Впервые казаков живьем увидел в Анапе. До этого все только в кино, да недавно на параде Победы по Красной площади промаршировали бравые парни в черкесках. Между тем, по курортной набережной шел полицейский патруль в сопровождении людей в форме, отличающейся от МВД.
Наслаждавшаяся закатом явно московская семья, близнецы мальчик и девочка лет 5-6 с белокурой мамой, принялась с интересом разглядывать правоохранителей. Азарт видимо настолько увлек, что мама, размахивая ресницами, осведомилась у самого симпатичного в необычном одеянии:
«А Вы кто?»
«Мы - казаки, - ответил улыбчивый детина в кубанке, -Мы можем чем-нибудь помочь?»
«Можете! Можете! - запрыгала на одной ножке девочка, победительно посматривая на брата, - Вы не могли бы Сашку выпороть! Уж больно задается!»
Анапа – это, как выясняется, самое что ни на есть казачье место. Русская Императорская армия четырежды брала зловредную турецкую крепость Анапу в XVIII-XIX вв. И каждый раз на самом острие были волжские, донские и черноморские казаки. Поэтому вся анапская земля обильно полита казачьей кровью.
Возникшее затем Кубанское казачье войско как раз приняло в свои ряды донцов, часть волжских к и черноморских казаков, основу которых составили запорожцы, переселившиеся на Кубань.
Любопытно, что именно казаки первыми из русских воинских формирований столкнулись с ниндзя. Случилось это во время русско-японской войны, в которой казаки, конечно, участвовали. Как говорится в рапорте: «… мы сидели во второй линии охранения, жгли костер, варили еду. Вдруг из кустов выскочил японец в черном. Стал странно шипеть и размахивать руками. Есаулом Кривошлыковым был ударен в ухо. Отчего вскорости и помер…»
Советская власть жестоко обошлась с казачеством. Широко известна директива Якова Свердлова, где первым пунктом значилось:
«Провести массовые террор против богатых казаков, истребив их поголовно».
Комиссары расстреливали тысячи. Из обихода выводилось само слово «казак». Там, где это не помогало, искусственно вызывались восстания, которые подавлялись с невиданной жестокостью.
Советская власть казакам не доверяла. Ведь в основе казацкого мировоззрения - Православие и Служение Отечеству. Если новая власть отвергает Веру, то зачем нужны люди, для которых вера - суть сущего! Да тем более хорошо вооруженные, организованные и привычные к войне.
Впервые после погромов и дискредитации казаки понадобились в ВОВ. Но только для войны и парада. А вот в начале 90-х годов прошлого века начался процесс, который продолжается до сих пор. В 90-х стали появляться люди, одетые в казачью форму. Их называли ряжеными и были правы. Потому что идеология казачества отсутствовала.
Потому что её носители не были востребованы на фоне откровений с «другом Биллом». Поэтому с таким же успехом можно было нацепить и венецианскую маску. Любой может развлекаться, как хочет…
Но даже и этих полукарнавальных персонажей хватило, чтобы среди потомков разгромленных казаков пошли объединительные процессы. Как рассказывает один из первых современных анапских атаманов Александр Матеркин, центры кристаллизации казачества стали возникать после газетных публикаций. Уже через два-три года местное казачество настолько структурировалось, что смогло не только успешно противостоять бандитам и этническим ОПГ, но и послать своих бойцов в Приднестровье и Абхазию.
К лету 2015 года в стране и мире, сложилась такая ситуация, когда казачество может занять свою прежнюю позицию в российском обществе. Как при Государе Императоре. России сейчас вновь нужны православные воины и патриоты на южных рубежах. Кроме казачества никто не может сейчас предложить внятную программу воспроизводства таких людей!
Как рассказывает атаман Анапского районного казачьего общества Валерий Плотников, во время крымской весны прошлого года 108 анапских казаков, не дожидаясь указаний, отправились на помощь к крымчанам. Тогда еще все висело на волоске. Не было «зеленых человечков». Зато к Перекопу двигались сотни «правосеков», жаждавших крови. Все же помнят их слоган: «Крым будет украинским или безлюдным!» Несмотря на противодействие СБУ, казаки заняли свои позиции и вместе с мятежным «Беркутом» предотвратили резню. А «вежливые люди» подошли потом.
Сейчас в Анапе создано 24 казачьих класса в которых учится 550 казачат. В прошлом году семеро анапских казаков во главе со старшим вахмистром А. Ивановым задержали на мысу Анапском 96 нарушителей границы. В городе стало значительно больше порядка. А раскрываемость преступлений в районе увеличилась до 90%.
Не все так блестяще, как хочет атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Николай Далуда. Именно он провел кубанцев по Красной площади на параде Победы. Казачьи организации сейчас в стадии роста и привлекательны, в том числе и для людей, решающих свои меркантильные интересы. За последние годы «батько» уволил 125 атаманов различного уровня, опозоривших свои кубанки и черкески. Но позитивен тот факт, что точка невозврата уже пройдена. И, уже возмужали мальчишки, для которых философия казачества: Вера, Служение, Отечество – суть мироощущения!
Между тем, по мнению наблюдателей, предотвратить появление хозяйственно-правовых коллизий в среде казачьих организаций может появление закона «О казачестве». В нем не только будет определен статус казаков в России, но и назначены проверяющие инстанции. Закон потребует также и кадрового пересмотра.
Автор же этих строк уверен, что закон «О казачестве» многое поставит на свои места. Но и свои традиции тоже стоит чтить. Очень хорошей профилактикой коррупции в казачьих рядах всегда являлась скамейка, нагайка в крепкой дружеской руке и молитва. Обычно, выпоротый потом благодарит за науку. И желание воровать как рукой снимает.
Так что не так уж и не права была в своей просьбе девочка на набережной Анапы. А что, пусть Сашка не задается!