Почти месяц назад мы рассказали о причинах и первых итогах так называемой итальянской забастовки врачей ряда столичных поликлиник. Они выступали «за» соблюдение Трудового кодекса и должностных инструкций и «против» неоплачиваемого труда и несанкционированных переработок. 31 мая акция завершилась. Чего добились врачи и какова была реакция московских властей и федерального Минздрава?
Лечить по-человечески
Напомним, что проводить так называемую «итальянскую забастовку», а проще говоря, работать в полном соответствии с правилами и инструкциями, врачи 6 столичных поликлиник начали в конце марта. Протест вызвали реальное уменьшение зарплаты врачей - на 50%, повышение нагрузки на терапевтов – в 2 раза, сокращение времени на прием больных. Так, акушер в женской консультации, согласно новым установкам, спущенным «сверху», должен принять за день 40(!) человек. Видимо, об этом говорил зам Собянина Леонид Печатников, когда призывал врачей к повышению эффективности работы. О качестве такого «экспресс-осмотра» Леонид Михайлович тактично умолчал.
Что делали 40 медработников, участвовавших в этой акции? Прием пациентов в поликлинике, вызова на дом, исполнение иных обязанностей медработника они осуществляли в рамках установленного времени рабочего дня (в соответствии с табелем), а не по 10-12 часов, как обычно, без соответствующей оплаты. При приеме пациентов врачи ориентировались на действующие нормативы 12-15 минут для участкового врача, 15-20 минут для «узкого специалиста», но если состояние здоровья, индивидуальные особенности пациента требовали большего времени приема, медики отказывались его искусственно сокращать, поскольку спешка повышает риск врачебной ошибки, приводит к угрозе жизни и здоровью пациента. Короче говоря, особенность «итальянской забастовки врачей в Москве состояла в том, что качество оказания помощи каждому конкретному пациенту явно улучшилось.
«Большой круг нарушений»
«В ходе «работы по правилам» … документально подтвержден большой круг нарушений трудового законодательства, системных проблем в организации профилактического и лечебного процесса, низкий уровень доступности медицинской помощи в московских поликлиниках», говорит оргсекретарь профсоюза «Действие» Андрей Коновал. Вообще ситуация в московских поликлиниках далека от радужной картины, которую озвучивает Минздрав. Видимо, в пику участникам итальянской забастовки министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала, что по результатам проверки Департамента здравоохранения Москвы, которую чудесным образом за пару дней провел Росздравнадзор, стало ясно, что «в работе столичных больниц и поликлиник наметились явные улучшения».
В действительности, в амбулаторном звене Москвы царят профанация и системный хаос. По словам врачей, сегодняшняя организация работы в московских поликлиниках «погрязла в системных противоречиях». Финансовые нормативы и тарифы ОМС противоречат объемам и реальной стоимости медуслуг, штатное расписание поликлиник не соответствует нормативам численности «прикрепленного» населения, а реальный поток пациентов не соответствует продолжительности рабочего дня медработника, закрепленного в трудовом законодательстве. Активисты полагают, что все это способствует развитию системы «сверхэксплуатации» медработников и нарушения их трудовых прав.
Не имеют ничего общего с реальной жизнью и слова представителей мэрии о повышении зарплат врачей. «Врач стал работать на две ставки, при этом он по-прежнему оформлен на одну. По Трудовому кодексу медработники не имеют права работать более чем на полторы ставки, потому что это опасно для жизни пациентов», - говорит акушер-гинеколог поликлиники №121 Мария Губарева. После того как 24 марта Губарева начала работать не по приказам главного врача, а по приказу Минздрава (который в ее лечебном учреждении игнорировался), Марию перевели на индивидуальный график и разрешили принимать одну беременную пациентку целых 20 минут. Таким образом, доктор Губарева за 6-часовую смену стала принимать по 26 пациенток, а не 36, как до начала забастовки, чему пациентки были очень рады. Но сама врач лишилась шанса получить значительную часть своей и без того небольшой зарплаты, так как повышающий коэффициент дают только тем, кто принимает не менее 28 пациентов за смену.
По сути, чиновники минздрава поставили врачей перед непростым выбором – ведь минимальное количество времени на прием пациента и их количество, которое врач может принять за смену, законом не установлено. К чему это приводит, рассказала врач ДКЦ №5 Анна Землянухина. По ее словам, в поликлинике №190 участковый терапевт приняла за смену 134 человека и получила премию. То есть доктор потратила на прием одного пациента меньше трех минут. О качестве медпомощи речь здесь, понятное дело, не идет...
Не обошлось, говорят врачи, и без прессинга со стороны руководства, с которым столкнулись почти все участники акции. Так, врач-гинеколог из 180-й поликлиники Екатерина Чацкая не только недополучала зарплату два месяца, но впервые в своей карьере была наказана взысканием. «Участников акции подвергли тотальной проверке. На меня было наложено два взыскания, в частности одно из них за то, что я сократила написание термина «наружные половые органы» до «н.п.о.», хотя это сокращение принято в научной литературе», - рассказала она. Теперь все претензии руководства врач собирается оспаривать в суде.
***
«Мы привыкли качественно помогать пациенту и не хотим заниматься профанацией на своих рабочих местах, - говорит о мотивах забастовщиков Анна Землянухина. - В январе этого года настал такой момент, когда из-за увеличения нагрузки и сокращения времени приема одного пациента качественно оказывать помощь стало просто невозможно. Настал предел терпения, после которого надо или уходить из профессии, но это для нас невозможно, мы все с детства хотели быть врачами, или бороться за свои права и права пациентов».
В отличие от Печатникова и Скворцовой эти врачи клятву Гиппократа помнят…