С 19 июня в России вступили в силу новые правила эвакуации машин. Теперь, согласно поправкам к Кодексу об административных правонарушениях (КОАП), эвакуаторы не могут работать без спецтаблички «Работает эвакуатор», у водителей появится больше времени для того, чтобы отменить погрузку авто, а сам автомобиль нельзя будет увезти только на том основании, что его владелец забыл дома права. «АН» спросили у автоэкспертов, улучшат ли принятые поправки ситуацию с «безусловной эвакуацией» в Москве.
Порок системы
- Что, по сути, меняется? Что нельзя эвакуировать, если человек пришёл к своему автомобилю? Смешно, - считает Олег Осипов, независимый автоэксперт, - Кроме того, тариф на работу эвакуатора так и остался безумно завышенным. Когда вы вызываете эвакуатор частным образом, эвакуация обходится в два раза дешевле, чем если вас эвакуируют в принудительном порядке. Все это относительно честный способ обирания граждан. Чтобы полностью снять напряженность в вопросе, руководствоваться нужно одним: правительство Москвы в лице господина Ликсутова и прочих должно стремиться не заработать на эвакуации авто, а обеспечить беспробочное движение в городе. Это, согласитесь, совершенно разные подходы. Когда власти озаботятся безопасностью и комфортом людей, вот тогда будет нам польза. А до тех пор, пока власти зарабатывают на этом миллиарды рублей, пока неприкрыто обирают горожан, никакого толка не будет.
- Новый закон не затрагивает главного порока системы, потому что сама цель эвакуации заключается не в улучшении работы московской транспортной сети, а, как всем давно понятно, в банальном сборе денег, - солидарен с коллегой автожурналист Сергей Домущий, - Эвакуация автомобиля в московских реалиях – это просто бизнес-план, нацеленный исключительно на получение прибыли. Особенно хорошо это заметно в спальных районах и на маленьких улицах. Вот, например, прямо сейчас я иду по парку Дружбы, тут есть боковой проезд, на котором нет движения вообще, но, тем не менее, висит знак «Стоянка запрещена», и я регулярно вижу здесь работающие эвакуаторы.
Популизм со смешной табличкой
- Теперь нельзя эвакуировать машины с позиции, где нет таблички «Работает эвакуатор». Мы отлично понимаем, что очень скоро будет размещен контракт на изготовление таких табличек, найдется подрядчик, и таблички эти появятся практически повсюду, - считает Сергей Домущий.
- Спецтаблички эти – отдельная песня, - говорит Алексей Шмелев, издатель портала cars.ru, - Если в неком конкретном месте парковаться нельзя, но спецтаблички в этом месте нет, то выходит, что да - машину поставить нельзя, но если очень хочется, то все же можно.
- У нас был отличный Кодекс об административных правонарушениях и в нем были совершенно правильные положения, там четко прописано что, когда и как можно. Этот кодекс просто надо вернуть, вот и все. То, что сейчас происходит в Думе - обыкновенный популизм, всем нам в очередной раз продемонстрировали, что московский департамент транспорта у нас сильнее законодательства, что коммерсант с очень спорной репутацией спокойно может переломить государственную думу. Вот и все, - заключает Домущий.
Дестимуляция, от которой не спастись
- Может, есть смысл сделать как в некоторых европейских странах, где если автомобиль припаркован в запрещенном месте, муниципальная служба просто «перепарковывает» его в ближайшее разрешенное?
- В Европе никому никогда не придет в голову нанимать частные компании, заводить парк из грузовиков (весьма дорогих, купленных за счет госбюджета), и устраивать цирк с конями - перегораживая дороги и организуя пробки, как это принято у нас, в Москве, - говорит Сергей Домущий. - Эвакуаторы в Европе тоже есть, но работают они, не в пример нашим, крайне редко - только в действительно необходимых случаях. Во всех остальных на стекло кладется извещение о штрафе. Да, могут поставить блокировку на колесо. Но представить себе, чтобы по улицам европейских городов катались грузовые эвакуаторы, невозможно.
К слову, Владимир Путин несколько раз говорил, что автомобильная промышленность - драйвер российской экономики. С одной стороны, у нас правительство обсуждает возобновление программы льготного кредитования и обновления автопарка за счет утилизации устаревших транспортных средств, чем оно фактически стимулирует автопроизводство и автопотребление, с другой - у нас в Москве, на крупнейшем рынке страны, ведется политика, направленная на дестимуляцию этого самого потребления. Возникает вопрос: а кто, собственно, у нас в стране главный - господин Ликсутов с его непонятными конторами или кто?
- У каждого своя правда. Автомобилисты будут недовольны всегда, а московские власти всегда будут говорить, что все делают для общего блага. Проблема никуда не исчезла и не исчезнет, прежде всего, потому, что есть вот такой общественный антагонизм, - более философичен в выводах Алексей Шмелев, - Эвакуация - необходимая мера, с учетом европейского опыта, с учетом того, что в Москве происходит, и никуда от этого мы не денемся. Поправки, которые приняли, правильные. Хотя, да, глобально они ничего не меняют.
***
«Безусловная эвакуация» уже давно царит на улицах Москвы. До недавнего времени машину могли эвакуировать без объяснения причин, даже если на месте, где она припаркована, знаков о запрете стоянки не имеется. Сложившаяся система очень выгодна столичным властям, так как в бюджет отходят солидные средства. Согласно отчету ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) только за 2014 год на штрафстоянки мегаполиса было эвакуировано 263 тысяч автомобилей, за что московские водители заплатили городу – задумаемся - 1 млрд. 400 миллионов рублей. При этом самая массовая категория транспортных средств, подвергшихся эвакуации — 223,7 тысячи, или 84% от общего числа,— легковые авто мощностью от 80 до 250 л.с. Каждый владелец такой машины выложил за эвакуацию 5 тысяч рублей.
Кроме города на водителях смогли заработать платежные системы и банки, через которые проходит оплата эвакуации. Благодаря тому, что с каждой трансакции берется комиссия от 1,7 – 2%, только с владельцев легковых автомобилей мощностью 80 – 250 л.с. они заработали до 22 млн. рублей.
Недавно глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что до конца 2015 года все эвакуаторы, принадлежащие частным лицам и организациям, будут переоформлены на московское правительство. А оно, в свою очередь, образует на деньги налогоплательщиков Муниципальное унитарное предприятие, наймет сотрудников, которые, кто бы сомневался, поднимут эвакуационное дело на небывалую высоту. Чиновникам, видимо, не до блага города - они озабочены совсем другим.