Несмотря на заверения властей в том, что «итальянская забастовка» медработников в Москве давным-давно потерпела крах – в действительности всё с точностью наоборот. Группа столичных врачей из профсоюза «Действие» продолжает свою работу «по инструкции» в рамках трудового права. Делают они это не без крайней необходимости – в системе здравоохранения наметились серьёзные проблемы, смертность по стране выросла, а новые реформы лишь усугубляют ситуацию.
«АН» пообщались с непосредственной участницей «итальянской забастовки» Екатериной Чацкой, акушером-гинекологом городской поликлиники №180, которая рассказала о настоящих, а не мнимых, проблемах врачей и пациентов.
– Есть ли какие-то первые успехи от «итальянской забастовки» в которой вы участвуете?
– Конечно, есть. В разных поликлиниках у нас разные положительные моменты. Конкретно в нашей – отменили незаконную работу по воскресеньям, ещё одна небольшая победа, но тоже важная – нам начали выдавать канцтовары. Раньше мы всё за свои деньги покупали. Плюс, я, как участник «итальянской забастовки», работаю столько, сколько положено по трудовому договору, не перерабатываю. Чего, к сожалению, не могу сказать про своих коллег. Также мы отвоевали время приёма 15 минут на пациента. Раньше у нас тоже было 15 минут, но затем администрация больницы уменьшила до 12 минут, но мы смогли отвоевать отобранное время, хотя и этого всё равно недостаточно для полноценного осмотра и заполнения всех бумаг.
Ещё одно немаловажное достижение – мы вернули себе право выдавать талоны на повторную запись для пациентов, например, с тем же больничным листом. Раньше их не было, и мы вынуждены были принимать людей сверх записи. Это конкретно у нас поликлинике. Но во всех учреждениях почему-то всё по-разному, в плане документации, приказов…
– Хотя, казалось бы, нормы для всех должны быть едиными.
– Да, причём эти стандарты чаще всего вообще не соблюдаются.
– Делается это для того, чтобы всех пациентов успеть принять? Создать видимость эффективной работы?
– Смотрите, у меня конкретно такая ситуация, я – гинеколог. По федеральному нормативу на один участок может быть прикреплено максимум 2200 женщины. Но конкретно у нас на участке – 6175 пациенток. Причём мне пришлось убеждать руководство больницы посчитать это количество, хотя до этого эти цифры вообще никого не волновали. Такое количество было в начале нашей «итальянской забастовки». Однако сейчас продолжают прикреплять новых пациентов, причём в постоянном режиме. И это опять же никто уже не учитывает. Получается, что норма на участок превышена как минимум в 3 раза. О какой доступности бесплатной медицинской помощи можно говорить?
– Выходит, что врачей попросту не хватает?
– Однозначно необходимо набирать врачей. На наш район, в котором я работаю, должно быть 38 гинекологических участков, а у нас их всего 14! В нашей поликлинике всего один единственный врач, который делает беременным УЗИ на всё это количество пациенток.
Буквально вчера я сдавала полугодовой отчёт, и вышло, что у меня на участке состоит 133 беременных пациентки. Это очень большое количество, здесь невозможно ни всех запомнить, ни оказать реальную помощь.
– А сами пациенты как воспринимают вашу инициативу, «итальянскую забастовку»? Или они даже не в курсе?
– Нет, все всё уже знают. Поначалу, безусловно, все очень удивлялись, но со временем начали нас поддерживать. Я живу в том же районе, где и работаю, поэтому часто встречаю пациентов – они говорят: «Спасибо, что вы за нас. Не бросаете пациентов несмотря ни на что».
– Но руководство поликлиник, наверное, наоборот – не радуется «итальянцам»?
– Действительно, давление администрации продолжается. Оно идёт волнами, то затишье, то вдруг начинается необоснованный прессинг. Не так давно на меня завели административное дело, причём по моей же жалобе, где я указывала на то, что в нашей поликлинике острая нехватка талонов на УЗИ. Однако вместо того, чтобы выяснить, почему сложилась такая ситуация меня обвинили в том, будто бы я не уведомила пациентку о её праве на бесплатную медицинскую помощь. Причём по заверению сотрудника Росздравнадзора – расследование уже завершено и им всё ясно в этой истории. Хотя саму пациентку они даже удосужились опросить. По итогам визита я написала, что не согласна с выводами надзорного органа. Окончательное заседание будет 2 июля, посмотрим, что они скажут. В любом случае, если решение будет не в мою пользу, мы будем его обжаловать через суд. Я на это настроена и готова.
– Росздравнадзор считает, что работа поликлиник в Москве наоборот улучшилась, как в действительности обстоят дела?
– Не знаю, каким образом они оценивали, потому что у нас количество жалоб растёт, пациенты недовольны, в записях тоже творится полнейший хаос. Буквально вчера произошла очередная накладка. Мой рабочий график, который согласуется заранее, подписывается главврачом и по идее должен быть с 13:00 до 20:00. Но с запись почему-то открыта с 12:00! Причём меня об этом не предупреждали, а за день до этого я специально проверяла – всё было по-старому. А сегодня звонит акушерка и говорит, что пациентки уже сидят под дверью и ждут приёма.
Когда я общалась с сотрудником Росздравнадзора и рассказывала о том, какие у нас проблемы с программой ЕМИАС, у меня создалось впечатление, что он слышит о ней впервые! Мы договорились, что запишемся к нему на приём и пообщаемся, не только я, но и все наши активисты из профсоюза «Действие», и вообще расскажем, какие у нас проблемы есть. Но пока ничего конкретного не ответил.
– То есть на контакт надзорные органы идти не горят желанием?
– С одной стороны нам предоставили контактные данные, куда обращаться, а с другой – этот сотрудник не хочет с нами общаться, пока не будет чёткого решения по тому административному делу, которое завели в поликлинике.
– Каких итогов ждёте, от «итальянской забастовки»?
– Во-первых, мы хотим, чтобы с нами наконец-то начался диалог, чтобы нас услышали. Во-вторых, чтобы дали нам адекватное время на каждого пациента, чтобы мы могли оказывать настоящую помощь. В-третьих, чтобы была адекватная доступность всех процедур, в частности в нашей поликлинике на то же УЗИ. Потому что я не могу в течение 3-х дней или максимум недели записать пациентку на обследование, в действительности приходится один-два месяца ловить эти талончики. В-четвёртых, чтобы все приказы, которые регламентируют нашу работу, существовали и были правомерны. Сейчас даже адекватной документальной базы нет! Однажды запрашивала у работодателя документ, он ответил, что его не существует, а потом, спустя некоторое время, эта бумага появляется подписанная задним числом. Это же безобразие!
Проблем очень много, нужен диалог с Минздравом, что-то нужно делать с ОМС, с ЕМИАС. У нас есть целый ряд предложений по разным направлениям, которые мы уже передавали в Общественный совет при Минздраве, но пока они молчат. Мы же не просто бастуем, а выявляем все недоработки сложившейся системы и отправляем чиновникам отчёт о них. Вот только в ответ – тишина.
– А как вы думаете, почему так происходит? Сговор с целью сделать бесплатную медицинскую помощь невозможной и для пациента, и для врача? Установка сверху?
– Может быть и так, судить сложно, но очень на это похоже. Но могу сказать точно, что все наши обращения, по тем или иным проблемам, доходят до адресатов в Росздравнадзоре. Потому что когда я листала папку с заготовленными документами, я открыла распечатку моего обращения в Росздравнадзор, через сайт «Сердитый гражданин». И когда сотрудник Росздравнадзора её увидел, он тут же вспомнил о ней и относительно чего в ней говорится. И таких обращений довольно много. Соответственно они это как-то отслеживают, отмечают для себя, но никакой адекватной реакции от них нет. Будто бы никаких проблем не существует и решать их поэтому не нужно.