Убийственные эксперименты продажных чиновников над Российской академией наук входят в решающую стадию. В ближайшее время, по данным «АН», премьер Дм. Медведев всё-таки подпишет ряд документов, которые окончательно похоронят академическую науку.
«No PasaРАН!»
29 мая в Российской академии наук на третью внеочередную сессию Конференции научных работников собралось более тысячи учёных со всей страны, чтобы сказать в глаза высшим чиновникам, к чему приведёт их безумное управление большой наукой. До последнего момента ожидали приезда премьера Дм. Медведева, главы Минобрнауки (МОН) Д. Ливанова и руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО)
М. Котюкова.Премьер прибыть не смог, вместо министра и «фаниста» приехали их заместители. «Видимо, вопрос о будущем российской науки они для себя закрыли окончательно», – комментировали отсутствие первых лиц в кулуарах конференции.
Поводом для экстренной встречи учёных послужили три документа, которые подготовили на подпись премьеру Медведеву в ФАНО и МОН. Опуская их бюрократические названия, перескажем суть. Первый документ – жёсткое выделение приоритетных научных направлений и в значительной мере финансирование только этих направлений. Второй – перевод большей части небольших средств, которые идут на финансирование институтов, в разряд конкурсных. Третий – слияние научных учреждений фактически по принципу географического положения.
О выделении приоритетных направлений выдающийся российский физик-теоретик академик РАН Валерий Рубаков сказал просто и доходчиво: «Реализация принципа приоритетности приведёт если не к уничтожению, то к свёртыванию целых научных направлений. А потеря сегодня компетенций в той или иной области грозит полным провалом в будущем. Тем более то, что сегодня приоритетом не выглядит, может стать таковым через 10–15 лет. И наоборот – то, что сегодня кажется важным, через то же время может оказаться боковым ответвлением».
Задумка юристов и экономистов, которые сейчас правят бал в руководстве фундаментальной наукой, проста до банальности – финансировать только те направления, которые в ближайшей перспективе могут принести реальную прибыль. Зачем экономисту Котюкову или юристу Медведеву квантовая теория поля или физика элементарных частиц? Никакого навара – одни расходы.
«Россия без науки – это труба!»
Согласно ещё одному проекту ФАНО и МОН, уже со следующего года государство, возможно, фактически снимет с себя ответственность гарантированно финансировать академическую науку. 75% от выделяемых фактически и без того нищенских бюджетных средств пойдёт не напрямую институтам, как было сотни лет, а через систему неких конкурсов.
– То есть на жизнь институтам остаётся четверть той суммы, которую они получают сейчас. Проигравшие, а их окажется большинство, будут выкинуты на улицу. Я не хочу на таких условиях конкурировать с коллегами из Уфы или Махачкалы. Я не хочу, чтобы из-за меня выкинули на улицу несколько моих коллег, которые ничуть не хуже меня. Базовое финансирование институтов нужно сохранять и развивать. Никто не предлагает отмены конкурсного финансирования. Но оно должно быть важной дополнительной поддержкой тех научных учреждений, которые сегодня работают наиболее успешно. Мы на пороге нового витка реформы, после которого всё, что происходило до этого с РАН, покажется нам цветочками, – заявил один из самых высокоцитируемых российских учёных – академик Рубаков. Зал начал бешено аплодировать.
Кто подставил Путина?
Слово также было предоставлено и представителям ФАНО и Минобрнауки. Кроме постоянных ссылок, что они действуют согласно «дорожной карте» развития российской науки, которую якобы утвердил президент Владимир Путин, ничего конкретного в их выступлениях не было. Видимо, по этой причине их постоянно захлопывали и кричали: «Позор». Заместитель МОН Людмила Огородова, правда, проговорилась: «Перемены, которые сейчас происходят, требуют от нас всех понимания текущего момента». То есть денег на вас, «товарищи учёные, доценты с кандидатами», у страны нет.
Научный сотрудник Физического института РАН Евгений Онищенко подсчитал, что общий объём финансирования государственного задания научных организаций ФАНО в 2015 г. составил 61,3 млрд рублей. А при сохранении численности сотрудников (141 тыс. человек, из них исследователей – 79 тыс., в том числе научных сотрудников – 49 тыс.) на финансирование нужно более 200 млрд рублей. То есть фактически надо уволить почти 70% от штатного расписания.
– Все разговоры, что надо выполнять «дорожные карты» по майским указам президента, когда все остальные указы по увеличению финансирования науки не выполняются, – это, как минимум, откровенное лукавство. За ними могут стоять только сокращения ради сокращения, – подчеркнул Онищенко.
Практически все выступающие говорили о том же. Приводили примеры в образовании и здравоохранении. Там тоже было приказано повысить зарплаты, не дав ни копейки дополнительных денег. В результате положение в этих областях «катастрофическое». Уволены тысячи врачей и учителей, унизительно сокращены сотни преподавателей вузов, уничтожены путём слияния школы, поликлиники, больницы.
Итог дискуссии фактически подвёл член совета по науке при Министерстве образования и науки академик Аскольд Иванчик: «Чиновники должны выполнять президентские майские указы 2012 года, которые предусматривают рост зарплат научных сотрудников». Но так как дополнительных средств для выполнения указов не выделено, сокращения, вероятно, всё-таки будут.
– Если мы хотим избежать этого, надо добиваться отмены президентских указов. Или потребовать условия их соблюдения только при резком увеличении финансирования, – подчеркнул он. Вероятно, имея в виду ещё одну забытую чиновниками строчку из пресловутых майских указов: «Правительству Российской Федерации обеспечить увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП». Сейчас в реальности менее 1%. В тех же США – 2,5%.
Интересно, кто всё-таки подставил президента Путина, подсунув ему на подпись не обеспеченные финансовым наполнением социальные указы? Не нынешняя ли команда правительственных гиперлибералов, которая, прикрываясь ими, идёт асфальтовым катком по стране, уничтожая всё живое?
Сливать, и никаких гвоздей
Ещё одним методом оптимизации научной среды стал третий документ – «Проект реструктуризации научных организаций». Несколько лет назад, во время массового слияния вузов, был популярен такой грустный анекдот: «А давайте объединим стоматологический и геологический институты? Почему? И там и там бурение изучают». Примерно по такому же принципу сегодня предлагают сливать научные институты РАН.
Если продраться через словесный туман формулировок «Проекта», то видно, что вместо более тысячи научных организаций планируется создать некие национальные исследовательские институты, федеральные исследовательские центры, федеральные научные центры, а также региональные исследовательские институты и центры.
Не будем вдаваться в технические подробности слияний и вливаний. Главное, что мнение наших знаменитых учёных на эту инновацию было разгромным.
– Представленный проект не может быть принят по следующим причинам принципиального характера. Первое – он противоречит ясно выраженным государственным приоритетам в сфере науки и образования, которые озвучил президент Путин. Это решения жизненно важных и животрепещущих задач в области обороны и безопасности, импортозамещения, освоения Арктики, ускоренного социально-экономического развития регионов (Сибирь, Дальний Восток и Байкальский регион, юг России, Крым). Второе – германская модель, предлагаемая нам, основана на мощном финансировании научных организаций как со стороны земель (регионов), так и со стороны мощных высокотехнологических концернов. У нас такого финансирования нет. И не предвидится. То есть нам навязывают неработоспособную систему.
В представленном виде проект плана реструктуризации не может быть принят, поскольку представляет собой конкретную программу массовой и практически единовременной ликвидации действующих академических институтов с параллельным уничтожением сложившейся и эффективно работающей в целом системы научных организаций, – заявил «АН» вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения академии академик Александр Асеев.
И выдающийся учёный Асеев не одинок. По подсчётам председателя профсоюза работников РАН Виктора Калинушкина, если дьявольский план ФАНО воплотится в жизнь, больше половины учёных РАН останутся без финансирования и, следовательно, уйдут из науки. Точнее, из российской науки. Просто уедут из страны.
А академик Рубаков обратил внимание ещё на один аспект этой «оптимизации».
– Организации, которые создаются, например федеральные исследовательские центры, будут иметь форму автономных учреждений. И они действительно будут автономными, в том числе от РАН. Правило «двух ключей», при котором академия имеет право голоса, работать не будет. Отсюда прямой путь к растаскиванию научных институтов, разрушению системы академии. Ни для кого не секрет, что есть множество охотников забрать академические институты себе, чтобы повысить свой рейтинг или поживиться имуществом. Тем более что президентский мораторий на имущественные и другие изменения заканчивается, – заявил он.
Напомним чиновникам от науки слова Владимира Путина, сказанные в декабре прошлого года: «Мы ещё в одном месте ничего, может, как следует, не создали, другое уже разрушили, то, что наработано веками. Ни в коем случае этого делать не будем». К числу уже практически разрушенных можно отнести и создание некого Федерального исследовательского центра (ФИЦ) на базе Института проблем информатики РАН. В него, вопреки мнению научного коллектива, впихнули важнейший для нашей обороны Вычислительный центр РАН им. А.А. Дородницына, фактически приговорив его к уничтожению. Впервые за 300 лет существования академии учёные подали иск в суд с требованием признать приказ незаконным. Первую инстанцию учёные проиграли, но полны решимости идти дальше. «АН» будут внимательно следить за развитием ситуации и подробно расскажут об этом скандале в следующих номерах.
При анализе последних событий и выступлений учёных на конференции складывается впечатление, что все возможности конструктивного диалога между ними и чиновниками закончились. Наука говорит: «не убивайте меня, я нужна стране». Господа из правительства отвечают: «Мы будем кормить только ту курицу, которая несёт золотые яйца. Остальных – под нож».
Такая риторика не просто загоняет страну в Средневековье, когда учёных жгли на кострах святой инквизиции. Она закрепляет вечное отставание России от остального мира, обрекая нас оставаться простейшей «нефтегазозаправкой» для «золотого миллиарда». Может быть, именно к этому и стремятся Медведев и компания? Ведь даже еле дышащая академическая наука даёт небольшой шанс России на выживание, а её окончательная ликвидация означает неминуемый крах.