Подмосковье на грани разрыва. Нефтепроводов
13 июля 2015, 17:52 [«Аргументы Недели», Олег Пронин ]
Мы привыкли к тому, что аварии на газо- и, тем более, нефтепроводах, случаются где-то далеко от Центральной России. На Урале, в Сибири – вот там, да… И «Роснефть», и «Транснефть» могут отравить тоннами «черного золота» землю и воду даже рядом с крупными городами типа Нефтеюганска. Но это все – там. И вода черного цвета из крана, и грядки, покрытые нефтяной пленкой. Там. Рядом со столицей такого быть не может. Увы, может. Причем в самом что ни на есть ближайшем Подмосковье.
Я не знаю наверняка, почему министр энергетики Московской области Леонид Неганов вдруг провел целую пресс-конференцию на тему безопасности нефте- и газопроводов в регионе. Возможно, из-за резонансных аварий на Сахалине, Самаре и упомянутом Нефтеюганске. А может, для того, чтобы хоть как-то «плюсануть» себе в плане PR – коли уж не получается решить вопрос с долгами перед поставщиками энергии. Здесь ситуация просто плачевная – 9 миллиардов рублей. И сумма эта вот уже третий год не уменьшается.
Надо отдать должное Леониду Валериевичу – самокритика на публику у него получается. Сказывается опыт работы в РАО ЕЭС, энергокомпании Дальнего Востока и в «Башкирэнерго». Самый просто вариант – рассказать о фактах выявления нарушений в охранной зоне ЛЭП. Например, около линии «Мухино-Можайск» обнаружили целую пилораму, сообщает пресс-служба ведомства 30 июня. А 5 июля огорашивает читателя мощной цифрой – по итогам 2014 и 2015 годов министерству стало известно о почти 1700 нарушениях в охранной зоне энергосистемы. В переводе на обычный язык – именно столько дач, домов, ангаров, гаражей, сараев, цехов и т.п. имеется в охранной зоне.
Особого внимания заслуживают зоны газопроводов и кольцевого нефтепродуктопровода. Здесь, рассказывает министр, выявлено 200 и 280 нарушений соответственно. То есть, строят не только рядом с опорами линий электропередач. Но, спешит успокоить нас чиновник, повреждение кольцевых нефтепродуктопровода и газопровода, подающих в столичный регион авиакеросин, автомобильное топливо и газ, «маловероятно». Потому что они, говорит г-н Неганов, находятся под землей достаточно глубоко. На его целостность может повлиять только экскаватор, который не получив соответствующих разрешений начал копать в месте пролегания трубы и ее прорыл. Действительно, за последнее время таких случаев не было. Главные слова – «за последнее время». Однако ранее серьезные аварии были, признал министр. «У нас многие вещи начинают делать без получения исходных разрешительных документов, были случаи и с линиями электропередач и объектами трубопроводного транспорта». То есть подогнать экскаватор и рубануть по недогляду ковшом трубу – лишь дело техники?
Согласитесь, интересная позиция у регионального минэнерго. То есть, нарушения мы видим, где и что знаем. Вот только как все это получилось и что с этим делать – не на словах, а, так сказать, физически – тут уж, простите, затрудняемся… Видимо, и правда, задача устранить нарушения в охранной зоне Московского кольцевого нефтепродуктопровода (МКНП) министерству не по силам.
Но г-н Неганов особо и не напрягается – для него, судя по всему, это не проблема. «В кольцевом газопроводе и нефтепродуктопроводе ключевое слово – кольцевой». Технологическая схема данных объектов предполагает, что нарушения на любом их участке не приведет к риску прекращения подачи топлива. С точки зрения безопасности это очень надежная и устойчивая схема, полагает Неганов. «Но есть и тупиковые ветки и повреждение на них может прекратить или сократить подачу авиационного керосина», - признал он. Однако в любом случае, беспокоиться не о чем. Все крупные потребители, в том числе аэропорты, имеют топливные склады с аварийным запасом, также есть способы железнодорожной погрузки
Да, дефицита топлива, возможно, в случае аварии удастся избежать. Непонятно другое: почему Леонида Неганова не волнует судьба тех территорий и людей, на них проживающих, которые, не дай бог, окажутся в эпицентре возможной катастрофы – прорыва трубопровода, разлива топлива, пожара или взрыва? Видимо, потому, что, как любят говорить чиновники, «мы защищены инструкциями».
Во всех районах Московской области, в которых зафиксированы нарушения охранных зон, созданы «дорожные карты». В соответствии с которыми якобы что-то делается. В чем состоит реальное действие, а не круговорот бумаг в природе, министр не пояснил. Более того, в двух районах идет активная продажа участков на территории охранных зон и их застройка. Особенно настораживает ситуация в Раменском районе. Здесь уже выявлены сотни нарушений охранных зон и минимальных допустимых расстояний Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода. В деревнях Сафоново, Поповка, г.п.Раменский ведутся кадастровые работы по разделу земельных участков, осуществляется продажа и застройка более 200 участков. На 12 участках уже строятся жилые объекты капитального строительства. На столбах, примыкающих к МКНП, развешаны объявления о продажах участков.
Поразительно, но Минэнерго…в курсе! «Мы мониторим и следим за развитием ситуации» - рассказывает Неганов. И опять ничего не делаем, добавим мы. Ибо как объяснить, что на территории поселения Вялковское многодетным семьям дали земли для застройки буквально на краю охранных зон.
Соверщенно очевидно, что нежелание министерства выполнять указания губернатора по обеспечению безопасности трубопроводов порождает и уверенность в безнаказанности у местных чиновников. И коррупцию, конечно. Иначе как объяснить подобные примеры незаконной застройки, которая ведется годами(!) с риском для сотен и тысяч людей? Или то, как риэлторские агентства умудряются продавать участки на особо опасных объектах? А чиновники, ответственные за то, чтобы эти земли не то, что не застраивались, а вообще никогда ни в одном объявлении о продаже не появлялись, лишь констатируют факт и бессильно разводят руками?