Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 18(459) от 21.05.2015

На волне любви

, 19:58

Фестиваль славянской песни «Оптинская весна» в шестой раз прошёл в Козельске в минувшие выходные. За эти годы вокруг праздника сформировался целый сонм традиций.

Традиционно на фестиваль приехали фолк-исполнители из разных регионов России, Белоруссии и Сербии. Традиционно жюри не смогло выбрать одного лучшего и присудило сразу несколько призовых мест. Традиционно неизгладимое впечатление на зрителей произвели самые юные участники гала-концерта: ребята в возрасте от 14 до 17 лет. Традиционно судьи – популярные исполнители – не смогли усидеть в своих креслах и вслед за конкурсантами вышли на сцену.

Опорой «Оптинской весны» с самого начала и по сей день являются православная церковь и Российская армия: фестиваль проходит при поддержке местного епископата, монастыря Оптина пустынь и 28-й Гвардейской ракетной Краснознамённой дивизии.

К сожалению, одна из традиций этого фестиваля временно прервалась. В прошлые годы среди конкурсантов всегда сильны были украинские участники. Но вот уже второй год по понятным причинам Украине не до отборочных туров молодых певцов. Организаторы и молодые исполнители искренне надеются, что ситуация изменится. О мире на братской земле украинской все вместе просили они на утренней службе в монастыре за несколько часов до финального творческого состязания.

Впервые посетители фестиваля получили возможность насладиться не только музыкой, но и фотоискусством. Чтобы погружение в народную культуру было полным, в холле работала фотовыставка «Дети России», организованная Гильдией межэтнической журналистики. Возможно, экспозиция станет ещё одной традицией «Оптинской весны».

Чтобы узнать настроения и передать царившую во время четырёхчасового гала-концерта в козельском Доме культуры Российской армии атмосферу, корреспонденты «НА» пообщались с членами жюри, участниками и гостями фестиваля.

Ольга Кормухина, председатель жюри, певица:

– Здорово, что такой фестиваль есть. Мы – славяне, у нас очень богатая песенная культура, но, к сожалению, она никак не представлена на большой сцене. Я имею в виду подлинную славянскую культуру, стилизованных «а-ля рюс» песен на эстраде хватает. Хочу пожелать фестивалю, чтобы именно корневой музыки было побольше. В наших деревнях до сих пор есть нераскрытые кладези песен. Было бы здорово, если б участники фестиваля поездили по глубинке и пособирали крупицы настоящей культуры. Ну и конечно, хотелось бы пожелать администрации Калужской области обратить наконец внимание на этот фестиваль. Рядом святое место – Оптина пустынь, со сцены звучит славянская музыка, а власть почему-то не проявляет никакого интереса. Перед сербами и белорусами прямо неудобно.

Фёдор, волонтёр, казак:

– Наше Оптинское казачество не помогает фестивалю, оно живёт им. Каждый делает то, что умеет: кто-то на сцене помогает, кто-то по хозяйству, кто-то с аппаратурой. Время сейчас такое: больно за Россию. Молодёжь слушает чужеродную музыку, не настоящую, отрывается от корней. Когда люди переезжают из города в деревню они, сами того не осознавая, со временем перестают включать рэп, рок, попсу, а начинают слушать тишину. То, что делается на фестивале, – это правильно. Народ здесь слушает не просто песни. Он слушает свою душу, то, от чего нас оторвали.

Антон, зритель:

– С женой и одним из троих детей приехали на фестиваль из Звенигорода. Был в Москве на нескольких отборочных турах. Это уникальное мероприятие! Настоящее, не показное возрождение славянских традиций. После фестиваля ещё долго остаются в душе трепетные, нежные, радостные чувства. За этим послевкусием и ездим сюда уже третий год.

Екатерина Киселёва, Ханты-Мансийск, финалистка конкурса:

– Я исполняла свадебную песню Свердловской области «Отдавали молоду». Раньше свадьба была самым главным событием в жизни девушки, радостным и одновременно грустным, ведь она покидала отчий дом навсегда. Мне кажется, что обрядовые песни напоминают слушателям о наших традициях и помогают сохранить их. Этот конкурс вообще не похож на другие. Тут очень тёплая обстановка. Очень сильна духовная православная линия.

Ольга Стурова, Липецк, победитель конкурса:

– Участвую впервые. Эмоции получила чудесные. Я часто езжу по фестивалям и конкурсам, но такой доброты и чистоты не встречала нигде. Ещё и место удивительное: специально задержусь в Козельске после фестиваля, чтобы съездить в Пустынь. Душа требует.

Полина Бурло, Белоруссия, победитель конкурса, 14 лет:

– Я как-то не очень уверена в своих силах и поэтому всегда волнуюсь перед выступлением. Но на этом фестивале у меня настроение совсем другое. Здесь все участники очень хорошие и друг друга поддерживают. А ещё нас с мамой поселили при монастыре, там часто встречаю священников и монахинь, которые всё время мне улыбаются! И сразу понимаю, что всё будет хорошо!

Бранислав Кежич, преподаватель церковно-славянского языка и пения в Православной семинарии им. Святого Саввы, Сербия:

– Я плохо говорю по-русски, но очень стараюсь. Считаю, что всем нам нужно лучше знать русский язык, русскую культуру и историю. Мы живём в эпоху глобализации. Поэтому очень важно, что наши славянские народы могут общаться и лучше узнавать друг друга на таких фестивалях. Музыка и язык у нас похожи, они объединяют нас.

Гости фестиваля – сербский ансамбль народной песни «Искон» – чуть не опоздали на свой самолёт в Белград из-за того, что никак не могли расстаться с хором оптинских казаков: они вдохновенно пели друг другу народные песни, вместе плясали… И этот импровизированный концерт лишний раз подтвердил, что народный фестиваль «Оптинская весна» делает для сохранения традиционной культуры славянских народов больше, чем иные официальные и щедро финансируемые государством мероприятия – даёт упоительную роскошь творческого общения на единой волне. На волне взаимоуважения и любви друг к другу.

Победители VI Международного
конкурса-фестиваля славянской народной песни «Оптинская весна»


Младшая возрастная группа от 14 до 17 лет:
Полина Бурло, Беларусь.


Средняя возрастная группа от 18 до 22 лет:
Оксана Козловская, Беларусь; Ольга Стурова, Россия; Нэманя Йованович, Босния и Герцеговина.


Старшая возрастная группа от 23 лет:
Ольга Масальская, Россия.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram