Споры вокруг будущего уникального залива Посьета не утихают
25 июня 2015, 09:52 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Первым и главным вопросом, который обсуждали экологи, юристы, чиновники и предприниматели, стало изменение границ особо охраняемой природной территории – памятника природы залив Посьета (бухты Экспедиции, Рейд Паллады и Новгородской) в Хасанском районе Приморского края. К этой теме совет уже неоднократно обращался, дискуссии по ней традиционно проходят особенно жарко. Не стало исключением и последнее заседание.
Основным докладчиком по будоражащему вопросу выступил заведующий коллегией адвокатов «Фокс» некоммерческой организации «Адвокатская палата Приморского края» Андрей Беловодский. Он отметил, что развитие порта Посьет можно только приветствовать, ведь это увеличит налоговые поступления в бюджет Приморья. Однако всё необходимо делать в соответствии с законодательством. По словам Беловодского, сейчас из восьми документов, которые составляют необходимый перечень для принятия решения об изменении границ особо охраняемой природной территории, не достает трёх. И главный из них – это оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), то есть обоснование того, действительно ли памятник природы уже утратил свои уникальные свойства.
Между тем, залив Посьета – это единственная в России субтропическая мелководная акватория. Однако, несмотря на уникальность этого места, получилось так, что крупный морской порт в 1974 году решено было запустить в работу именно здесь. Некоторые участники заседания называли это ошибкой советских чиновников.
Однако сегодня с этой «ошибкой» нужно считаться. Руководство морского порта Посьет напоминает о том, что вложило уже большие средства в развитие угольного терминала, в то время как экологи говорят о необходимости проведения независимой оценки воздействия на окружающую среду. Портовики, в свою очередь, утверждают, что документов у них достаточно: имеются положительная экологическая экспертиза проекта модернизации порта (он включает в себя в том числе установку нового оборудования для экологичной, как утверждают в порту, перевалки угля в закрытом терминале с использованием современных конвейерных линий и опрокидывателей вагонов) и согласование с Министерством природных ресурсов России и другими ведомствами.
Примерный экологический ущерб от реализации проекта модернизации порта оценен в 10 миллионов рублей.
В то же время адвокат Андрей Беловодский, принимая это во внимание, не уставал повторять: нельзя заниматься подменой понятий, нужно в первую очередь решить, действительно ли памятник природы потерял свою уникальность. И только после этого губернатор сможет «дать добро» на расширение порта.
Кроме того, Беловодский обратил внимание на то, что администрация Приморья до сих пор не сформировала охранную зону памятника природы «Залив Посьета», хотя этого требует федеральное законодательство.
На заседании совета также присутствовал директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Приморья Александр Коршенко. Он заверил собравшихся в том, что и губернатор, и профильный вице-губернатор хорошо осведомлены о мнениях экспертов относительно вопроса с портом Посьет. Кроме того, и сами представители порта часто обсуждают его со специалистами департамента и его руководителем.
По итогам обсуждения совет решил сформировать специальную рабочую группу, которая сформулирует свои предложения губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому. Рабочую группу поручили возглавить Андрею Беловодскому.
Наша справка: залив Посьета (иногда бухта Посьета) – залив в юго-западной части залива Петра Великого Японского моря, расположенный между мысами Суслова и Гамова. Его размеры – около 31 километра с северо-востока на юго-запад и 33 километра с северо-запада на юго-восток. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы и бухты: бухту Экспедиции, бухту Новгородская, бухту Рейд Паллады, залив Китовый и ряд более мелких. Площадь залива составляет 445 квадратных километров. Длина береговой линии – 210 километров. Наибольшая глубина — 45 метров.
Торговый порт Посьет обеспечивает поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Железная дорога связывает его с Транссибирской железнодорожной магистралью, северо-восточным Китаем, Северной Кореей. В настоящее время порт Посьет способен переваливать 7 миллионов тонн грузов в год, а после завершения модернизации его мощность в среднесрочной перспективе возрастет до 12 миллионов тонн в год. Цель проекта технического перевооружения – превращение порта Посьет в специализированный угольный терминал. Планируется поэтапная адаптация порта к приёму судов грузоподъёмностью сначала до 40, затем до 60 тысяч тонн.
Павел ЛОПАТКО