Из года в год социологи стабильно фиксируют в Сибири более низкий, чем в других федеральных округах, уровень межнациональной напряжённости. Несколько дней, проведённых в Иркутской области, дают ощущение, которое лучше любых цифр отвечает на вопрос, почему здесь всё складывается именно так, а не иначе.
Больше ста лет в Иркутске существуют мечеть и синагога – причём на одной улице в 10 минутах ходьбы друг от друга. И в отличие от Западной Европы в Сибири никому даже в голову не приходит заподозрить в этом потенциально опасное соседство. Здесь помнят и гордятся первым генерал-губернатором края Карлом Львовичем фон Фрауендорфом. К слову, лютеранином, что в Российской империи XVIII века встречалось нечасто.
Не первую сотню лет на Иркутской земле живут буряты и русские. Конечно же, издавна много смешанных браков. А знаете, как называют здесь людей, во внешности которых видны и славянские, и азиатские черты? БРАТСКОВАТЫЕ! От слова «брат», то есть похожие на братский народ. Причём братом этим может быть как бурят, так и русский.
Этим отношениям не один век. Вспомним феномен уроженца этих мест святителя Иннокентия (Вениаминова) – миссионера, потрясающего лингвиста, переводчика Библии на языки народов Сибири и Аляски, этнографа, чьи труды актуальны до сих пор. Тогдашние учёные западной школы фиксировали нравы и обычаи других народов холодно, отстранённо и несколько надменно, мол, дикари! Совершенно по-иному Иннокентий описывает встреченные им племена – с невероятной любовью, как равных, особенных, но изначально достойных уважения. И это, наверное, не только следование новозаветным заповедям, где «нет ни эллина, ни иудея» и «все перед Богом равны», а ещё и традиция места, где родился и получил воспитание святитель, – Восточной Сибири.
Создать такие уникальные отношения между людьми за год-два невозможно, но можно сохранить, осмыслить и подарить остальному миру, и прежде всего тем регионам, где градус нетерпимости зашкаливает за 50%. И думается, опыт этот по ценности сравним со стоимостью недр щедрой во всех отношениях Сибири.
Однако не стоит забывать, что у этого опыта есть и другая, кого-то сегодня пугающая сторона. Сибиряки – люди дружелюбные, но в любой момент готовы жёстко поставить на место зарвавшегося нахала, который нарушает сложившиеся здесь правила общежития и взаимного уважения.
Один из примеров того, как это происходит, узнала от владельца придорожного кафе на паромной переправе с байкальского острова Ольхон на материк. Бывает, что в ожидании парома на дороге скапливается целая вереница машин. Иногда находятся наглецы, которые пытаются очередь миновать. Чтобы нахал не попал на паром, местные женщины, не давая проехать, ложатся под колёса, а тут и мужики из других машин подоспеют: отмутузят безобразника, а машину его в лучшем случае на обочину скинут, а то и в Байкал. Нарушитель после этого плетётся как миленький в хвост очереди – урок выучил.
Жёстко? Согласна. Зато быстро и эффективно. И по большому счёту это ведь одна из форм саморегуляции гражданского общества, которая не позволяет безнаказанно нарушать нормы общежития и проявлять неуважение к другим. Случаи такие редки, но их со смехом пересказывают друг другу, а также заезжим гостям. И это тоже элемент воспроизводства традиции, чтобы никому впредь не повадно было. Так стоит ли после этого пугаться цифр, что именно в Сибирском федеральном округе достаточно много людей, готовых силовым путём отстаивать интересы своей этнической группы?
Именно о нарушении приезжими мигрантами «норм сибиряков» говорили журналисты на недавнем форуме «Байкальская пресса – 2015». Решили, что пора начать говорить об этой волнующей людей проблеме открыто, а не замалчивать, прикрываясь ложным представлением о толерантности. Сибирь всегда по-доброму принимала приезжих из разных концов России и мира, но устанавливать здесь свои порядки гостям никто не позволит – характер у местных не тот.
Зато придумать и воплотить нечто душевное и объединяющее – это пожалуйста! Обратите внимание, что именно Сибирь дала всей стране два потрясающих по своей красоте общественных проекта. «Бессмертный полк» – придумали в Томске, а «Тотальный диктант» – в Новосибирске! А в Иркутске на частном телеканале уже не первый год выходит программа «Середина мира», где рассказывают о жизни, в том числе этнической, не только Иркутской области, но и Бурятии, Саха (Якутии), Монголии. Почему? Потому что здесь считают себя серединой Евразии и искренне хотят знать, как и чем живут соседи. К тому же здесь принято регулярно приглашать этих самых дорогих соседей в гости.
Недавно тысячи людей разных национальностей съехались на V Международный этнокультурный фестиваль кочевых народов Евразии «Ёрдынские игры – 2015» в Ольхонский район Иркутской области. Это своеобразные Олимпийские игры народов Центральной Азии, где соревнуются в скачках на лошадях, национальной борьбе, стрельбе из лука и исполнении одической поэзии, выбирают самых красивых девушек. На сей раз, взявшись за руки, участники устроили несколько кругов хоровода вокруг горы Ехе Ёрд. Между прочим, чтобы охватить эту гору полностью по периметру, нужно 700 человек.
Игры проходят раз в два года, и в нынешней непростой для всех экономической ситуации Иркутская область, наверное, могла бы найти причину и отказаться от их проведения. Но здесь такое и в голову никому не пришло – характер не тот. Не принято здесь нарушать сибирские нормы добрососедства.