Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Госты из будущего

, 11:19

Систему стандартизации СССР без особого преувеличения можно назвать одним из «чудес света» советской цивилизации. Она формировала и поддерживала существование техносферы Союза, регламентировала все технико-экономические процессы, помогала увязать воедино исполинский промышленный комплекс страны. Сегодня эта система переживает не лучшие времена.

ИСЧЕЗЛИ единые стандарты – и вот уже лампочка не вкручивается в патрон, вилка не подходит к розетке, а пододеяльник никогда не совпадает по размеру с одеялом. Но все эти бытовые трудности бледнеют по сравнению с теми проблемами, которые возникают сегодня перед архитекторами, проектировщиками и конструкторами.

Чтобы не попасть в музей заживо

Специалисты рассматривают проблему в комплексе. Во-первых, произошла объективная интеграция российской экономики в мировую. СССР, будучи лидером в блоке СЭВ, не нуждался в том, чтобы приспосабливаться к стандартам своих партнёров – он их диктовал и формировал. Сегодня условия игры во многом диктует глобальный рынок. В итоге инженеру кроме родных ГОСТов и СНиПов приходится изучать международные стандарты ISO, немецкие DIN, американские ASTM.

Во-вторых, наука не стоит на месте. На смену чугунным трубам пришёл лёгкий и удобный для монтажа пластик. Слаботочные сети собираются легко, словно детский конструктор – уже не нужно ничего паять и доводить надфилем. Настоящим прорывом стало появления современных теплоизоляционных материалов. Технология горизонтального направленного бурения (ГНБ), позволяющая делать проколы под трассами и водоёмами, ещё недавно считалась революционной, а сегодня ей пользуется каждая уважающая себя строительная фирма. Примерам нет числа. Беда в том, что многие из этих замечательных и полезных инноваций активно используются в реальности, но вот «документы предъявить» не могут. То есть любой эксперт может спокойно завернуть непривычное для него проектное решение и потребовать, чтобы всё делали по старинке, дольше и дороже. И будет, по-своему, прав.

Наконец, в третьих, нужно найти приемлемый баланс между требованиями безопасности и экономичности. В России федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года понятия «технический регламент» и «стандарт», были разделены, в связи с чем все стандарты утратили свой обязательный характер и, фактически, применяются добровольно. До 1 сентября 2011 года в период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включённые в перечень обязательных, имеют добровольное применение.

Словом, ещё немного, и ныне существующая система российских стандартов будет представлять интерес разве что для историков и коллекционеров старых рукописей. Чтобы этого не случилось, необходима колоссальная работа по приведению её к актуальному виду.

Латая национальную платформу

Важность проблемы осознали уже и на федеральном уровне. Например, 22 мая комитет государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству провёл заседание Экспертного совета по градостроительной деятельности, посвящённой  вопросам техрегулирования. Точнее, тема встречи звучала так: «О роли Национальных объединений саморегулируемых организаций (СРО) в формировании национальной платформы нормативно-технического регулирования и повышения конкурентоспособности строительной отрасли».

Надежды на отечественную систему саморегулирования вполне обоснованы. С 2010 года все крупные строительные и проектно-изыскательские организации обязаны состоять в саморегулируемых организациях. Таким образом Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), куда входя уже сами СРО, держат руку на пульсе всей российской строительной отрасли. Более того, саморегуляторы обладают значительными организационными и финансовыми возможностями. Им вполне по силам потянуть непростую задачу капитального ремонта изрядно обветшавшей платформы российской технического регулирования.

Во встрече участвовали директор ФАУ Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Михеев, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, первый вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ Лариса Баринова, начальник Отдела нормативно-технического НП «СРО ОСГиНК» Николай Селезнёв, ректор МГСУ Андрей Волков и другие, не менее компетентные персоны.

Представлявший Минстрой господин Михеев отметил, что ежегодно в России принимают порядка 100 стандартов. Однако для строительного сообщества скорость разработки регулируемых документов является не удовлетворительной. По данным экспертов, активное участие в техническом регулировании принимает всего около 18% СРО от 508 зарегистрированных в реестре Ростехнадзора.

Между тем, как рассказал президент НОПРИЗ Михаил Посохин, как раз развитие нормативного и технического регулирования является одним из определяющих направлений в деятельности возглавляемого им объединения. И даже с долей здоровых амбиций заявил, что Национальное объединение саморегулируемых организаций в области изысканий и проектирования играет ключевую роль в формировании национальной платформы нормативно-технического регулирования и повышения конкурентоспособности строительной отрасли.

Три кита техрегулирования

Насколько объективны эти слова? Господин Посохин – человек в проектной отрасли не случайный. Он потомственный архитектор, с 1972 года работал в системе проектных институтов Москомархитектуры, участвовал в разработке проектов более 260 общественных зданий и сооружений, формирующих современный облик центра российской столицы. Вопросами техрегулирования активно занимался ещё будучи главой Национального объединения проектировщиков (НОП). С 2010 по 2014 годы Национальными объединениями СРО строительной отрасли (НОП, НОСТРОЙ, НОИЗ) на направления, связанные с совершенствованием нормативно-технической базы, было выделено финансирование в размере более 650 миллионов рублей.

На эти средства разработаны большинство документов, включённых в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». На средства строительного сообщества были разработаны более 20 проектов межгосударственных строительных норм, которые будут обеспечивать соблюдение требований Технического регламента Евразийского экономического союза, переведены и отредактированы все 58 частей Еврокодов, разработан Терминологический словарь для национальных нормативных документов, реализующих Еврокоды.

В 2014 году НОП разработал перечень предложений в проект плана мероприятий «дорожной карты», которая в настоящее время утверждена заместителем Председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком.

НОПРИЗ намерен продолжать эту работу. Тремя главными направлениями Михаил Посохин называет, во-первых, дальнейшую разработку системы сводов правил и национальных стандартов. Во-вторых, участие НОПРИЗ в создании Комитета по стандартизации проектирования и изысканий в сфере градостроительной деятельности при Росстандарте. И, в-третьих, участие в работе организаций Евросоюза по согласованию возможности применения в России на альтернативной основе системы Еврокодов и иных международных стандартов.

Среди проблем, которые нужно решать совместно Национальными объединениями и Минстроем России эксперты называют, прежде всего, необходимость обеспечить межотраслевую координацию при выпуске нормативно-технических актов. Для того, чтобы исключить  существующие коллизии между нормативно-техническими документами в строительной сфере и нормами пожарной безопасности, санитарными нормами и правилами и другими отраслевыми документами, применяемыми в процессе строительства.

Кроме того, необходимо в максимально короткий срок провести работы по анализу нормативно-технических и нормативно-правовых документов в строительстве на предмет выявления в них противоречий и несоответствий друг другу. Это поможет повысить качество разрабатываемой проектной документации и облегчить её экспертизу. Прежде всего, это касается национальных стандартов и сводов правил, включённых в Перечень, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 1521. В настоящее время на основании полученных предложений в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков готовятся изменения к утверждённому перечню. Необходимо продолжать разрабатывать новые и актуализировать действующие нормативно-технические документы в строительстве. «План совместных работ по актуализации ранее утверждённых и разработке новых сводов правил на 2015 год и последующие годы формируется Минстроем с нашим участием», – отметил президент НОПРИЗ.

Как бы ни была необходима система стандартов российским строителям, но очевидно, что представители строительного комплекса, девелоперы, подрядчики, инвесторы не будут сами писать для себя ГОСТы. Приведение нормативно-технической базы к современному виду – это не та работа, которая может дать коммерческий эффект в краткосрочной перспективе. Поэтому нужен организатор, нужно то, что называют политической волей. Тем более, что в какой-то мере речь идёт об ещё одном инфраструктурном проекте. Менее осязаемом, но не менее важном, чем строительство высокоскоростных магистралей, ЛЭП и космодромов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram