С карты литературного Петербурга скоро может исчезнуть знаковая точка: бывший Литературный фонд России, являющийся собственником комаровского Дома творчества, сдал знаменитое здание, где работали братья Стругацкие, Арсений Тарковский и многие известные отечественные литераторы, в аренду. С весны там ведётся сомнительный ремонт, по мнению петербургских писателей, не отвечающий никаким требованиям, а в июне вместо людей творчества сюда должна заехать первая смена отдыхающих детей.
Если вы думаете, что в Год литературы петербургские писатели и поэты, вдохновлённые порой белых ночей, слагают дивные художественные произведения, то вы ошибаетесь. Нынче литературная братия города на Неве (по крайней мере немалая её часть) и давно примкнувшие к ней участники удивительно живучего фестиваля «Петербургские мосты» пишут исключительно письма в разные инстанции – от городских и региональных до столичных и федеральных. Причина, заставляющая литераторов выступать в роли жалобщиков и просителей, проста: в знаменитом прибежище писателей в Комарово опять происходит что-то непонятное. Впрочем, непонятным это кажется исключительно тем, кто уверен, что ДТП «Комарово» расположено на территории, традиционно принадлежащей исключительно творческим людям.
На ровном месте, но надолго
Фестиваль «Петербургские мосты» почти на честном слове, на энтузиазме основателей возник в 2004 году. Тогда, в начале 2000-х, он неожиданно доказал всем злопыхателям, твердившим о конце российской поэзии, что хороших поэтов в городе на Неве – хоть пруд пруди. Оказалось, что людям, которые мыслят образами и излагают свои мысли стихотворными размерами, есть что сказать миру, что они жаждут общения с потенциальными читателями и коллегами.
Постепенно фестиваль, который каждое лето проходит на знаменитых городских литературных площадках, в Доме писателей на Звенигородской улице (Союз писателей Санкт-Петербурга принимает в судьбе «Мостов» самое активное участие) и в Комарово, рос, мужал, объединял в себе представителей других городов и стран и как-то незаметно стал международным.
Большую часть своего существования поэтический форум получает поддержку Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга и, собственно, является единственным масштабным поэтическим фестивалем в нашем городе. Мероприятия его бесплатны и доступны каждому желающему поближе познакомиться с поэзией и поэтами. Рад фестивалю и комаровский муниципалитет: так сохраняются традиции заповедного для российской литературы места и творческая аура Комарово – тот самый вергилиевский genius loci, который решает судьбу местности, посёлка и живущих в нём людей.
Не будет преувеличением сказать, что «Петербургские мосты» – один из самых бюджетных фестивалей: денег на его проведение требуется совсем немного по сравнению с некоторыми помпезными творческими форумами. Дорогих гостиниц и обедов в ресторанах поэтам и писателям не надо. Многое по-прежнему делается на энтузиазме местных и приезжих участников, соглашающихся на весьма скромные условия (отвечающие оплате, взимаемой с фестиваля) того же ДТП «Комарово», – ради дела продвижения современной литературы можно и удобства на этаже потерпеть, и отсутствие должного ремонта…
Цинизм…
Нынешний год для Комарово юбилейный: прошло 75 лет с момента основания ДТП и 70 лет – со дня первого заезда писателей. Интересно, что юбилейные торжества включены в Федеральную программу Года литературы: они должны были состояться при поддержке Федерального агентства по печати РФ в рамках Международного литературного фестиваля «Петербургские мосты», запланированного нынче на 3–7 июля. Традиционно гостей из семи стран ближнего зарубежья и удалённых российских городов организаторы намеревались разместить в Комарово, в Доме творчества...
О том, что на территории ДТП ведётся странный ремонт, литераторы узнали в апреле почти случайно. И тотчас председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов, его заместитель Галина Илюхина, местный депутат из Комарово Никита Торопов, член Совета Союза Владимир Шпаков, член оргкомитета фестиваля «Петербургские мосты», исследователь истории Дома творчества Юлия Медведева и директор Дома писателя Владимир Малышев отправились за разъяснениями к директору ДТП Петру Романову. Со слов директора выяснилось, что дом сдан собственником в долгосрочную аренду и, в нарушение всех уставов и традиций Литературного фонда, перепрофилируется… под детский оздоровительный лагерь. Естественно, ни о каком фестивале тут и речи быть не может…
Что уж греха таить – территория Дома творчества для детей мало приспособлена, и превратить её в высококлассную базу отдыха (у неё уже и собственный сайт имеется в Интернете!) наскоро проведённым ремонтом и срочным возведением спортивных сооружений не удастся. Комфорта и безопасности наскоро и задёшево никому ещё достичь не удавалось. А в том, что идущий в Комарово ремонт дешёв, пострадавшие литераторы убедились очень скоро, неожиданно обнаружив на полу будущего медпункта базы отдыха бывший в употреблении линолеум, который к тому же пожертвовал дому один из их коллег. Да и территория не сильно облагородилась с момента начала «бурной деятельности»: на детский лагерь старые, разрушающиеся под ногами плиты дорожек явно не тянут. Зато фестиваль «Петербургские мосты» без всякого предупреждения уже лишился и этих дорожек, и спальных мест, и даже удобств на этаже…
…или жадность?
Знаете, сколько платят поэты и писатели за суточное проживание в Комарово? Около одной тысячи рублей. Причём каждый писатель занимает один номер. А знаете, во сколько обошлась родителям детская путёвка туда же на 21 день? Тридцать тысяч рублей с носа, но детишки будут жить в номерах по трое, а то и по пятеро. Почувствуйте разницу. Словом, даже нечего лицам, затеявшим авантюру с условным ремонтом, прикрываться словами о том, что «ремонт нам необходим любой ценой», или пафосным «спасём литературный заповедник от разрушения». Суть-то лишь в прибыли, которая будет получена с комаровского ДТП ценой бесприютности поэтов-писателей, сорванных фестиваля и юбилея самого дома.
Но поэты-писатели оказались не такими уж и мягкотелыми: они уже написали официальные письма директору Дома творчества, передали письмо, в котором обрисована ситуация, министру юстиции на Юридическом форуме (благо он вовремя случился в Петербурге), готовят они и письмо президенту…
Быстрее всего был получен ответ от директора – Петра Романова. Вот выдержка из него: «Являясь директором ДТП «Комарово», никаких юбилеев и праздников я не планирую и никаких распоряжений от руководства не поступало». Далее, так же без знаков препинания и обиняков, г-н Романов 12 мая сего года называет прошлогодний фестиваль «Петербургские мосты» «слёт или корпоратив» и искренне недоумевает, что же такое намерены провести писатели на территории дома в этом году, отсылая организаторов фестиваля к собственнику – Литфонду.
Но собственнику-то литераторы, так и не уяснившие, чьей была инициатива по перепрофилированию ДТП, написали уже давненько. Письменного ответа так и не дождались, хотя ещё в марте столичное руководство устно заверяло организаторов фестиваля в своей поддержке. К слову, само преобразование Литфонда в ОООП «Литературное сообщество писателей России», числящееся правопреемником Литфонда, было странным. Исчезновение из названия организации слова «фонд» уже прошлой осенью словно подсказывало, что помощи и защиты писателям от новой организации ждать не стоит. Вот и пишут теперь они всем, включая президента страны. Чай, Год литературы на повестке дня – может, не даст фестивалю пропасть. Может, и не даст, да вот только недавно в Сети появился ещё один сайт, предлагающий от имени некоей базы «Золотой Рог» путевки в ДТП «Комарово» по адресу: Кавалерийская, 4/4 уже не детям, а взрослым – с сауной и шашлыками. И что бы это значило? Не то ли, что писателям про ДТП «Комарово» надо и вовсе уже забыть? А там, глядишь, и в ахматовской даче («Зелёной будке») бильярдную для клиентов откроют…
P.S. К моменту подписания этого номера к печати в комаровском конфликте наметились сдвиги: Роспотребнадзор благодаря инициативе писателей запретил размещение детского лагеря на территории Дома творчества, и арендаторы сделали первые вынужденные шаги навстречу литературной общественности. Выходит, что только жёсткие обстоятельства могут заставить некоторых представителей бизнеса повернуться лицом к культуре... Остаётся надеяться, что писательская борьба за свой дом увенчается если не полным успехом, то хотя бы приемлемым компромиссом. А вот что получится на деле – покажет время.