Ежегодно жители Москвы и Подмосковья производят около 10 миллионов тонн мусора, а это является, ни больше, ни меньше, четвертью всех отходов огромной страны. Из этих десяти миллионов тонн отходов только 5% мусора отправляется на переработку. Куда же девается весь остальной мусор? Его «хоронят» на подмосковных территориях, в нескольких километрах от столицы России. И все бы ничего — привыкли уже, только и эти полигоны, кладбища отходов, катастрофически переполнены. Специалисты в области экологии и эксперты не раз предупреждали власти городов о том, что ситуация перешла все мыслимые границы и становится просто опасной.
Посчитаем
Согласно данным министерства экологии и природопользования Московской области, каждый год в Подмосковье вывозится не менее десяти миллионов тонн отходов. К моменту прихода на пост губернатора Андрея Воробьева в регионе существовало 39 полигонов, из которых сейчас собираются закрыть 26. Путем несложных подсчетов можно выяснить, что останется всего 13. Как предполагают специалисты, мощностей этих территорий хватит примерно на три года. И даже с учетом того, что пока полигонов ТБО условно достаточно, количество несанкционированных свалок — мест, где отходы вываливаются прямо на землю, гниют и впитываются в почву — невозможно подсчитать. Подобные случаи вопиюще безответственного отношения к природе возникают едва ли не ежедневно. В мае текущего года в деревне Каргашино Серпуховского района Московской области местные жители обнаружили в лесу огромную свалку биологических отходов. Перед людьми предстала шокирующая картина: несколько тонн гниющих останков домашнего скота. Эта находка является не просто чрезвычайно бесчеловечной, но еще и дает повод задуматься об экологической катастрофе. Кстати, трупы нашел мужчина, гуляющий со своей маленькой дочерью, которая, увидев подобное зрелище, невероятно перепугалась. На место прибыли ветеринары, которые при подсчете ахнули — в свалке лежало не менее 200 коров и свиней. Предположительно, некое предприятие решило не тратить деньги на утилизацию и избавиться от животных таким образом.
Отметим, что неподалеку от леса, где оставлены трупы, расположены поселения Черносвитово и Климовское соседней, Тульской области. Рядом с лесом также протекает небольшой ручей. Если при разложении в воду попадет какая-то инфекция, она непременно дойдет до жителей населенных пунктов, не говоря уже о вероятности того, что животные могли быть больны. И за 2015-й год — это уже третий подобный случай только в этом районе.
Найди отличия
Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик, президент Центра «Экология и здоровье», а также эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян уверен, что люди должны научиться отличать простую свалку от полигона. Он утверждает, что абсолютно все захоронения мусора в Подмосковье являются не полигонами, а самыми настоящими свалками.
Выяснилось, что подобные территории выделяют не менее 50 высокотоксичных веществ, которые чудовищным образом загрязняют воздух, а выпадая с дождем — еще почву и воду. Таким образом, получается замкнутый круг — в скором времени загрязнено будет ровным счетом все. Основной сложностью является то, что организованные по всем правилам полигоны - «удовольствие» не из дешевых. Вспомнить хотя бы ситуацию с Кулаковским полигоном твердых бытовых отходов в Чеховском районе. Место вызывает волны негатива местных жителей, поскольку отходов накопилось столько, что их уже просто некуда девать, а вывозить очень дорого. Доподлинно известно, что в текущем году федеральный бюджет выделил 1,7 млрд рублей на рекультивацию трех полигонов ТБО в Подмосковье, а остальные должны справляться своими силами. Долж"ы, но не справляются.
Известно, что настоящий, «правильный» полигон, - это гигантский полипропиленовый мешок 3 километра в длину, 1 километр в ширину и 50 метров в глубину. Подобные места существуют в Волгограде и Новосибирске, а вот в Подмосковье их нет.
Кто ответит
Еще в 2013 году президент РФ Владимир Путин поручил губернатору Московской области Андрею Воробьеву в сжатые сроки решить назревшую проблему со свалками в Подмосковье, объединив свои силы с мэром столицы Сергеем Собяниным. Начало было хорошим: Воробьев намеревался не только разобраться со злосчастными свалками, но и придумать вместе с Москвой стратегический план современного подхода к захоронению отходов. Только все эти идеи с грохотом, как говорится, провалились. Местные и областные чиновники не желали, да и не могли, выполнять требования московских и федеральных властей, а также не рвались беседовать с жителями, обсуждая острые вопросы. Все это привело к тому, что народ в области просто перестал доверять словам главы государства — он ведь обещал разобраться, а результата ноль.
Несмотря на то, что Андрей Воробьев в одном из интервью, говоря о сотрудничестве с Сергеем Собяниным, напомнил фразу Гегеля о том, что «если сильные объединяются, они становятся непобедимыми», их совместная деятельность в нынешний момент больше напоминает басню Крылова, когда кто-то летит вперед, а кто-то пятится назад. Слаженной работы не получается, хотя пора бы наладить этот механизм, пока столица России не задохнулась в парах гниющих отходов.