со стороны государства станет для него недоступна. Или глухонемого инвалида, которому необходимы услуги сурдолога. С первого августа один сеанс услуг будет стоить 200 рублей. Депутату облдумы Бухтиной об иждивенцах на иномарках легко рассуждать. Видимо, не понаслышке знает она о халявных получателях государственных денег, потому и заявляет так уверенно, что никому от повышения цен на социальные услуги хуже не станет.
Заработная плата социального работника в среднем составляет порядка 15 тысяч рублей. Зарплата специалиста учреждения соцобеспечения итого меньше – около 12 тысяч рублей. Оклад – примерно половина от вышеозначенных сумм. При этом руководители учреждений социального обеспечения доводят до своих сотрудников информацию об отмене каких-либо стимулирующих выплат после перехода к новым тарифам. Логика проста: будете получать процент от проданных населению услуг. Самые слабые районные подразделения соцзащиты подвергнут сокращению. Потенциальные получатели помощи уже сейчас отказываются от будущих услуг, поскольку понимают, что новые тарифы им будут совершенно не по карману. Видимо, поэтому среди соцработников бытует мнение, что тарифы были подняты намеренно, цель - устранить конкуренцию со стороны государства частным фирмам, оказывающим населению социальные услуги сомнительного качества. При этом комитет социальной защиты населения Волгоградской области разработал анкету удовлетворенности для клиентов и специалистов профильных учреждений. Однако руководству этих учреждений строго-настрого наказали анкеты людям не давать, а заполнять за них, так как в регионе все должны быть довольны новыми правилами и одобрять их. Так же примерно, как общественный совет при комитете тарифного регулирования, рекомендовавший увеличить стоимость социальных услуг.
При новых расценках и правилах быть больным и немощным действительно невыгодно. Гораздо выгоднее и дешевле сразу же умереть. Погребение за счёт бюджета у нас пока корректировкам не подверглось.
Александр САЙГИН