Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Екатеринбург → Общество

Мы помним, мы гордимся

, 14:21

Торжественные шествия военной техники времен Великой Отечественной войны, которые проходят в Верхней Пышме 9 мая, давно известны далеко за пределами города – благодаря усилиям сотрудников Музея военной техники УГМК и специалистов участка реставрации и ремонта военной техники и ретро-автомобилей ОАО «Уралэлектромедь» (предприятие металлургического комплекса УГМК). В этом году – году 70-летия Великой Победы организаторы превзошли самих себя, подготовив несколько интересных сюрпризов.

 

«Станция Узловая»

 

Непосредственно торжественное шествие стало «финальным аккордом» культурных мероприятий, посвященных 70-летию Победы. А начался день с открытия новой экспозиции музея военной техники УГМК – полноразмерного макета ж/д станции времен Великой Отечественной войны. Еще раньше на территории ОАО «Уралэлектромедь» провели «юбилейную плавку» меди в честь ветеранов-металлургов (около 80% гильз для советских патронов и снарядов во времена войны были изготовлены из пышминской меди).

 

Макет был воссоздан по фотографии железнодорожной станции в Ревде. На площади в два гектара разместился перрон, небольшое здание вокзала, водонапорная башня и пять ж/д путей с эшелонами военного времени.

 

Реставраторы постарались на славу. У вокзала стоит зенитный пункт ПВО, на путях: паровозы 20-40-х годов, серий «Ов», «Еа» (прибыл из Уссурийска), «Эу» и «Эм». Вагоны-«теплушки», платформы различных моделей, авто-броневики на ж/д колесах и гордость выставки: бронепоезд. В одном из прошлых репортажей «Аргументы недели – Урал» уже упоминали, как реставраторы «Уралэлектромеди» собирали этот экспонат. Конечный результат безусловно впечатляет. Грозная броневая мощь. К слову, бронепаровозы в то время создавались на основе «овечек», паровозов серии «Ов».

 

Две таких «овечки» вывезли по частям на грузовых вертолетах из заполярной тундры. Они находились в ЯНАО, на «Мертвой дороге», которую строили заключенные ГУЛАГа в конце 40-х.

 

Тем временем, подошло время торжественной церемонии открытия экспозиции.

 

– Это посвящение железнодорожникам Великой Отечественной войны, на плечи которых легли тяготы эвакуации и снабжения войск в 1941-1945 годах. Благодаря в том числе и их самоотверженному труду стала возможна победа Красной Армии, – обратился к гостям выставки гендиректор УГМК Андрей Козицын. По его словам, создание этой экспозиции было бы невозможно без помощи железнодорожников.

 

Присутствовавший на церемонии начальник СвЖД Алексей Миронов сделал выставке еще два подарка: исторически ценный документ, датированный 1943 годом и подписанный И. В. Сталиным и Л. М. Кагановичем - паспорт, регламентирующий работу железнодорожных станций в военное время, а также фонарь «Летучая мышь», какие раньше использовались при обходе путей.

 

Также на трибуне присутствовали ветеран предприятия Галина Павловна Синицына, ветеран войны, труженик тыла, работник железнодорожного цеха Юрий Алексеевич Носов и директор ОАО «Уралэлекстромедь» Владимир Колотушкин. В финале церемонии почетные гости разрезали красную ленту и прошли к станционному колоколу, чтобы подать первый сигнал, возвещающий об открытии экспозиции.

 

Вообще на территории музея было в тот день немало посетителей. Пожилые люди, молодежь, семейные пары с детьми гуляли, осматривали грозные боевые машины. И начинающийся дождь никто, казалось, не замечал.

 

Через музей можно было пройти к мемориалу «Журавли» (там утром прошел митинг памяти) и дальше – к развернутым полевым кухням, где по традиции кормили всех желающих гречневой «солдатской» кашей с тушенкой и угощали горячим чаем. Последний был очень кстати: днем уже ощутимо похолодало, и дождь все не прекращался. Ну а от полевых кухонь недалеко и до центральной улицы города – занимать место, чтобы увидеть военную технику, которая должна была пройти по Успенскому проспекту.

 

Шествие

 

По традиции, участники торжественного шествия двигались от Ледовой арены до улицы Калинина, потом техника делала круг и разворачиваясь, ехала к музею. Многие пышминцы даже предпочитали занять места не на главной улице, а на «обратном пути» – на Кривоусова. Там технику было видно совсем близко, можно было помахать участникам и те приветственно махали в ответ.

 

И вот, оркестр играет гимн, на трибуне – командующий. Первыми вышли «суворовцы». Многие родители правдами и неправдами пробивались в первые ряды, чтобы увидеть своих сыновей. Затем прошли колонны военнослужащих в форме времен Великой Отечественной (моряки, пехота), девушки в форме пронесли аэростат (аналогичные использовались на фронте). Затем, «современные» солдаты. Ну а за ними – военная техника.

 

Традиционно в Верхней Пышме принимает участие отреставрированная военная техника времен Великой Отечественной. В этом году был поставлен рекорд – 32 машины: легкие и средние танки, артиллерийские установки и тягачи, бронеавтомобили, в том числе и довольно редкие экземпляры: транспортер-«амфибия» Studebaker M-29C Weasel, с 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2, несерийный бронеавтомобиль на базе ЗиС-5, который активно применялся во время обороны Ленинграда и др.

 

Традиционно, первым ехал легендарный Т-34. Впервые перед зрителями предстали танкетка Т-27, принятая на вооружение Красной Армии в 1931 году, легкий танк Т-70, активно применявшийся при обороне Сталинграда и во время Курской битвы, а также танк Т-28, созданный в начале 1930-х годов прошлого века и считавшийся сильнейшим в своём классе. «Аргументы недели – Урал» публиковали не так давно репортаж из цеха реставрации. Там эти машины стояли в полуразобранном состоянии. Сегодня же они проехали по главной улице города.

 

– Музей военной техники в Верхней Пышме уже десять лет является гордостью и одной из знаковых достопримечательностей Верхней Пышмы. Благодарю руководство компании УГМК и лично генерального директора Андрея Козицына за то, что все это время вы активно пополняете фонд музея, поддерживаете технику в идеальном порядке и даете возможность новым поколениям наглядно изучать историю, – заявил свердловский губернатор Евгений Куйвашев с трибуны перед началом этого масштабного действа.

 

Завершился парад «авиа-шоу»: в небе пролетели звенья вертолетов и истребителей. Последним прошел «Бессмертный полк», рекордные для Верхней Пышмы 900 человек вышли с портретами своих близких – фронтовиков и тружеников тыла, не доживших до сегодняшнего дня.

 

Справка «АН-Урал»

 

Музей военной техники УГМК был основан в 2005 году. Группа ветеранов из Верхней Пышмы обратилась к руководству УГМК с просьбой дополнить открытый мемориальный комплекс «Журавли» несколькими экземплярами военной техники. Идея получила поддержку и дальнейшее развитие: уже на следующий год 9 мая состоялось торжественное открытие выставки, насчитывавшей тогда 10 экспонатов, наиболее заметным из которых являлась реактивная установка БМ-13 «Катюша», принимавшая участие в Параде Победы на Красной площади. Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 310 от 23 октября 2006 года верхнепышминская экспозиция получила официальный статус музея боевой техники под открытым небом.

 

Экспозиция пополняется каждый год, было налажено сотрудничество как с Минобороны России, так и с поисковыми отрядами, а также с частными коллекционерами. . В 2012 году коллекция музея насчитывала более ста экземпляров техники, выставленных на открытой площадке. В 2013 году состоялось открытие трехэтажного здания выставочного центра музея, в котором посетителям представлены образцы лёгкой военной техники, стрелкового вооружения, ретроавтомобили и мотоциклы, экспонаты, показывающие историю наградной системы, а также копии самолетов времен Великой Отечественной войны.

 

Евгений Федоров

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram