По данным Финансового университета России Волгоград наряду с Липецком является лидером по числу жителей, находящихся в крайней бедности и нужде – 21%-ту волгоградцев личных средств едва хватает на продукты питания. При этом наибольшие расходы регионального бюджета за первый квартал 2015 года пришлись на социальную сферу – почти 4,5 млрд рублей. Несмотря на все старания областного правительства по наполнению бюджета, каждый пятый волгоградец находится за чертой бедности. Впрочем, и со стараниями не всё так однозначно.
Действия регионального комитета финансов совместно с налоговиками сегодня напоминают продразвёрстку времён становления Советской власти. Дабы спасти бедных, душатся последние богатые. Говоря проще, власть сегодня рубит курицу, которая способна нести золотые яйца. Если смотреть не только на красивые цифры, но и на то, как они создаются, то достаточно быстро выяснится, что поступления в региональный бюджет сегодня обеспечиваются за счёт постоянных налоговых проверок и штрафных санкций. Тучные нулевые годы породили неформальный общественный договор, согласно которому бизнес не лезет в политику, а правящая элита в обмен на это закрывает глаза на всякие мелкие (и не очень) налоговые и прочие финансовые нарушения. Количество осуждённых по статье «мошенничество» среди предпринимателей демонстрирует, что власть последние годы свою часть общественного договора исполняет неохотно. А усиливающееся давление в налоговой сфере свидетельствует, что договор был разорван в одностороннем порядке. Теоретически в такой ситуации бизнес сейчас тоже может пойти в политику, например, начав финансировать оппозицию или хотя бы просто устроив информационную войну против действующей власти. Однако всё будет совсем по-другому.
Во время затяжных майских выходных, разнообразные красные праздничные флаги и растяжки очень красиво дополняли вывески с надписью «Аренда». В Волгограде такие вывески в последнее время становятся популярными. Об этом свидетельствуют и данные статистики, согласно которым по итогам 2014 года Волгоград стал вторым после Москвы городом по количеству закрывшихся субъектов предпринимательской деятельности. Фактически сегодня бизнес оказался между молотом и наковальней. С одной стороны на него давит кризис, который ударил по кошельку рядового обывателя, сократив тем самым потребительский спрос. С другой стороны на бизнес давит государство, которому очень важно сохранить свои социальные обязательства перед населением, дабы оно продолжало правильно голосовать и верить в предлагаемые ему идеологемы. Но боливар не выдержит двоих. Выбирая между спасением капиталов и продолжением деятельности в ущерб себе, предприниматель склоняется к первому варианту. В итоге крупный бизнес уходит из региона, а середнячки и мелочь прекращают деятельность. Дальше цепочка строится довольно просто. Бизнес закрывается, люди теряют рабочие места, бюджет не получает налоги и не может поддерживать возрастающую армию бедных, но при этом продолжает душить остатки бизнеса. Петля затягивается. И если в первом квартале бюджет Волгоградской области продемонстрировал профицит за счёт налоговых поступлений, то во второй половине года и далее нас, вероятнее всего, будут ожидать глубокий финансовый спад и усиление бедности. Так нужно ли продолжать подобную финансовую и фискальную политику?
Александр САЙГИН