Аргументы Недели → Общество № 021(462)от 11.06.2015

Калужская ОЭЗ – маловато будет

, 07:47 , Обозреватель отдела Промышленность

В конце прошлой недели стало окончательно ясно – Калужская область не собирается безучастно наблюдать, как Татарстан развивает Особую экономическую зону (ОЭЗ) «Алабуга» и снимает с неё сливки. Сначала «пробили» в правительстве собственную ОЭЗ «Людиново», потом, в апреле 2015-го, убедили премьера Дм. Медведева увеличить площадь зоны почти вдвое – с 610 до 1042 гектаров. Более того, в «Людиново» появились знакомые по «Алабуге» действующие лица. 

Дорогая дорога

Вышла логистически очень странная командировка. Судите сами: на метро до аэроэкспресса в аэропорт Внуково, потом самолётом в Брянск, это километров 350 по прямой, не более. А уже оттуда на автобусах под 90 км в… сторону Москвы до Людиновского района Калужской области. И обратно в такой же последовательности. Удивил даже персонал сонной брянской воздушной гавани, где обслуживают всего-то три регулярных рейса в неделю, которые совершаются на маленьком древнем Ан-24 в Санкт-Петербург. А тут целый Ту‑204 компании «Ред Уингз» и около двухсот пассажиров на борту. Клянусь, из окон административных зданий торчали головы.

Потом, правда, объяснение нашлось: компания «Кастамону» (Kastamonu) этим утром привезла на закладку первого камня своего нового завода в России целую делегацию из акционеров, специалистов, дилеров и партнёров. Рейс из Стамбула сел во Внуково, и для экономии времени был организован чартер в ближайший к ОЭЗ «Людиново» аэропорт. К слову, за турецким «десантом» наблюдать оказалось очень интересно. Обычно шумные, как и все южане, они сдерживали себя «на людях» в столичной авиагавани, давая волю эмоциям в автобусах, где практически не было чужаков. Кстати, среди партнёров турецкого деревообрабатывающего гиганта явно были любопытствующие – «Как оно, вести бизнес в России?» А им руководители и владельцы компании прямо подсказывают: «Делай как я, следуй за мной!»

Турки подтвердили непреложную истину – свято место пусто не бывает. Пока Запад играет в санкции и усердно ставит палки в колёса российской экономики, бизнес из лояльных нам стран энергично столбит участки.

Лесоперерабатывающая экспансия

Почему турецкая компания идёт в Россию, понятно: леса у нас много в отличие от причёсанной Европы и той же Турции. Казалось, логично было бы строить заводы где-нибудь в тайге, в карельских или архангельских дремучих лесах. Но кто там обеспечит инфраструктуру? Будет как обычно: тебе надо, ты и строй. Сам тяни высоковольтные линии электропередачи, возводи подстанции, асфальтируй дороги, прокладывай железнодорожные пути, водопровод и канализацию, очистные сооружения. Знаю, что множество предприятий в нашей стране не состоялось именно по этой причине – не может бизнес поднимать всё на свете, так никаких денег не хватит. Тем паче, что в реальном секторе экономики отдача и возврат инвестиций происходят медленно, иногда на это уходят десятилетия. И даже дешёвые кредитные линии западных банков не спасают, что уж говорить про российские процентные ставки. И тут вступает в игру одно из главных преимуществ ОЭЗ – обязательства перед инвестором. Под запуск производства гарантированно должны действовать все коммуникации, таможенные посты и прочие совершенно необходимые вещи, во всяком случае так устроено в Татарстане. Плюс разнообразные льготы, в том числе налоговые, особый таможенный режим, который освобождает от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе из-за рубежа сырья, комплектующих и производственного оборудования. Земельные участки предлагаются под выкуп всего за 15% от кадастровой стоимости.

Можно не сомневаться, что и в Калужской области будет не хуже. Работать с инвесторами умеют, не зря здесь прописались сборочные предприятия мировых автоконцернов, производителей электроники. Губернатор Анатолий Артамонов собрал энергичную команду и вывел регион из списка дотационных. Рецептура простая – действующие в области технопарки и индустриальные площадки во многом (но не во всём!) создают для предпринимателей условия, похожие на установленные для особых экономических зон. В первую очередь это касается снятия транспортных и инфраструктурных ограничений. Выбирается место, строятся дороги, подводятся энергетические мощности, и уже потом предлагают «заходить» инвесторам. Если производства будут разбросаны по всем уголкам области, то это разорительно. А для того чтобы устроить промышленный оазис на ограниченной территории, ресурсы вполне возможно найти. Чем и воспользовалось руководство Калужского региона. Поэтому и с организацией ОЭЗ «Людиново» обязаны справиться – турецкоподданные это совершенно точно просчитали. Вкладываться в организацию нового дела всегда рискованно, но риск должен быть разумным.

Анатолий Артамонов и вице-президент KASTAMONU Онур Гювен

Не будет хватать древесины в Калужской области? Ничего, подвезут из соседней Брянской или Смоленской. Специалисты считать умеют, выкашивать под ноль леса никто не собирается, тем более что в случае с турецкой компанией речь идёт о низкосортной древесине (берёза, ольха), в дело пойдут даже опилки. Поставщики древесины обязаны иметь международный экологический сертификат FSC. Это значит, что параллельно с лесозаготовкой они в сопоставимых масштабах ведут и лесовосстановительные работы. Как сказал губернатор, Калужская область густо покрыта лесами:

– По оценкам специалистов, 65 миллионов кубометров этой древесины давно отслужили срок, и деревья должны быть заменены новыми. Не спилить старые – деревья повалятся сами, и мы получим в виде бурелома дополнительный источник углекислого газа.

Широко известный факт – за границу мы часто отгружаем необработанный лес, проще говоря, брёвна. В случае с компанией «Кастамону» в России будет производиться продукт конечной переработки – древесные плиты МДФ, ДСП, ламинированные напольные покрытия, дверные накладки и мебельные панели. Оборудование, на котором всё это уже производится в ОЭЗ «Алабуга», самое совершенное. Сплошная автоматизация, роботы, системы электронного контроля качества. Инженеры уверяют, что отличить, например, ламинат, произведённый в России, от выпущенного где-то на заводах в Европе, возможно только по маркировке на упаковках.

Хвала Аллаху…

Церемония закладки камня началась с воздания хвалы Всевышнему – чтения Корана. На сцену вышел мулла и нараспев прочитал длинную молитву. Никто не удивился, тем паче, что гости с Востока были в явном большинстве. Дальше обычный для таких мероприятий сценарий, где все хвалят друг друга, партнёров, рассказывают о будущих грандиозных успехах.

Но, что удивительно, в «Людиново» я верил всему сказанному. И про 600 млн долл. инвестиций в российский проект, и про планы сделать предприятие в ОЭЗ крупнейшим заводом этого профиля в Европе. Верил, потому что уже видел своими глазами результат деятельности турецкого бизнеса в Татарстане. Можно добавить ещё один факт: мы давно привыкли к работе турецких строительных компаний на нашем рынке. Сегодня наступил момент, когда в России стали обустраиваться производства из этой страны. Для тех, кто не одобряет появления здесь турецкого бизнеса, стоит взять на заметку, что его деятельность в корне отличается от европейской практики 90‑х – за гроши купить действующее предприятие родственной отрасли, пообещать модернизацию и процветание, а затем развалить и удушить конкурента. С таким видом бизнеса неоднократно сталкивались и мы, и страны Восточной Европы. А турки и вкладывают деньги солидные, и строят с нуля.

А ещё, уверен, губернатор Артамонов и его команда ничуть не слабее коллег из Казани, тоже умеют стимулировать и поддерживать бизнес. Рядом, по соседству с территорией, выделенной турецкой компании, уже сверкает стеклом тепличный комплекс «Агро-Инвест», первый резидент ОЭЗ. Огурчики-помидорчики, зелень. Инвестиции в проект более чем серьёзные, обещают превысить 13 млрд рублей. Начали осваивать площади в 2014 г., а первые урожаи уже получены. В этом году на круг получится около 10 тыс. тонн овощей. Но теплицы продолжают строиться, и предприятие обещает стать крупнейшим тепличным хозяйством страны с четырьмя урожаями в год, которые будут выращивать на 238 гектарах. Плановый годовой объём производства овощей составит примерно 70 тыс. тонн – грозятся накормить не только Калугу, но и соседние области. С упаковкой и сортировкой тепличное хозяйство создаёт 1200 рабочих мест – по любым меркам солидный работодатель.

Приятно писать о том, что и в кризисные времена есть достаточно светлых пятен на карте страны. Хотелось бы большего. Для этого нужно снять налоговую удавку с предпринимателей и граждан. Неважно, будет это малый, средний или «большой» бизнес. Главное, чтобы он был перерабатывающим, выдавал готовую продукцию или предоставлял услуги. Сделать страну одной гигантской ОЭЗ. Всё равно же нам твердят на каждом углу – бюджет наполняется за счёт добычи и экспорта энергоресурсов. Да и при минимизации налогов сузится коррупционный коридор. А вот на «мёртвый капитал», те же земли сельскохозяйственного назначения, которые не обрабатываются, не введены в оборот, зарастают бурьяном и тешат тщеславие владельцев миллионов гектаров, можно налог и поднять в разы. Тогда, очень вероятно, на неё вернётся истинный хозяин – крестьянин.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram