Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Петербург → Общество

Врач от бога и для людей

Медицина в поиске, или Лейб-медик как последняя надежда

, 19:14

В год 150-летия Евгения Сергеевича Боткина отечественные медики вновь поднимают вопрос о канонизации врача, не покинувшего на пороге смерти семью Романовых, которой он служил верой и правдой 10 лет.

Зарубежная Православная церковь уже канонизировала Евгения Сергеевича Боткина в лике мученика. Это произошло ещё в 80-е годы, одновременно с канонизацией в Европе убиенного большевиками последнего императора России, членов его семьи и находившихся с ними в доме Ипатьева слуг. И вот теперь российское врачебное сообщество напоминает РПЦ, которая размышляет о канонизации Боткина уже не первое десятилетие, о необходимости такого же шага. Вопрос о посмертной судьбе представителя врачебной династии Боткиных, верой и правдой служивших российской медицинской науке и практике, был поднят на IV Всероссийском межрегиональном Конгрессе «Балтийский медицинский форум», прошедшем в Петербурге в конце июня.

В начале пути

Сын Сергея Петровича Боткина начал свой профессиональный путь в 1890 году по окончании Медико-хирургической академии. Работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных, стажировался в Европе, был врачом придворной капеллы, потом опять трудился в Мариинской больнице в качестве сверхштатного ординатора. В 1893 году блестяще защитил докторскую диссертацию, которую посвятил отцу (официальным оппонентом Боткина на защите был Иван Павлов), вновь отбыл в командировку за границу... В 1897 году Евгений Боткин приступает к исполнению обязанностей приват-доцента в альма-матер. Когда началась Русско-японская война, отбывает добровольцем на театр военных действий – заведует медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии, но не раз бывает на передовой как простой фельдшер.

Излагать свои мысли и чувства на бумаге у образованных людей того времени считалось нормой, и не чуждый пера Боткин делится своими впечатлениями и раздумьями о войне в книге «Свет и тени Русско-японской войны 1904–1905 гг.: Из писем к жене»: «Удручаюсь всё более и более ходом нашей войны, и потому больно... что целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга, что мелкие расчёты становятся выше понятий об Отчизне, выше Бога». Книга эта была прочитана императрицей Александрой Фёдоровной, и после смерти Густава Гирша именно Боткину, известному в Петербурге своим талантом клинического мышления, было предложено место лейб-медика. «Своей добротой они сделали меня своим рабом до конца дней моих», – позднее скажет Боткин своим родным. А генерал Александр Мосолов, начальник канцелярии Министерства Императорского двора, отметит: «Он был, безусловно, преданный Их Величествам слуга». Все эти слова нашли подтверждение в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге…

Актуально наравне с…

Конечно, и помимо посмертной судьбы Евгения Боткина вопросов для обсуждения на Балтийском медицинском форуме хватало. Например, по словам президента конгресса, академика РАН, главного терапевта Санкт-Петербурга Вадима Мазурова, произошли изменения в списке болезней – лидеров по заболеваемости. Сердечно-сосудистые заболевания и заболевания органов дыхания сохранили первое и второе места соответственно, а вот на третье место вместо патологии пищеварительного тракта ныне вышли заболевания опорно-двигательной системы, которые в силу длительного течения и прогрессирующего характера часто приводят к инвалидизации больных.

В рамках конгресса обсуждали бронхиальную астму, сердечную недостаточность, остеоартроз, ХОБЛ, гипертонию, сахарный диабет, псориаз и ещё множество заболеваний, рассматривать которые (и форум не первый раз призывает к этому врачей) сегодня следует с учётом коморбидности, т.е. течения конкретной болезни на фоне иных хронических заболеваний, имеющихся у пациента.

Помимо тысячи зарегистрированных в Петербурге участников к заседаниям форума примкнула огромная интернет-аудитория медиков в регионах: выступления докладчиков, среди которых были академики Евгений Насонов, Владимир Ивашкин, Александр Чучалин, транслировались на просторах Всемирной сети. Кстати, именно главный терапевт-пульмонолог Минздрава, директор института пульмонологии ФМБА России А. Чучалин открыл секционное заседание, посвящённое личности Евгения Боткина. Докладами освещались профессиональная научная и практическая деятельность лейб-медика Романовых, его отношения с конкретными людьми и всей российской медициной начала ХХ века. А одно из сообщений было сделано протоиреем Сергием Филимоновым, являющимся… профессором медицинского университета им. И.П. Павлова. Он-то и повествовал о нравственных аспектах личности Евгения Сергеевича Боткина, за которого ныне медики «просят» РПЦ…

Кто виноват?

Почему же в ходе медицинского форума вдруг заговорили о личности, отстоящей от сегодняшнего дня на 100 лет? Почему на форумах людей, занимающихся естественными науками, до сего времени отрицавшими божественное, всё чаще звучат голоса представителей церкви?

Светила отечественной медицины утверждают: здоровье пациента всегда зависит от первичного звена здравоохранения. «Хирургом можешь ты не быть, но терапевтом быть обязан» – это истина, которой давно пренебрегли в США и во многих странах Европы. Терапевтические азы – это то, что является основой медицинского образования, это широчайшие знания, касающиеся всех областей медицины. Именно они позволяют находить логические связи между симптомами, объединять симптомы в симптомокомплексы, рассматривать весь организм как объект страдания от той или иной болезни. А ещё недавно казавшаяся идеалом узкая специализация в большинстве случаев приводит к потере главного качества хорошего врача – клинического мышления, традиционно взращивавшегося в отечественных докторах.

Впрочем, взращивалось в них и понятие о врачебной этике и профессиональном долге, которое сегодня стало чуть ли не мифом. Отношения врача и пациента ныне сводятся к минимуму: какое там платоновское «вылечить душу» – стетоскопом лёгкие некогда прослушать… А без контакта с пациентом, душа которого требует участия, без понимания своего профессионального назначения стать врачом в высоком смысле этого слова невозможно! Нынешние же врачи зачастую уподобляются конвейеру, машине по сортировке пациентов: о предназначениях и нет времени задуматься. Бесспорно, обвинить в этом можно государство, министерство, убогое финансирование, бездушные приказы и подушевой учет, но человеческий-то фактор никто не отменял: доктор Боткин без всякой зарплаты оставил семью и принял смерть со своими пациентами… Перебор с пафосом, скажете вы? А иначе нельзя.

Когда атеисты дремлют, церковь не спит

Вы думаете, нынче врачей учат долгу в институтах наравне с медицинскими дисциплинами? Академик Александр Чучалин говорит, что обязательные в советские времена предметы «история религии», «история медицины» и «этика и деонтология врачебной деятельности» давно изъяты из учебной программы медицинских вузов. Эти дисциплины давали когда-то исчерпывающие знания о развитии медицины, о становлении профессии врача, о религиозных, философских и исторических её аспектах, о врачебном моральном кодексе, и обучение им должно обязательно входить в тот непрерывный цикл, о котором говорит профессор Мазуров. Иначе сохранить историческую память врачей об их месте в социуме вряд ли удастся. И страдать от этого будем мы – пациенты…

Какой смысл сетовать, что выпускники медвузов рассеиваются после выпуска по частным клиникам или вовсе уходят из профессии? Какой смысл укорять старшее поколение врачей, измотавших силы и нервы при исполнении разнарядок и стандартов и давно забывших о своем высоком назначении? Время показало, что «доктор – тоже человек» и он наравне со знаниями ищет напоминания о своей профессиональной значимости. Вот РПЦ ныне и занимает потихоньку покинутые (по непонятным причинам) образовательные позиции: вместо трёх точных предметов ведёт на медицинской базе разговоры о душе. Официальная медицина и не противится: если государство худо-бедно ныне обретает новую идею-идеологию, медицина всё ещё «блуждает в потёмках бездуховности»… В этой ситуации канонизация Боткина, создание светлого образа врача-мученика, безвозмездно исполнявшего свой долг до последней минуты, – просто свет в окошке. Как пациент прошу: канонизируйте – может, спасём отечественную медицину, а?..

Цитата

«Когда вы входите в палату, вас встречает радостное и приветливое настроение – драгоценное и сильное лекарство, которым вы нередко гораздо больше поможете, чем микстурами и порошками... Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку. Так не скупитесь же, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно нужно. Так пойдём с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как ему быть полезным».

Е.С. Боткин

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram