Аргументы Недели → Общество

Дешевой безопасности не бывает

, 12:58

Большой переполох в среде правозащитников наделало недавнее распоряжение главы Главного Управления (ГУ) МВД по Москве Анатолия Якунина «О дополнительных мерах по повышению эффективности индивидуальной воспитательной работы и укреплению служебной дисциплины и законности».

Если сказать кратко, то оно касается изучения условий проживания и поведения сотрудников правоохранительных органов во внеслужебное время.


Так называемые либеральные деятели тут же возопили: «Куда бедному сержанту податься? Кого касается в коммуналке или в хоромах живет несчастный сотрудник ППС? Пьет он или не пьет? Бьет жену или не бьет?». Тут же вспомнился и запрет на выезд сотрудника в ряд очень «дружелюбно» настроенных к нам государств. В общем, договорились до тотального ущемления прав человека в полицейских погонах.

Зачем дразнить «либеральных гусей»? Знают ли сами сотрудники, что они живут в тоталитарном государстве? Можно ли отказаться от визита начальника? Об этом «Аргумента недели» спросили депутата Государственной Думы от партии «Справедливая Россия», доктора юридических и философских наук, профессора, генерал-майор МВД Татьяну Москалькову.

- Татьяна Николаевна, чем вызвано столь нашумевшее распоряжение Якунина? У начальников подразделений столь много свободного времени, что они готовы посещать своих подчиненных с утра до вечера?


- Когда мы говорим о службе в органах внутренних дел, о службе в силовых структурах в целом, то нужно иметь в виду - это особый вид государственной службы. Ведь, поступая на нее, сотрудники получают очень широкие полномочия, в том числе связанные с применением оружия, физической силы, специальных средств, вторжением в частную жизнь граждан, вплоть до прослушивания телефонных  разговоров и проникновения в жилища. Естественно, что к их морально-нравственным качествам, этике поведения в быту предъявляются особые требования, а служба  связана с выполнением   ряда, обязательств, запретов и ограничений. В частности,  закон  запрещает полицейским  заниматься иными видами деятельности, кроме  службы, научной, творческой; состоять в политических партиях; обязывает ежегодно сообщать о доходах и расходах не только своих, но и супруги, несовершеннолетних детей и   т.д.
Эти  законодательные нормы появились в ответ на справедливые ожидания общественности повысить требования к не только к профессиональным, но и к личным качествам сотрудников органов внутренних дел РФ. Нужны были  действенные меры противостоять коррупции, злоупотреблениям, неуважительному отношению к гражданам.  
В Законе «О службе в органах внутренних дел» все эти требования,  запреты и ограничения строго прописаны. Но как понять, что они   выполняются? Согласитесь, до поры до времени, на службе человек может казаться вполне адекватным, быть на хорошем счету, проходить аттестацию. Но дома – это совершено другой человек. Бывший майор Денис Евсюков – яркий пример. На службе все хорошо, а в быту пьянки, гулянки, драки. Со временем грань стирается.
Значит надо понимать - чем «дышит» сотрудник во внеслужебное время. Как общается с близкими и родными, с соседями, в каких бытовых условиях живет, может ли полноценно отдохнуть после смены. Только так можно составить более полный психологический портрет человека, который не просто имеет право проверить документы, но и носит оружие.
Кстати, ничего нового в этом нет. В старом законе «О милиции» подобная норма существовала. Подобная практика – посещение руководителями своих подчиненных так сказать «на дому» есть и в других силовых структурах и спецслужбах: в ФСБ, СВР, ФСО. Да и в других странах мира. Общепризнано, что это помогает предотвратить, порой, и трагические ситуации. Так что «велосипеда мы здесь не изобрели», да и не надо.

- Есть и такой скользкий момент. Например, сотрудник ГИБДД, который берет взятки, вряд ли согласится показать своему руководству квартиру, обставленную шикарной мебелью! А честному человеку скрывать нечего.

 
- Конечно, это еще один из элементов борьбы с коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов. Поэтому почему столько шума вокруг этого - мне непонятно.
Кстати,   на поход в гости необходимо разрешение самого сотрудника. В распоряжении есть норма, которая говорит о том, что если сотрудник отказывается от посещения руководством его жилища, то об этом составляется специальный рапорт.

- Но, наверное, не все сотрудники захотят, чтобы их квартиры фотографировали?


- Поправка об отмене фотографирования уже внесена.  В любом случае, все эти меры должны укладываться в действующее законодательство.

- Как добиться реального выполнения приказа Якунина, а не пустых рапортов: «был, разговаривал. Сержант Пупкин морально устойчив»?


- Как я уже говорила – это мера не новая. Например, подобные мероприятия должны были проводиться в рамках приказа №80 от 2010 года о морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности сотрудников. А данное распоряжение – это еще один импульс, «звонок» для руководства подразделениями, что этому направлению уделяется особое внимание. И то, что это не кампания, которая будет проходить раз от разу, а постоянно действующий вид деятельности любого руководителя.

- Вы буквально на днях присутствовали на выпуске Московского университета МВД России. Ребята понимают, что их вид госслужбы – это отнюдь не «кусок сладкого пирога»? Пирог достаточно горький с одной стороны, а с другой – почетный.


- В высшие учебные заведения МВД приходят люди, сориентированные на служение Отечеству, морально готовые к тяжелейшей работе, связанной с борьбой с преступностью, с рисками, огромными психологическими и физическими перегрузками. Перед поступлением они проходили тщательную многомесячную проверку. В том числе, например, на связь с криминалом.  

 
В комплектующем органе, который рекомендует их на учебу, с ними проводится специальная беседа, в которой объясняют, что абитуриент добровольно берет на себя целый комплекс запретов, ограничений и обязательств. И на протяжении 5 лет обучения этому уделяется большое внимание. Даже был введен специальный предмет «Профессиональная этика», который на эти моменты обращает особое внимание. Уверена, что с каждым поколением лучшие традиции будут преумножаться, а негатив - уходить в прошлое.

- Раньше начальники правоохранительных органов всех уровней жаловались, что вынуждены буквально брать людей с улицы – настолько низкое было денежное довольствие и уровень социальной защищенности. Сейчас ситуация меняется?


- Безусловно. Правда, не так кардинально, как бы этого хотелось. Реформа 2011 года  увеличила денежное содержание сотрудников МВД,  улучшила их социальную и правовую защищенность. Но сейчас мы наблюдаем тревожную картину – продолжается сокращение численности сотрудников, замораживается индексация денежного содержания сотрудников, финансирование жилищной программы идет далеко не такими темпами, как планировалось. Пытаются экономить деньги и на техническом перевооружении. Надеюсь, это временные явления. Ведь дешевой безопасности не бывает.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram