Многое из того, что говорят о санкциях США против России – враньё. Для того чтобы в этом убедиться, надо было оказаться в Челябинске. Повод – международный форум «Инвестиции, инновации, импортозамещение». И по совершенной «случайности» основной организатор форума – компания «Эмерсон процесс менеджмент» (конечно же, при поддержке губернатора Челябинской области, Союза журналистов России, медиаконгресса «Содружество журналистов», Американской торговой палаты в России) именно в этот день открыла новенький, с иголочки, завод. Поэтому стоит немного рассказать и о форуме, и о производстве.
Чемпионский гол
Стоило посмотреть, как во время церемонии торжественного пуска завода генеральный директор ПГ «Метран» Александр Глазырин и вице-президент «Эмерсон процесс менеджмент» в Восточной Европе Йохан Вандерплаетсе, солидные в общем-то люди, со слезами на глазах на импровизированной сцене в цехе предприятия отплясывали чунга-чангу, достойную футболистов, забивших чемпионский гол. На Глазырине висело строительство, а Вандерплаетсе был настоящим «толкачом» расширения производства в России. Невероятно обаятельному бельгийцу Йохану, прекрасно говорящему по-русски (отдельное спасибо его супруге, нашей соотечественнице), было совсем непросто убедить руководство компании вкладывать деньги и развивать технологии в нашей стране. Как ни крути, а штаб-квартира этой глобальной по всем статьям корпорации базируется в американском Сент-Луисе. И многое из того, что выпускается заводами компании в десятках стран мира, используется в оборонных отраслях промышленности, ракетно-космической отрасли или имеет так называемое «двойное назначение». Но, по словам Вандерплаетсе, в России под санкции попал всего 1% продукции корпорации, что в целом на общую картину не влияет.
Другое дело – в большей степени на традиционных потребителей и партнёров компании повлияли финансовые санкции: отсутствие доступа к дешёвым и длинным западным кредитам затормозили многие проекты во многих отраслях промышленности, от «нефтянки» до судостроения. Следует ожидать и некоторого падения спроса на продукцию нового завода. Вот здесь бы и карты в руки финансово-экономическому блоку правительства страны, это его долг – обеспечить оборотными средствами реальный сектор. Вот что на форуме по этому поводу сказал директор Института экономики РАН Руслан Гринберг:
– При всех достижениях рыночной экономики у нас произошла катастрофическая примитивизация индустриального ландшафта, структуры экономики и экспорта. Всё это явилось результатом неоправданной веры в силы саморегулирования, в силы свободного рынка без какого-либо государственного участия. И это парализовало всё производство. Но, когда вам говорят, что вы должны действовать в соответствии с традициями свободного рынка, вы должны понимать, что разговоры, риторика – это одно, а жизнь – это другое. Мы живём в мире гигантов, Boeing и Samsung. Чтобы конкурировать с гигантами, надо самим быть гигантами. Очень важно иметь хотя бы такой же объём государственных инвестиций, которые есть у наших конкурентов.
Лояльное отношение власти
Здесь, на областном уровне, поддержка такого значимого проекта имеется. Но в целом по стране – пробелы. Йохан Вандерплаетсе говорил, что без участия государства инновационную экономику не построить:
– Вы знаете, был один такой легендарный лидер, отец турецкой нации Кемаль Ататюрк. Известна такая его фраза: «Слава богу, что в Турции нет нефти». Он имел в виду, что из-за отсутствия нефти, газа и природных ресурсов страна вынуждена развивать торговлю и промышленность. Я бельгиец, на моей родине вообще нет натуральных и природных ресурсов, даже наоборот, мы тратим несколько миллиардов долларов ежегодно для приобретения нефти и газа за рубежом. Тем не менее уровень жизни в Бельгии достаточно высокий, поверьте мне. Потому что там у нас есть сотни, тысячи маленьких и средних компаний, которые занимаются инновациями, малым бизнесом, и это создаёт наше экономическое развитие. Основные рецепты хорошо известны. Нужна законодательная власть, благодаря которой инвесторы чувствуют себя защищёнными. Нужно государство, которое инвестирует в инфраструктуру в целом: дороги, электричество, газ. Нужны образование, наука. Нужно бороться с коррупцией и сокращать бюрократию. В день открытия нового завода, который будет производить наукоёмкую продукцию, мы гордимся, что делаем этот маленький вклад в общее развитие экономики, в диверсификацию экономики в России и в развитие Челябинской области.
Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), подтвердил, что компания «Эмерсон» не использует доставшиеся «задарма» кадры, а давно готовит свои:
– Компания создала научные гранты для студентов. Она сделала это лучше, чем Челябинская область, позволила мотивировать молодых ребят. «Эмерсон» в университете сделал две лаборатории: одну по средствам измерения, вторую по автоматизированным системам управления. Причём аналогов этой лаборатории в Европе нет.
Университет привлёк компанию к семинарам по актуальным проблемам разработки средств автоматизации и средств измерения. В роли преподавателей сегодняшние сотрудники «Эмерсон» – выпускники ЮУрГУ.
Справка «АН»
Компания «Метран» была создана в 1992 году в Челябинске. Группа специалистов завода «Прибор» создала научно-производственную фирму «Метран» для разработки, производства и продажи датчиков давления. В 2004 году сотрудничество «Эмерсон процесс менеджмент» и ПГ «Метран» привело к тому, что глобальная компания начала инвестировать в российское производство и разработки. В 2009-м «Эмерсон» уже владел 100% акций ПГ «Метран». Завод «Прибор» сохранил свои компетенции, его продукция востребована в космической отрасли, ВПК и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Головы – наши
Писатель Сергей Шаргунов выразился предельно конкретно про открытие нового завода, принадлежащего, по сути, американской корпорации:
– Это как – патриотично или нет? Это на 100% патриотично! Потому что это налоги, которые будут платиться в Челябинской области, это новые рабочие места, это тысяча сотрудников, и это ещё пять тысяч человек, которые будут кормиться, потому что у этих людей есть семьи.
Все патенты на изобретения и технологии, в том числе и сотни разработанных инженерами и конструкторами ПГ «Метран», принадлежат корпорации «Эмерсон». Поэтому меня больше всего интересовал другой вопрос: «что будет, если Госдеп США потребует от компании «Эмерсон» свернуть деятельность в России?». Юристы задумались и сказали: «Мы частная компания, и правительство США нам не указ». Ну-ну… А специалисты среднего звена челябинского предприятия сначала сделали вид, что вопрос не поняли, а потом успокоили:
– Мы освоили и отработали технологии, знаем, как и что надо делать. Что случись – сами справимся.
Значит, при любых самых негативных международных раскладах, промышленность страны не останется без современных датчиков, клапанов, расходомеров. Головы наших инженеров и рабочих дорогого стоят, им антироссийские санкции не указ. А то, что сейчас они встроены в международную кооперацию глобальной компании и нужны ей не меньше «своих» работников, только усиливает позицию челябинской промышленной группы.
В тепличных условиях для сурового климата
В отличие от старых арендованных корпусов завода «Прибор» в оживлённой части города, новый завод «Метран» находится на зелёной окраине. Тихое место выбрано не случайно: под окнами цехов нет оживлённых магистралей – значит, настраивать высокоточное оборудование можно круглосуточно. На старом производстве многое приходилось делать ночью, чтобы незаметные на первый взгляд вибрации почвы и фундамента от тяжёлых грузовиков и общественного транспорта не влияли на точность измерений. Нет тесноты, система кондиционирования поддерживает требуемую для производства отладки продукции температуру +22°С. Вентиляция гонит отфильтрованный воздух – ни пылинки.
Сверкают, как зеркало, светлые наливные полы, выстроена логистика всех производственных участков. У конструкторов теперь просторные и светлые лаборатории. Для калибровки расходомеров под высоким давлением, особо востребованных в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности, построен испытательный «бассейн» с подземной ёмкостью для воды. Особенностью приборов, которые разрабатывает и выпускает «Метран», является их способность работать в самых суровых условиях, при температурах до минус 55–60 градусов – это требования для суровых климатических условий нашей страны.
Российское подразделение компании «Эмерсон» не является слепым производителем западных разработок, многие решения конструкторов ПГ «Метран» патентуются и внедряются на предприятиях «Эмерсон» по всему миру. Автоматизация, беспроводные и телекоммуникационные технологии возведены в абсолют. Заказчикам предлагается оборудование, способное к самотестированию и самонастройке. Оно может работать на нефтяной платформе в студёном море и контролироваться при этом специалистами из головного офиса. Соответственно не надо «на всякий случай» держать в суровых условиях бригаду мастеров. В общем, полноценное высокотехнологичное и экологически безупречное производство XXI века.
Несмотря на то что многим людям придётся менять привычный образ жизни, завод от «материнского» предприятия находится за тридевять земель, весь персонал ПГ «Метран» изъявил готовность к переезду на новую площадку.