31 июля народному артисту России Леониду ЯКУБОВИЧУ исполняется 70 лет. 25-летний юбилей в этом году отмечает и программа «Поле чудес», которую Леонид Аркадьевич бессменно ведёт на Первом канале с ноября 1991 года. Он даже написал повесть «Поле чудес строгого режима», которую мечтает экранизировать. Леонид Аркадьевич не верит в чудеса, но зато пишет сказки для взрослых. По его повести, аккурат к красивой дате, на экраны вышла комедия «Дедушка моей мечты», в которой телеведущий сыграл главную роль – без единого слова.
Зрелище не для попкорна
– Леонид Аркадьевич, как планируете отметить юбилей?
– По приказу гендиректора «Поля чудес» снята юбилейная программа, я превратил её в первоапрельскую игру, зал обхохотался. 70 – просто цифра, не более того. Возраста не чувствую, занят с ног до головы, счастливо живу в своём потустороннем мире, доволен, что Бог дал мне счастье заниматься литературой. Это главное. Всё остальное – суть наносное. На 31 июля у меня запланированы полёты, я это знаю точно.
– Разве нет для полётов ограничений по возрасту?
– Ограничения касаются пилотов-профессионалов. Когда-то я мог сидеть вторым пилотом на пассажирском самолёте Як-40 как сертифицированный пилот коммерческой авиации. Теперь как пилот-любитель могу летать сколько хочу, хоть до 100 лет. Я не рискую – не кручу пилотаж, чтобы не допустить перегрузок, мало ли, лопнет сосуд, что страшно в моём-то возрасте. Чтобы летать самостоятельно, в одиночку, нужно проходить медкомиссию. Но я один не летаю, только с инструктором, мне нужен кто-то в кабине, с кем я могу разговаривать. Час лететь и молчать – грустно. Раньше со мной жена летала, но теперь ей надоело. А дочке и внучке некогда.
– За 20 лет самолёты не надоели?
– Да что вы! Знаете, есть идиотское слово «райдер» (список требований, которые предъявляет артист организаторам своих выступлений. – Прим. авт.). 12 страниц прочёл, чтобы отметить, что я хочу. Выкатил глаза – даже не представлял себе, что у людей могут быть такие желания. Температура в гримёрке, парикмахер, маникюр-педикюр перед съёмками, какие фрукты-овощи в номер, машина какого класса. Зачем мне всё это, если я приехал на один день сыграть спектакль?! Мне безразлично! Я приехал работать. У меня всегда только одно пожелание: нет ли рядом аэродрома, где я мог бы полетать. Я сам позвоню, договорюсь, оплачу. Летать и работать мне никогда не надоест.
– 16 июля в прокат вышел фильм «Дедушка моей мечты», где вы – автор сценария, продюсер, да ещё и исполнитель главной роли...
– Повесть я написал под себя, сам себе придумал главную роль – отца семейства Миши Белкина, но режиссёр Александр Стриженов убедил меня стать дедушкой. Белкина в итоге сыграл Коля Добрынин, его жену – Катя Стриженова. Деда хотели взять «с улицы» – не актёра, а типичного, заросшего мхом пенька из глубинки, который бы всё время молчал. Но оказалось, найти такого не так-то просто.
– Как возникла идея снять такое кино?
– Это было ровно 25 лет назад на втором кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. Мы с Григорием Гориным сидели на краю бассейна, разговаривали о том, что было бы занятно проверить на современность известные притчи. Гриша блестяще умел это делать, взять хотя бы его сценарии «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт». Он меня воодушевил, и я написал серию рассказов – своего рода осовремененных притч. Одна из них – «Дед». Александр Стриженов, прочитав этот рассказ, предупредил меня, что у фильма не будет прокатной судьбы, в нём нет стрельбы и эротики, он не для попкорна.
Возможно, я не очень ловкий кинодраматург, но Аркадий Яковлевич Инин, с которым мы уже 30 лет сочиняем капустники для Дома кино, довольно точно объяснил мне, как из моего забавного рассказа сделать сценарий, без него я бы не справился.
Рождённый в год Победы
Леонид Якубович родился в победном 1945 году в Москве в семье начальника конструкторского бюро и врача-гинеколога. После того как его исключили из школы, учился в вечерней и работал на авиационном заводе токарем и электромехаником. Затем поступил в Московский институт электронного машиностроения, но окончил знаменитый МИСИ (Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева). С 1971 года трудился на заводе имени Лихачёва, с 1979 года занялся литературной деятельностью – писал сценарии для передач «А ну-ка, девушки!» и «А ну-ка, парни!». В 1988 году стал автором сценария и ведущим первого конкурса красоты. С 1989 года проводил аукционы. Снялся в 25 фильмах, три из которых сделаны по его сценариям: «Русские амазонки», «Русские амазонки 2» и «Дедушка моей мечты».
Народное творчество за минусом съестного
– Где располагается музей «Поля чудес»?
– Сначала музей был на ВДНХ, затем его закрыли. Я был там раз в жизни. Нашли новое место в Останкино. Туда и отправляется всё «народное творчество» – минус съестное. По окончании записи накрываются столы, и всё съедается зрителями, пришедшими в студию, включая целлофановые обёртки и крышечки от бутылок. Старинная русская забава – приходить в гости со своей едой. Нам не достаётся ничего.
– Хотелось бы узнать о судьбе вашей телепрограммы «Жалобная книга».
– Это одна из самых удачных идей, которая пришла мне в голову. Удивительное попадание во время. Год работал над ней, сняли восемь выпусков, но по разным причинам в эфир она не пошла, жалко. Если бы воплотили мою придумку, был бы большой успех.
– На НТВ выходило ток-шоу похожего формата «Честный понедельник» с Сергеем Минаевым. Видели?
– Мне изначально претит выпирающее насквозь слово «честный». То есть всё остальное на ТВ – нечестное?! Также совершенно не понимаю словосочетание «современное искусство». Искусство либо есть, либо нет. Нельзя сказать, что Пушкин – одно искусство, а Пастернак – другое. Если это поэзия, то это искусство. Европейская архитектура – это искусство. Хрущёвские пятиэтажки – это не искусство и не архитектура. Это типовое строительство. У меня лично украли мой любимый город, он был и исчез. Сначала был город исторический, потом город с историческим центром, затем город с историческими памятниками по градации ЮНЕСКО. Вот приедут к вам гости издалека, куда вы их поведёте?
– Красная площадь, Коломенское, Царицыно, ВДНХ...
– Показывать достижения тракторостроения? Я говорю про отличительные черты города, где я жил. Про старые московские улочки, дома. Слава богу, хоть церкви сохранили, хотя половину порушили. Гордиться чем? Тем, что Москва – один из самых дорогих городов на земле? Ради наших детей, умоляю, ничего не стройте и не реконструируйте! Меня это ранит до разрыва сердца. Есть Венеция, Генуя, Мадрид, где мы гуляем и смотрим на то, что сохраняется навсегда, на уникальный архитектурный стиль города.
– Вы человек из телевизора, а сами смотрите, например, новости?.. Сообщения из Украины для вас важны?
– Для меня полное недоумение, как это вообще могло произойти?! На мой взгляд, этого просто физически случиться не могло. Гражданская война – вообще что-то из ряда вон выходящее. Это не война русских с украинцами, а война денег, бизнеса с бизнесом. Количество несправедливости в отношении маленьких людей превышает всякое разумение. Такое происходит в странах, где разрыв между богатыми и бедными становится несоразмерным. Власть чудовищно разъедает человека – как ржавчина, как раковая опухоль... Я много лет в бою, начинаю бороться, как только утром открываю глаза: письма, звонки, у всех бесконечные проблемы. Иногда подходят на улице, в магазине, я начинаю звонить, создавая круговорот воды в природе. Я не Бог и не царь, иногда мне хочется иметь абсолютную власть. Мне кажется, я бы сделал огромное количество добрых дел.
Кстати, если поднимете документы, то референдум по поводу того, кто за сохранность Союза, кто против, показал, что 80% населения хотели бы вернуть историю назад. В этой стране по-настоящему умный талантливый, удивительно добродушный народ. В то время как СМИ культивируют тему, что здесь живут одни полудурки, которым можно влить в уши всё что угодно. Даже обидно, оскорбительно, так не может быть. Для меня, кроме Руси-матушки, жизни нет нигде. За границей могу жить неделю, всё равно хочу домой.