Фамилия МАЙКАПАР с древнеарамейского переводится как «из великих». Внук известного композитора Самуила Майкапара – Александр играет на органе, клавесине и фортепиано, выступает с гастролями по всему миру, переводит книги о музыке на русский язык, а с недавних пор ещё и возглавляет московскую национально-культурную автономию караимов.
- Караимы по сути, не национальность. В Крыму живут тюркские караимы, а в низовьях Волги есть славянские деревни, чьи жители исповедуют караимизм, но караимами не являются. Сначала караимизм возник как учение, и лишь со временем его сторонники стали идентифицировать себя как народность тюркского происхождения, так как караимский язык принадлежит к тюркской группе.
– Некоторые путают караимов и евреев…
– Дело в том, что основой религии караимов является Ветхий Завет, поэтому многие понятия и имена у караимов и евреев общие. Главное различие – в религии. Правоверные иудеи считают религию караимов сектантским учением, своего рода протестантизмом в иудаизме. Иудаизма не может быть без двуединства Торы и Талмуда, а караимизм основывается на Пятикнижии, но не признаёт Талмуда, поэтому не является разновидностью иудаизма. Православная церковь, например, считает его самостоятельным вероучением, с иудаизмом не связанным.
– В вашей семье придерживались караимских религиозных традиций?
– У моего деда Самуила Моисеевича Майкапара в дипломе Петербургской консерватории было написано – «караимского вероисповедания». С дедом я на этом свете разминулся, а детство провёл с бабушкой, тюркской караимкой, но это были годы, когда о религии почти не говорили не только в обществе, но даже в религиозно ориентированных семьях, а наша семья такой не была. Некоторые считают меня верующим человеком, потому что я издал большую книгу «Новый Завет в искусстве», однако эта тема интересовала меня скорее с художественной и исторической точек зрения.
– Вы принадлежите к музыкальной династии. Можно ли сказать, что музыка в крови у каждого караима?
– Караимский народ слишком малочисленный, чтобы дать миру много талантов, а никаких исследований, оценивающих соотношение музыкально одарённых и обычных караимов, не проводилось и вряд ли они будут проведены. У всякого народа есть какие-то самородки, талантливые люди, но утверждать, что караимы как-то особенно музыкальны, я бы не стал.
– Если не музыкальность, то какие национальные черты характерны для караимов?
– Пожалуй, что караимы по натуре люди довольно великодушные. Например, рижские Майкапары были меценатами и своими средствами поддерживали русский драмтеатр в Риге. Известны пожертвования на благотворительность и образование для караимской молодёжи. Караимы в Крыму организовывали коммуны, где создавались условия для жизнедеятельности малообеспеченных слоёв караимского общества.
– А коммерческая жилка развита?
– Знакомы с фабрикой «Дукат»? Название – это сокращение двух караимских фамилий Дуван и Катык. Эту фабрику основали две караимские семьи. Кстати, известно, что рабочие на этой фабрике работали в лучших условиях, чем на других производствах. Я бы сказал, что караимы не теряют здравого смысла при оценке ресурсов и возможностей. Для них перейти грань разумного или дозволенного – неприемлемо. «Мне надо – и наплевать на других, я буду делать так» – вот этот ход мыслей для нас нехарактерен. Скорее «я не буду делать плохого, даже если это мне выгодно».
– Вы – председатель караимской автономии в Москве. Чем занимаетесь на этом посту?
– Честно сказать, я не очень хороший председатель. Занимаюсь делами общества мало и отдаю себе в этом отчёт. Только вот так сложилось – я этим вовсе не кичусь – во внешнем мире моё имя более-менее известно. И я испытываю удовлетворение от того, что приношу организации какую-то пользу хотя бы в деле консолидации наших людей. Если сочтут, что на этом посту может быть более эффективный менеджер – уступлю. Главное – чтобы хорошо шли дела.
– А дела идут хорошо?
– Финансовые – не очень. Проводим творческие вечера, для тогочтобы собрать хоть немного денег для организации. Но их хватает лишь на самое необходимое. Рассчитывали на государственные вливания, но грянул кризис. Так и живём: нам никто не помогает, но, надеюсь, и мы никому не мешаем. Наверное, если бы это было принципом человеческого существования, всем бы было лучше.