Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Обезвоживание организма ведет к…

, 08:50

В современной истории Волгограда есть несколько «вечных» тем, которые журналисты поднимают с регулярной периодичность. Одна из них, вроде бы, сезонная – весенний паводок и заход воды в Волго-Ахтубинскую пойму. Но в последние годы все очевиднее, что тема перерастает во всесезонную. И принимает масштаб экологической катастрофы.

 

До возведения Волжско-Камского каскада ГЭС за наполнение поймы отвечала матушка Природа. Были годы с большим количеством осадков, в эти времена затапливало населённые пункты. Были маловодные, когда на Нижней Волге наступала засуха. Но если брать «среднее арифметическое», то на заливных лугах поймы росла сочная трава, давая начало дальнейшей пищевой цепочке, шумели вековые дубравы, рыба в ериках водилась, и хватало её всем.

После строительства каскада ГЭС и возведения системы водохранилищ, процессы регулирования подачи воды теоретически должны были снять и проблему подтопления жилья людей, и решить задачу обеспечения водой сельхозугодий. Крупные водохранилища, к тому же, гарантировали работу водозаборов населенных пунктов, среди которых выросли и города-миллионники.

Но в результате получилось так, что  государство должно выбирать: или обеспечивать хорошие условия для нереста в Волго-Ахтубинской пойме, сбрасывая для этого воду из водохранилищ в ограниченный период времени, или же сохранить эту воду в водохранилищах и гарантировать водную безопасность населенных пунктов на протяжении всего года.

 - Воду можно сбрасывать долго и понемногу, а можно коротко, но с высоким паводком. В советские времена поступали по второму варианту: мало воды, но пойму все равно затапливали. В 2006 году решили провести эксперимент, решив растянуть удовольствие при низких объемах сброса. В результате в пойму ничего не попало, и этот год стал катастрофичным, - пояснил директор волгоградского отделения Государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства Александр Науменко.

Есть свой интерес во время весеннего сброса и у ГЭС. Гидроэнергетикам, конечно же, не выгодно вхолостую сбрасывать большое количество воды,

 - Энергетическая компания, которая сейчас владеет Волжской ГЭС, приоритетом ставит зарабатывание денег. А для них выгоден режим постепенного небольшого сброса, чтобы была выработка электроэнергии, которую они и продают, - уверен депутат Государственной думы Александр Агеев. - Эту проблему я знаю очень давно. И в 2006  году, когда был очень плохой сброс, лично я подключал чиновников разного уровня, нам удалось вывести проблему на федеральный уровень, и только после этого заставить энергетиков увеличить сброс. После этого вода пошла и наполнила пойму.

В этом году на Волжской ГЭС установлен режим сброса, вдвое меньше необходимого. Впервые за долгие годы не будет сбросов воды с расходом более 20 тысяч кубометров в секунду. Гидроэнергетики говорят, что из-за маловодья.

 - Прибыль, экономическая выгода для них превыше интересов региона, интересов населения. Волжская ГЭС в основном работает на Центральную Россию. Там недостатка, проблем с электроэнергией нет. Поэтому в первую очередь нужно подумать об экологии. А они будут постепенно сбрасывать воду небольшими партиями и соответственно получать энергию, - возмущен Александр Агеев.- Ведь большинство посёлков поймы выживают за счет того, что рыба заходит к ним и за счет того, что можно что-то вырастить на этой плодородной земле. Если будет сушь, большинству населения будет просто не на что жить. А это уже социальная проблема, которая станет головной болью государственных мужей.

Директор ГосНИИОРХ Александр Науменко в прогнозах осторожен, но в итоге его картина катастрофы не менее драматична:

- В настоящий момент точный прогноз дать сложно. Все зависит от реальности – насколько реально поднимется вода в Волге и Ахтубе и сколько из этой воды поступит в пойму. И только потом можно давать прогноз. Но судя по тому, что в 2006 году ситуация была схожа с нынешней, а тогда была катастрофа, беда повторится, если вода будет поступать в том же утвержденном графике. Пойму питает вода, приходящая в период половодья. Если нет этой воды – пойма начинает деградировать. Пример: было Аральское море, когда оно высохло, осталась пустыня. Без воды нет жизни. То же самое будет и здесь: изменение ландшафта приведет к тому, что плохо будет всем: и рыбе, и растительности, и конечно же, людям. К тому же половодье не только питает землю, но и пополняет запасы грунтовых вод. Произойдут кардинальные изменения и с подземными водами. Прогноз крайне негативный.

Сейчас проблемой занимаются только общественные активисты на месте. Надо снова подключаться федеральным чиновникам – по-другому, видимо, не получится.

- Меня поражает равнодушие региональных властей, которые не включаются в эту проблему, - говорит Александр Агеев. - Они тоже – орган государственной власти. Достаточно областным чиновникам провести переговоры и повлиять на руководство энергетической компании, чтобы увеличить сброс.

Между тем, пойма страдает, и счет идет уже на дни. Но даже в этом году экологическую ситуацию ещё возможно исправить. Напомним, что в таком же положении в это же время мы были в 2006 году. После этого удалось найти доводы, увеличить объемы сброса воды и не губить пойму.

Софья СОРОКА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram