Ялтинский зоопарк «Сказка» и сафари-парк «Тайган» - под угрозой закрытия
22 мая 2015, 16:51 [«Аргументы Недели. Крым», Карина РАСУЛОВА ]
В Крыму нешуточная история развернулась вокруг некогда жизнерадостного гамадрила Яши и других обитателей ялтинского зоопарка «Сказка» и сафари-парка «Тайган» под Белогорском. Местные власти могут в ближайшие дни объявить там карантин в самый разгар туристического сезона, что для частных учреждений практически означает закрытие.
Еще совсем недавно гамадрил Яша беззаботно зевал, бегал и угощался лакомствами. Многие дети, да и взрослые, приходили в «Сказку» ради встречи именно с ним.
Вчера Яшу «расстреляли». В зоопарк неожиданно нагрянули сотрудники прокуратуры. Якобы для выяснения факта заражения животных туберкулезом, гамадрила усыпили выстрелами из специального ружья. Как только Яша оказался обездвижен, прибывшие вместе с прокуратурой ветеринары впрыснули ему в глаза препарат, который должен был в течение 3-х суток показать, заражен гамадрил или нет. Поводом для издевательства над животным, длившегося около пяти часов, стало сообщение в Интернете некой гражданки Полонской.
После случившегося Яша потерял сознание. Долгое время казалось, что гамадрил уже мертв. Однако благодаря помощи ветеринаров его удалось выходить. Сейчас состояние Яши относительно нормализовалось, но он по-прежнему слаб. Другие обезьяны не бросают вожака и сидят рядом. А вот японская макака, которой тоже ввели снотворное, до сих пор без сознания.
Атмосфера в зоопарке сейчас очень напряженная. Ждут приезда ветеринаров, которые наконец установят, есть ли заражение туберкулезом. Тем временем никаких признаков болезни у животных не наблюдается. Директор зоопарка Олег Зубков специально перелопатил огромное количество справочной литературы по туберкулезу: зараженное животное быстро худеет, кашляет. Ничего подобного нет и в помине. И если что-то найдут, то, по мнению администрации зоопарка, это будет явная инсценировка.
«Скорее всего, эти надуманные обстоятельства станут поводом для закрытия зоопарка на карантин, - говорит О. Зубков. - На два месяца. В самый разгар летнего сезона. У нас частный зоопарк, мы можем прокормить животных (а их огромное количество!) только за счет продажи входных билетов. Если посетителей не будет, «Сказка» закроется».
Зубков понимает, что жаловаться куда-либо бесполезно. По его словам, решить вопрос мог бы решить только президент, но до него не достучаться. Ситуацию могли бы спасти независимые эксперты, но на их поиски нет ни возможностей, ни времени. Даже если сейчас получится выбраться из сложившегося положения, все равно начнутся новые проверки – налоговых инспекций, пожарных и т.д. Олега Зубкова есть опасения, что у всей этой бурной деятельности прокуратуры одна цель – закрыть «Сказку» и «Тайган», бескомпромиссно надавив на экономический рычаг. И сделать это показательно.
Завтра в связи с сложившейся ситуации состоится пресс-конференция крымской прокуратуры. Олега Зубкова пока на нее не приглашали. В то же время он собирается организовать собственную пресс-конференцию, где покажет все документы, расскажет, откуда и как прибыли животные, а также о регулярных плановых ветеринарных проверках в течение 20 лет безупречной работы зоопарка.
На ситуацию обратил внимание член Общественной палаты РФ и Совета по правам человека Николай Сванидзе. Он посоветовал Олегу Зубкову обратиться в СПЧ и откровенно рассказать о том, как и почему его гнобят, чем это чревато. «Если у происходящего политические мотивы, а это не исключено, судя по всему, то жаловаться местным чиновникам считаю бессмысленным», - сказал Сванидзе.
По словам почетного адвоката России Леонида Ольшанского, проверка была вполне законной, а вот безжалостные действия по отношению к животным – нет. «Крым – территория России, а значит, на полуострове все должно проходить по российским законам. Проверки – это правомерно. А вот усыплять и проводить другие болезненные процедуры можно было и не давать, а требовать решения суда. Пока все это бы тянулось, завершился бы курортный сезон».
«Животные в частном зоопарке — собственность хозяина, никто не имеет права совершать по отношению к ним каких-либо операций без решения суда. Если у животного действительно туберкулез, нужно составить акт о том, что оно представляет опасность, а затем временно изолировать. И происходить все это должно при участии независимых ветеринаров. Если это действительно какое-то тяжело заболевание, животное, конечно, могут усыпить, но вообще туберкулез сегодня можно вылечить, - напомнил вице-президент Центра правовой зоозащиты Александр Кулагин. - В любом случае данная ситуация требует тщательного расследования. Проблема в том, что в этой сфере сегодня полный юридический вакуум, нет законов, согласно которым можно было бы четко сказать, кто прав, а кто нет, все очень размыто». По словам Кулагина, проверки могли использоваться конкурентами Зубкова как способ устранить соперника. Также это могут быть проделки защитников прав животных, которые выступают против содержания животных в неволе.