Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Общество № 023(464) от 25.06.2015

Чем хуже автомобилистам, тем лучше… Кому?

Кто же должен решать проблему внутридворовых парковок

, 18:49

Увы, но ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок этой статьи, найти практически невозможно. Но и не задавать его властям от городского до муниципального уровня тоже нельзя: проблема эта ныне одна из самых горячих, ведь в какой двор ни загляни, будь это исторический центр или район новостроек, – всюду идут ожесточенные бои за кусочек асфальта для своего авто.

Сегодня корреспонденты «АН-СПб» уже не в первый раз возвращаются к этой теме, пытаясь обратить на неё внимание не только тех, кто по долгу службы должен бы этим озаботиться, но и самих автовладельцев, от которых тоже кое-что зависит…

В одной из городских газет как-то промелькнуло мнение о том, что «не надо решать проблему парковок во дворах, потому что… чем хуже автомобилистам, тем лучше». Давайте же посмотрим, а кому будет лучше от того, что полтора миллиона человек в одночасье оставят свои автомобили во дворах и вдоль тротуаров и пойдут к остановкам общественного транспорта. Метро от полутора миллионов дополнительных пассажиров просто захлебнется. Коллапс невиданного масштаба будет просто неизбежен.

Деньги на ветер

Прежде чем говорить о беспомощности властей в вопросе наведения порядка с парковками во дворах, хочется напомнить о буксующем в Петербурге проекте внедрения парковок в историческом центре, где год назад на асфальте появилась специальная разметка (она, кстати, в большинстве случаев уже приходит в негодность), вдоль тротуаров были установлены специальные знаки и дорогостоящие паркоматы. Затем последовала грандиозная пиар-акция о создании 2895 парковочных мест, и всё стихло.

Всё это было построено ещё весной прошлого года на средства гранта городского правительства. Потом сроки запуска отодвигались несколько раз, а недавно выяснилось, что неизвестные хулиганы сломали и залили краской более трети всех установленных паркоматов. Сумма их ремонта составила, по словам исполнителя контракта, порядка 17,5 млн рублей. Остаётся лишь догадываться, кто от этого получил или получит на сегодняшний день выгоду, тем более что даже стоящие за плату на узких улицах города машины транспортную ситуацию не улучшат. По улице Маяковского, например, по-прежнему будет не проехать…

Инвесторам это невыгодно

А теперь вернёмся во дворы. С высоты шестого этажа вид на двор дома №33, построенного не так давно на проспекте Просвещения, ярчайшим образом говорит о масштабах затронутой нами проблемы. Здесь в вечерние часы не то что автомобиль припарковать невозможно, детскую коляску поставить негде. После рабочего дня автовладельцы просто боятся куда-либо выехать со двора: вернёшься, а место будет занято, и придётся потом долго колесить по соседним дворам…

Искать виновных в этой ситуации бессмысленно. Эксперты единогласно говорят о том, что ситуация улучшится лишь тогда, когда изменится коэффициент обеспечения нового жилья парковками. Но это уже вопрос федерального законодательства. Пока же по нынешним нормам на 100 квартир предусмотрено 25 парковочных мест. Так что только четверть жителей любого нового огромного 30-этажного дома будут обеспечены местами для своих авто.

Что творится в этих новостройках, представить несложно. В любом городском районе одна и та же картина. Жить в домах, окруженных плотными кольцами из тысяч автомобилей, малоприятно. Но это новоселы узнают в самый последний момент, наивно интересуясь, почему на гигантских пустырях, где возвели их дома, никто не озаботился парковочными зонами.

О крытых паркингах говорить сейчас сложно, многим их нынешнюю стоимость просто не потянуть. Да и сами инвесторы и девелоперские компании об этой проблеме стараются не думать. Им просто невыгодно строить комфортные компаунды, ибо гораздо проще натыкать, как на Парнасе или в Девяткино, огромные дома-муравейники. Трудно поверить, что, покупая квартиру в новом доме за несколько миллионов, её хозяева будут добираться до нового жилища на трамвае или маршрутке. Однако строительные компании не задумываются об удобных дворах. Различные комитеты районного и городского уровней отфутболивают граждан с запросами на эту тему от одного к другому. И лишь муниципальные власти, а они самые близкие к людям, пытаются что-то изменить даже в силу своих ограниченных возможностей, как это сделало, например, не так давно МО «Чёрная речка».

А если бы за парковку во дворе нужно было бы платить?

…У меня под окном уже несколько лет гниёт бывший когда-то бежевым ВАЗ-2106. Во что превратилась эта машина, догадаться несложно. Нынче на нём даже мох появился. Но номер с «Жигулей» не снят, а раз так – брошенной она не считается, тем более что её хозяин ежедневно проходит мимо, выезжая со двора то на белом «Ситроене», то на тёмно-коричневом «Флюэнсе». В тесном дворике дома, построенного 50 лет назад, эта машина и её хозяин у остальных автовладельцев вызывают только раздражение. Одно дело поставить машину у дома на ночь или на несколько часов днём, другое – превратить часть общего и без того тесного двора в личную многолетнюю парковку. Причём, заметим, бесплатную. И плевать этому человеку на всех остальных жильцов этого дома. Для него, как он объясняет, эта машина – память. Но стал бы он хранить эту память, если бы за эти несколько квадратных метров пришлось бы платить?

Гостившему в Санкт-Петербурге у одного из моих друзей гражданину Финляндии неожиданно позвонил сосед по его многоквартирному дому и задал вопрос, который, как выяснилось позже, поверг в изумление его русского друга. И вот почему. Заметив, что уже несколько дней арендуемое соседом парковочное место пустует, он позвонил ему и, поинтересовавшись, когда тот вернётся, спросил, «не будет ли он возражать, если его гость на два дня займёт его место…» Для финна это было вполне естественно. За место на арендуемой крытой парковке возле дома каждый ежемесячно платит или выкупает его в собственность.

Похоже, что прийти к этому рано или поздно всё же придется и нам. Появись в нашем законодательстве подобная норма – проблемы внутридворовых парковок решились бы сами собой. Вот уж где просто непаханое поле для наших законотворцев!

И ещё. Девятиэтажный дом, о котором шла речь, стоит напротив гимназии №116 Приморского района, имеющей огромнейшую огороженную территорию – как перед школьным зданием, так и за ним. Десятки машин, привозящих детей в школу и стоящих в их ожидании после уроков, занимают все места вдоль этого и соседнего домов. А местным автовладельцам просто некуда деться. Почему администрация гимназии не может на несколько часов распахнуть свои ворота или же пожертвовать полутора метрами земли вдоль своего забора для удобства родителей своих же учеников – вопрос.

Несколько лет назад в этом микрорайоне шла масштабная реконструкция внутридворовых проездов. Между Ланским шоссе и улицей Матроса Железняка на протяжении двух с лишним километров они были расширены и, главное, не в ущерб детским площадкам и газонам. Теперь здесь могут легко разъехаться любые автомобили, нет трудностей и для подъезда «скорой» и иных специальных машин. Реконструкция не коснулась лишь проезда вдоль этого злополучного дома. И только потому, что его «безлошадные» жильцы вовремя написали требование «не менять ничего в их дворе». А теперь сами же жалуются на то, что между машинами им не пройти.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram