В Москве опять уничтожают памятники архитектуры
2 июля 2015, 14:24 [«Аргументы Недели», Анастасия Мамина ]
Кожевнический проезд, дом четыре. Москвичи знают – по этому адресу находятся знаменитые корпуса суконной фабрики Бахрушиных, постройки, ставшие историей города Москвы. Кто же такие Бахрушины? Известнейший купеческий род, семья, прославившаяся на ниве меценатства: в Москве их называли «профессиональными благотворителями». И это не пустые слова – половину доходов от своих фабрик эти люди жертвовали городу.
Фабрика Бахрушиных – единственная из их построек, сохранившаяся до наших дней. Когда-то напротив суконной фабрики, прямо через дорогу, стояла еще кожевенная фабрика. Но этой части истории было суждено погибнуть в 2000-х, чтобы на её месте появился очередной высотный офисный комплекс. «Вивальди плаза» - каменно-стеклянный монстр, искажающий облик Кожевнической слободы – исторического района Замоскворечья. Очередное безликое здание, которому не суждено стать историей Москвы – слишком велика конкуренция с любым его близнецом, коих в столице России великое множество.
Если пройти чуть дальше по Зацепскому Валу, то можно попасть на улицу Бахрушина. На ней вас встретит красивый особняк в неоготическом стиле, где жил купец Бахрушин. Сейчас там находится театральный музей, который возвел «семейный архитектор» Бахрушиных, известный в Москве зодчий Карл Гиппиус.
Кстати, именно Гиппиус перестраивал корпуса суконной фабрики. Перестройки советского времени не затронули самый большой корпус фабрики. Он сохранил свой исторический вид. К нему примыкает колоссальная кирпичная труба – именно её вы и видите, когда прогуливаетесь по набережным водоотводного канала и Москвы-реки.
Это – наша история, история нашего города. Но сегодня, жестко расправившись с доходным домом Прошиных на 1-й Тверской-Ямской, с Военторгом на Воздвиженке и ещё с огромным количеством зданий, власть и лояльный мэрии бизнес точат свой топор на суконную фабрику Бахрушиных.
Если её снесут вслед за кожевенной фабрикой, то москвичи будут счастливы узнать, что офисному планктону, который сидит в здании напротив, построили модный жилой комплекс в стиле «лофт».
А ведь сначала речь о сносе вообще не шла. В прошлом году корпуса суконной фабрики были проданы с аукциона за 787 миллионов рублей. Владельцем стала компания «РДК «Пионер». Инвестор должен был отреставрировать фасад с учетом архитектурно-художественного оформления XIX века. Также в обязанности инвестора входило восстановить цоколь, интерьеры здания, перекрытия, опорные конструкции.
Неизвестно, что произошло потом. Но решение о сносе большинства корпусов фабрики Бахрушиных приняли буквально недавно на нескольких заседаниях Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства в зоне охраны и ее Рабочей группы. Эксперты пытались сопротивляться. Просили хотя бы третье строение не сносить. Но их, честно говоря, вообще туда для массовки позвали, потому что никто никого не спрашивал, какой корпус они хотят оставить. Сформулирован вопрос на голосование был однозначно: «Согласиться со сносом».
«Формально инвестор прав, фабрика Бахрушиных - не памятник и её можно сносить, - говорит известный москвовед Александр Фролов. - Инвестор потратился на проект, созданный английским архитектурным бюро David Walker Architects Ltd, и теперь может понести убытки». Почему же ДКН не занимается выявлением и постановкой на охрану зданий в городе? Задается вопросом эксперт и отвечает: потому, что работа департамента организована формально. «Фактически Департамент культурного наследия законными средствами пытается минимизировать зону своей ответственности, то есть старается как можно меньше зданий ставить на охрану, - говорит он. - Типичное поведение чиновников, заинтересованных не в результате своей работы, а в красивом отчёте».
Тем временем приготовления к сносу уже начались. Потомки Бахрушиных создали в Интернете петицию, которую уже передали мэру Москвы Сергею Собянину. Подписались сотни человек. И вот, что пишут люди, которым больно видеть, как потрошат историю их города:
«Нужны им были "какие-то Бахрушины". Нынче они не в моде, их время прошло. Нынче в моде олигархи. Финита ля комедия»
«Хочу, чтобы что-нибудь осталось после нас. Сами новое построить не можем, хоть старое не ломайте».
«Во всех цивилизованных странах берегут историческое наследие, включая старинные здания. Могут их полностью реконструировать, но всегда оставляют внешний вид , фасад здания. Только у нас все ломают и строят всякое д… (извините за резкость). Зданий старинной архитектуры и так осталось очень мало. Безликий город - это то, что нас ждет, если и дальше будем ломать все подряд. Дикая психология российских деляг (бизнесменами язык не поворачивается назвать) - любой ценой лишь бы карман набить»
«Хватит уничтожать национальное достояние моего города!!!»
Но всех комментаторов повергает в ужас одно и то же: кошмарное пренебрежение историей России, такое хамское и наплевательское отношение к архитектуре Москвы.
Просят Собянина прекратить насиловать Замоскворечье, оставить детям хотя бы кусочек Старой Москвы, хотя бы часть истории. И напоследок немного цифр, для статистики: за время пребывания Сергея Собянина на посту мэра, с 2011 года, в Москве уничтожено более 20 памятников архитектуры, в том числе уникальных и обладающих статусом объекта культурного наследия. Единицы, скажете вы. Но это то, о чем стало известно. А сколько еще жертв собянинского самоуправства ушли в небытие общественность никогда не узнает. Зачистка города от истории, а москвичей – от памяти продолжается.