Не так давно Группу «СУ-155», бывшую когда-то, наряду с 1-м и 3-м ДСК, одним из основных игроков на рынке массовой застройки не только в столице, но и в регионах России, стало серьезно лихорадить. В медиапространство упорно вбрасывались слухи, что крупнейший застройщик Москвы станет банкротом. А ровно месяц назад об этом же заявили на митинге в центре столицы обманутые строителями дольщики.
Кабы знал, где упасть
В своем развитии Группа компаний «СУ-155» повторила путь отечественных строительно-девелоперских структур, имеющих связи «там» и способных управленцев в собственных кабинетах. За двадцать лет она выросла из обычной строительной компании с серым названием ЗАО «Строительное управление №155» до промышленной группы с замкнутым циклом производства. Более 100 предприятий, проекты в 54 городах России и странах СНГ. Ежегодная выручка составляет примерно 70-75 млрд рублей, более 40% от объема строительства жилья в регионах России. Первое место по проектным портфелям среди крупнейших девелоперов страны – 155 млн м2. Диверсифицированный бизнес – производство стройматериалов, металлопроката, сантехники, электрики, лифтов… Владелец СУ-155, Михаил Балакин, занимает 52 место в списке 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes с капиталом 1,9 млрд USD. Как говорил киногерой Владимира Машкова, «картина маслом». И вдруг…
Неудачи стали постоянными спутниками СУ-155 с 2011 года. Причем трио основных антагонистов компании Балакина просчитывается на раз-два: это мэрия Москвы, новое руководство Минобороны и новый же губернатор Московской области. Согласитесь, что назвать это простым совпадением язык как-то не поворачивается. Да, к компании есть объективные претензии – особенно со стороны обманутых дольщиков, которые и выходят на митинги. Но само наступление на СУ-155 говорит о том, что г-на Балакина хотят попросить освободить место. Для других. По крайней мере, все очень на это похоже.
Все зло от женщин
По нашему мнению, «черная полоса» началась в бизнесе СУ-155 в 2007 году. Именно тогда в штатном расписании петербургского филиала компании появилась… Евгения Васильева. Да-да, та самая. Которая сегодня слушает свой приговор в Пресненском суде столицы. Г-жа Васильева еще не работала в Минобороны, зато по совместительству она была советником вице-мэра Москвы по строительству Владимира Ресина. За какие-такие выдающиеся строительные качества она туда попала, остается только догадываться. Но явно Балакин делал на нее ставку. Особенно после 2010 года. И проиграл.
«Опасные связи» с мадам Васильевой, позитивным итогом которых должны были, наверное, стать выгодные для СУ-155 контракты с Минобороны, сыграли со структурой Балакина злую шутку. Действительно, в бытность Сердюкова министром строители неоднократно выигрывали госконтракты. Однако по многим из них обязательств в срок не выполняли. Проще говоря, объекты вовремя в эксплуатацию не вводили. Почему, при таком-то потенциале и стопроцентном гарантированном финансировании? Вопрос, наверное, к соответствующим органам. Правда, возникавшие в подобных ситуациях споры стороны всегда(!) улаживали в досудебном порядке. Хотя сумма уплаченных СУ-155 пеней была немала – более 1 млрд руб. Интересно, кстати, на что были потрачены эти средства…
Но вот пришел 2013-й год, а с ним и Сергей Шойгу. И все поменялось. Минобороны подало в суд на «СУ-155» в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по госконтрактам, заключенным в 2010 году, сумма иска составила 357,8 млн рублей. И арбитраж, и апелляционная инстанция министерство поддержали… Казалось бы, случайность. Возможно, но из серии запрограммированных.
Москва, звонят колокола!
Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево и воскресной школы в Зюзино в рамках благотворительных программ компании не спасло СУ-155 от пристального внимания собянинской команды. В мае 2011 года мэр резко «наехал» на строителей. Причина – приобретение в 2009 году городом 187 тыс м2 жилья за 10 млрд рублей и, как водится, несоблюдение компанией сроков ввода. Однако первый наскок не увенчался успехом – юристы Балакина доказали в суде, что виноваты в ситуации были столичные чиновники.
Но Собянин не отступал. Колокол по СУ-155 стал не то что мерно звонить, а просто бить набат. Последовали новые иски - за задержку с вводом в эксплуатацию жилого дома в Весковском переулке (518 млн руб пени и 280 000 USD неустойки), за нереализованный инвестконтракт по реконструкции нескольких зданий в районе Зюзино. В феврале 2013-го Департамент экономической политики и развития Москвы подал иск к «СУ-155» в Арбитражный суд города Москвы с требованием вернуть в бюджет 3,5 млрд рублей. Речь шла о строительстве в Южном Бутово. В октябре того же года последовал новый иск в связи со строительством домов на ул. Наметкина – на 548 млн рублей. Справедливости ради стоит отметить, что юристы компании удар мэрии держали – суммы либо сильно уменьшались, либо стороны шли на мировые соглашения, либо суд признавал правоту застройщика. Но становилось очевидно, что от Балакина не отстанут.
Бывший рыбный король. Он же – сын друга министра
Третья беда пришла оттуда, откуда ее ждали, наверное, меньше всего. Со стороны нового губернатора Подмосковья. Осенью прошлого года вспыхнул конфликт вокруг новостроек в Павшинской пойме. В середине ноября вдруг говорит об озабоченности жителей(!) и областных властей вопросами финансовой устойчивости компании заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин. Через несколько дней администрация Долгопрудного сообщила, что город давно недополучает от строителей плату за аренду земельных участков. И должны они уже почти 1 миллиард рублей…
А еще через пару дней Госстройнадзор Московской области подал в арбитражный суд иск о признании несостоятельности «СУ-155» из-за задолженности по штрафам в бюджет области в размере 24,9 млн рублей. В компании заявили, что эти действия абсолютно бесперспективны. Со словами юристов в обладминистрации, видимо, не согласились, потому что еще через несколько дней в головном офисе группы произошла частичная выемка документов. После этого строители стали сговорчивей – соответствующие договоренности с областными властями были достигнуты в считанные часы.
Кто виноват?
Ответить на этот извечный русский вопрос в данной ситуации непросто. На поверхности – кризис, спад в отрасли, снижение платежеспособности населения как причины неустойчивого положения структуры Балакина. В действительности, в отношении СУ-155, судя по всему, ведется пока не очень хорошо скоординированная игра с дальним прицелом. Иначе очень трудно объяснить ряд совпадений и фактов.
Например, с начала апреля, и, особенно, последние несколько дней, россияне вдруг узнали очень много о «темных делах», которые творятся в компании в различных регионах. Так, пишет независимое издание «Тульская пресса», сотрудники управления по административно-техническому надзору администрации Тулы провели проверку 10 стройплощадок города. По ее итогам начальник управления Руслан Горацев заявил, что в работе СУ-155 найдены серьезные нарушения (а именно в Туле компания реализует проект в рамках Федеральной программы «Жилье для российской семьи»).
Есть серьезные проблемы и в Ивановской области, внезапно решили открыть глаза местные СМИ. На предприятии «Строммашина» (входит в ГК СУ-155) только после вмешательства прокуратуры рабочие получили зарплату. Долги достигли 8,8 млн рублей. А Следственное управление СК РФ установило, что в 2013 году завод хронически утаивал налоги – уже на несколько десятков миллионов.
Точно так же, неожиданно и, конечно же, совершенно случайно стало известно о злоупотреблениях в восточносибирском филиале компании, которым руководит одиозная фигура, бывший губернатор Архангельской области Илья Михальчук, известный громкими коррупционными скандалами, огромными долгами перед федеральным бюджетом, кадровой чехардой, а также фривольным поведением в личной жизни.
Просто так информационная волна в подобных ситуациях не возникает. Похоже, что «старт» кампании был дан заявлением Сбербанка. 1 апреля 2015 г. Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск структуры Грефа с требованием признать СУ-155 несостоятельной.
Кстати, всего за последние 6 месяцев к СУ-155 было подано более 50 исков. И 17 заявлений о банкротстве. Среди истцов — банки «Глобэкс», ВТБ, Банк Москвы и Росбанк, Главгосстройнадзор Московской области, налоговая инспекция, а также ряд компаний и физлиц.
Мало ли, что бывает, скажете вы. Это простое совпадение. Так, да не так. Мы чуть не забыли об одном, крайне активном, но как бы стоящим в стороне участнике этого процесса. По крайней мере, именно на такие предположения наводят все элементы вышеописанного паззла.
Это – компания «Мортон». Та самая, с агрессивной и запоминающейся рекламой. Про «наш ответ санкциям» и кучу нумерованных преимуществ покупки жилья у нее. Со структурой Балакина в качестве партнера «Мортон» имел дело раньше – и неудачно: последние судебные тяжбы закончились лишь в декабре 2014-го. «Мортон» - компания, пользующаяся по каким-то причинам максимальным благорасположением губернатора Воробьева. «Мортон» - компания, которая, как говорят, реализует свои проекты в Подмосковье на деньги Сбербанка. Именно «Мортону» правительство Москвы доверило рекультивацию полигона отходов в Некрасовке и последующее строительство на этой площадке всесезонного парка отдыха. Именно «Мортон» будет строить «Экспо-Сити» в Новой Москве. А теперь сложите вместе даты, названия компаний и организаций, территории, фамилии…. Ну и как вам? Похоже? Впрочем, это, как говорится, уже другая история. Которую мы обязательно расскажем.