Аргументы Недели → Общество № 27(468) от 23.07.2015

Большой Театр – живое пространство

, 08:38

Два года назад новым генеральным директором Большого театра был назначен Владимир УРИН, до этого руководивший Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Аргументы недели» предлагают вашему вниманию интервью с ним.

- В эти дни исполнилось два года как вы стали директором Большого. По сравнению с предыдущими скандальными годами в театре установилось некоторое спокойствие. Видите ли вы тут свою заслугу? Или же скандалы продолжаются, но просто остаются внутри театра?

– Не умею оценивать себя и не понимаю людей, которые сами себя оценивают. Это может делать либо коллектив, либо зрители. Какие-то вещи получаются, какие-то нет. Могу сформулировать так: театр вошёл в более нормальный рабочий ритм, его не сотрясают скандалы. Значит ли это, что все проблемы решены? Конечно, нет. Они решаются не в течение одного-двух лет. В живом развивающемся организме все проблемы решены быть не могут. Одни исчезают, другие появляются. Принципиально важно и необходимо вести диалог с коллективом театра в целом, а также встречаться с творческими коллективами. Обсуждать вопросы, которые их волнуют и находить решение.

Крайне важно быть предельно открытыми перед СМИ. На любой вопрос обязательно должен быть ответ. Раньше часто роились слухи и не понятна была позиция самого театра.

– Недавно вступили в силу новые правила продажи билетов. За время, что вы находитесь у руля театра, изменения происходили уже несколько раз. Но публика всё равно постоянно недовольна. Будете ли продолжать реформы? Удалось ли справиться с билетными спекулянтами? Или при такой огромной популярности театра это в принципе невозможно и вся борьба напоминает битву Дон Кихота с ветряными мельницами?

– Сделано несколько очень важных шагов, которые направлены на большее удобство в приобретении билетов. Исчезли конфликты, которые существовали постоянно. Во время предварительной продажи дежурят милиция и наша служба безопасности. Люди получают браслеты с номерами. Могут выйти из очереди и вернуться.

Льготники покупают именные билеты по документу и пройдут в театр, только предъявив к билету этот документ. Если билет подобного рода куплен с рук, в театр не пустят. В том случае когда у льготника есть сопровождающее лицо, ему также продадут билет по документу, который он предъявит при входе.

Любопытно, что количество льготников уменьшилось в десятки раз. Просто раньше их за деньги «нанимали» спекулянты. Иногда покупали по 5–6 билетов (якобы для детей), а затем эти билеты оказывались в руках у спекулянтов. Конечно, такой переменой некоторые были недовольны, жаловались, писали письма. Ведь потеряли такую возможность!

У нас идёт продажа и через Интернет. Мы меняем ситуацию шаг за шагом в рамках того законодательства, которое существует.

– Цены на билеты продолжают расти. Буквально на днях подорожала опера. Как жалуются любители классической музыки, теперь «доступные по ценам билеты плавно переместились на люстру». Что руководство театра предпринимает для стабилизации цен?

– Мы не можем не поднимать цены. Этим пользуются спекулянты. Цены подорожали на те оперы, на которые существует спрос. Если его нет, билеты не дорожают. Причём подорожали «средние» билеты – те, что больше всего пользуются спросом у спекулянтов. Они покупают эти билеты, сравнительно дешёвые, и продают их в 2–3 раза дороже. Если не подорожают, то тут же окажутся у них в руках. Речь не идёт об общем подорожании. Цены на «дешёвые» билеты (пусть не самые лучшие, не самые близкие) не дорожают. Определённая часть билетов (и у нас это зафиксировано в процентном соотношении) должны быть доступны. В том числе и для студентов, которые их приобретают по студенческому билету, с которым проходят в театр.

Цены на балет, которые и так являются высокими, не дорожают. Немного повысились «средние», которые пользуются спросом у спекулянтов. Так что «низкие» и «высокие» остались без изменений.

Мы хотим, чтобы деньги шли театру, а не в карманы спекулянтов. Но речь не идёт об общем подорожании.

– Что вы считаете своим главным достижением? Удалось ли поднять уровень оперы?

– Очень важен в этом отношении приход нового музыкального руководителя. Это главный дирижёр Туган Сохиев, который очень активно включился в работу.

Мы приняли много талантливых музыкантов в оркестр, провели серьёзный конкурс певцов для включения их в труппу театра и Молодёжную программу. Сам Сохиев удачно подготовил и продирижировал оперой «Орлеанская дева» в концертном исполнении, является дирижёром нашей самой последней премьеры на Исторической сцене – «Кармен». У него серьёзные планы на предстоящий сезон: объявлены ещё две его постановки. В связи с работой оперной труппы перед нами стоят непростые вопросы.

Те певцы, кто составлял славу Большого театра и пел центральные партии, сегодня должны найти своё место и обязательно оставаться в труппе, согласно своим вокальным возможностям. Это не простой психологический и человеческий процесс. Мы даём около 200 оперных спектаклей в год и на Исторической, и на Новой сцене. При этом в штате оперной труппы чуть более 50 человек – самая маленькая труппа среди других музыкальных театров. Среди них и певцы старшего поколения, и совсем молодые. К сожалению, они не в состоянии обеспечить весь репертуар. Конечно, будем приглашать и других певцов – российских и зарубежных.

– Известно, что в любом театре самое главное – партнёрские отношения между сценой и зрительным залом. Как реагируете на неприязнь и недоброжелательство отдельных зрителей? Ведь они «пишут письма», подчас даже президенту.

– К таким «письмам» отношусь очень плохо. Это настоящие доносы. Мне, как человеку немолодому, многие формулировки известны, напоминают советское время: «враг народа», «пятая колонна» и т.п. Приемлю любое общественное обсуждение с открытостью, доказательствами, без приклеивания ярлыков и обвинений.

Искусство – вещь субъективная. Спокойно отношусь к серьёзной критической статье с негативной оценкой. Но если подводят идеологию – это совсем другое.

– Налицо бесспорные удачи этого сезона: «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта, балет «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича, детский спектакль «История Кая и Герды» С. Баневича. Но «Пиковая дама» – всеми любимая опера – в постановке Л. Додина вызвала явно негативную реакцию.

– «Пиковая дама» в постановке Додина – безусловно, произведение спорное. Но такие художественные высказывания для меня – очень важный процесс. Процесс, который продолжается. Театр должен быть разноплановым, разнообразным. Театром поиска, интересных новаторских решений. Должен быть интересным как для тех, кто любит традиционность, классику, так и для других, кто предпочитает новаторские решения. Это вопрос баланса. Не дай бог, в чём-то перебрать.

Мы занимаемся живым делом. Могут быть неудачи. Может быть и настоящий провал. Но даже если спектакль не получился, надо к этому относиться спокойно.

В знаменитом Ла Скала бывает, что весь зал кричит «бу…», когда режиссёр и дирижёр выходят на сцену.

«Свадьба Фигаро» действительно имеет зрительский успех. Возможно, одна из причин его в том, что Евгений Писарев «разговаривает» в этой постановке современным языком.

Чем больше новаторских решений, тем лучше. Взгляды должны быть предельно широки.

– Евгений Писарев – режиссёр драматического театра – художественный руководитель Театра им. Пушкина. Среди постановщиков в новом сезоне у вас также появились имена известных драматических режиссёров. Означает ли это, что оперных режиссёров у нас в России нет?

– Это не так. Конечно, они есть, но их явно недостаточно. Есть талантливые оперные режиссёры, такие как Д. Бертман, А. Титель, Г. Исаакян. Не надо забывать, что у каждого из них свой театр, где они успешно трудятся и где их планы расписаны на годы вперёд.

Поэтому мы привлекаем серьёзные имена режиссёров драматических. В следующем сезоне это такие мэтры на своей территории, как Римас Туминас и Сергей Женовач. Наша позиция – привлекать и развивать наших дирижёров и режиссёров. Правда, будет у нас и признанный авторитет музыкального театра Петер Штайн, удачно работающий в Ла Скала и успешно поставивший «Аиду» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко.

– Вы приглашаете Тимофея Кулябина. Не смущает ли вас недавний скандал в Театре оперы и балета Новосибирска, связанный с его именем после постановки «Тангейзера»?

– Я человек не конфликтный. Стараюсь любую околотеатральную ситуацию оставлять в стороне. Критерии – одарённость и талант режиссёра и может ли данный материал у него хорошо получиться. Я никогда не пригласил бы никого ради конфликта.

Очевидно, что Кулябин ещё молодой, развивающийся, но, с моей точки зрения, безусловно, способный режиссёр.

В нашей истории известны многочисленные случаи, когда человека низводили, а потом объявляли гением. Вспомним, что поначалу классическая «Чайка» не была признана, а Чехова вообще называли «плохим» писателем».

Попытка поиска нового в искусстве в определённых рамках всегда желательна, поскольку театр – живое, постоянно движущееся пространство.

– Как дела у вас в балетной труппе? Продолжится ли контракт с Сергеем Филиным?

– Идёт нормальная работа. Он находился в Германии на лечении. Сейчас в Москве. В ближайшие дни вместе с ним будем обсуждать дальнейшее.

Ранее подписанный с Сергеем Юрьевичем контракт действует до 16 марта 2016 года. На следующий сезон в балете запланирован целый ряд премьер, и что ещё важно – балет Минкуса «Дон Кихот» будет переведён с Новой на Историческую сцену.

– Каковы направления нового 240-го юбилейного сезона? Что, по-вашему, там наиболее значимо?

– Помимо премьер в опере и в балете нам предстоит целый ряд юбилеев, концертов и памятных вечеров. Первой большой премьерой станет «Иоланта» Чайковского (дирижёр-постановщик – Владимир Федосеев). Следующая премьера тоже из русского репертуара – «Катерина Измайлова» Шостаковича (дирижёр-постановщик – Туган Сохиев).

Нам было радостно видеть, как в этом сезоне дети смотрят спектакль «История Кая и Герды» (режиссёр-постановщик – Д. Белянушкин, художник – В. Левенталь). Поэтому следующий сезон начинаем ещё одним детским спектаклем в Бетховенском зале – «Байки о лисе, утёнке и Балде». Поставит его снова Д. Белянушкин.

– При том огромном объёме деятельности, с которым должен справляться Большой театр, может ли он обходиться исключительно своими силами?

– Балетная труппа может и своими силами обходиться. Конечно, мы приглашаем Наташу Осипову, которая была солисткой Большого театра. Приглашаем Диану Вишнёву.

Но что касается оперной труппы – это нереально. Похоже решили, что певцов будут приглашать. Это было изначально заложено. Но певцы – это «штучный товар». Определённый репертуар требует голоса определённого типа, определённого тембра. Мы говорим «тенор», но есть тенор драматический, есть лирический. «Сопрано» иногда требуется лирическое, иногда драматическое, иногда колоратурное. Взять в течение года одного-двух человек в труппу – это счастье. Значит, чтобы принять 10 человек, потребуется пять лет.

Два года, которые я работаю в Большом театре, – срок очень небольшой, явно недостаточный. Чтобы собрать труппу, нужны годы. Тем не менее качественные изменения, которые мы принимаем, надеюсь, дадут и качественные результаты.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram