В июне сначала премьер, а потом президент были неприятно удивлены смертностью российского населения, неожиданно повысившейся на 3,7% в первом квартале 2015 года. В Кремле среди возможных причин роста этого показателя нездоровья сограждан назвали старение населения, социальные, эпидемиологические и медицинские факторы. Следствием нежданного «открытия» стали распоряжения обоих руководителей страны разобраться в причинах истинных.
Почувствуйте разницу: Медведев велел назвать эти причины и улучшить обрушившийся показатель к 2018 году, а Путин – разобраться в причинах скачка смертности до… 30 июля, «разработать и принять комплекс дополнительных мер, направленных на снижение смертности населения». Правда, премьер ещё пригрозил особым спросом врачам, недобросовестно исполняющим свои обязанности…
Во что нынче упираются все проблемы здравоохранения – от нехватки квалифицированных кадров до нехватки лекарств? Правильно, в финансирование, которое так и хочется иногда определить как «финансирование по остаточному принципу». Однако именно история со скакнувшей смертностью показала, что деньги на здравоохранение найти всегда можно. Так, в июле городской онкослужбе были выделены дополнительные деньги (215 млн рублей). Они были добавлены к миллиарду, выделенному ещё в конце прошлого года. «Это позволит значительно улучшить ситуацию с послеоперационной профилактикой рака молочной железы, которая пациенту обходится в год в 1 млн 100–200 тысяч рублей, – говорит главный внештатный онколог Санкт-Петербурга Георгий Манихас. – Средства были разделены между городским онкодиспансером и Центром в Песочной».
Онкология – далеко не самая «заброшенная» область отечественной медицины, однако и она неожиданно получила дополнительное финансирование. Оно на первый взгляд и понятно – онкологические заболевания многим кажутся чуть ли не главной причиной смертности как таковой, хотя сердечно-сосудистые болезни обгоняют их по-прежнему.
Среди факторов, влияющих на показатели заболеваемости и смертности, Георгий Манихас называет среду обитания и отношение к собственному здоровью. Исключение из своей жизни таких рисков, как алкоголь, курение, избыточный вес и малоподвижный образ жизни, помогут любому из нас снизить заболеваемость онкологическими болезнями и вероятность ранней смерти на 50%. Немаловажной считает профессор и своевременную, раннюю диагностику не только опухолевых образований, но и любых других заболеваний. «В первую очередь для снижения общих показателей каждый должен подумать о себе, – говорит он. – Это означает, что очень внимательно надо отнестись к предложению государства о проведении диспансеризации в поликлиниках по месту жительства. Именно в ходе её в определенном возрасте проводятся скрининги рака молочной железы, прямой и толстой кишки, шейки матки. Если случается любой недуг, любой «каприз» здоровья – первым делом исключите у себя онкологию, а дальше уже ищите все остальные болезни. Это мой личный совет каждому».
Главный внештатный онколог Ленинградской области Ласло Роман согласен с коллегой, однако считает, что необходимо учитывать и такой фактор, как возрастной состав населения. «Самый большой рост онкологических заболеваний наблюдается у людей, чей возраст превышает 55 лет, – говорит он. – Конечно, в этом возрасте будет и больше смертность от этих болезней. Это тоже надо учитывать. Но всё зависит не только от онкологических служб города и области. Люди должны быть хорошо информированы о необходимости ранней диагностики онкозаболеваний. Дороги не диагностика и лечение онкологии, дорого поддержание жизни больного на той стадии, на которой лечение уже невозможно. 326 миллионов было выделено в области в этом году на химиотерапевтические препараты для онкобольных, я, как главный онколог, и желать-то большего не могу. Но, когда правительство выделяет деньги, оно хочет, чтобы результат был незамедлительно. Но должно пройти время, и это обязательно отразится тогда на показателях».
«В Городском клиническом онкодиспансере начал работать центр по оказанию психологической поддержки онкологическим больным – это четыре психолога, и мы видим серьёзную отдачу через увеличение продолжительности жизни больных, – констатирует Манихас. – Мы предусматриваем психологическую помощь и их родственникам, но её пока не предусматривает ОМС. Будем готовить и психологов для районных отделений и поликлиник. Это должна быть система, работающая на благо наших пациентов».