Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 16(457) от 7.05.2015

Военная клятва Гиппократа

, 17:04 , Обозреватель отдела Наука

Спорили с врагом «сорокопятки»,

Кровью истекал немой закат,

Медсестра меня на плащ-палатке

В полночь притащила в медсанбат.

В медсанбате, полные печали,

В хлопотах с утра и до утра,

Вы солдата к жизни возвращали,

Фронтовые чудо-доктора.

Это вы из мёртвых воскресили,

Рядового гвардии меня,

Мудрые врачи моей России,

Наша милосердная родня.

Эти строки мой покойный дед – поэт-фронтовик Василий Степанов посвятил всем военным врачам, три раза вытаскивавшим его с того света.

И не только его – миллионам наших солдат, офицеров и генералов они подарили вторую, третью, десятую жизнь. После Великой Отечественной они наравне с простой пехотой воевали в Африке, Афганистане, Чечне, Южной Осетии. Накануне 9 Мая «АН» вспомнили о прошлом, обсудили настоящее и помечтали о будущем с начальником Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны генерал-майором медицинской службы Александром ФИСУНОМ.

- Александр Яковлевич, до сих пор историки спорят, сколько военнослужащих мы потеряли в Великую Отечественную. В тени этих потерь остаются другие – сколько всего раненых прошло через военные госпитали?

– Тут всё точно. По военно-медицинским статистическим данным, всего с 22 июня 1941 года по сентябрь 1945-го в лечебных организациях всех наименований учтено госпитализировавшимися 22 миллиона 326 тысяч 905 человек. Общими усилиями военных и гражданских медиков в строй было возвращено до 72,3% раненых и 90,6% всех больных. Такого возврата в строй не было ни в одной армии мира.

Пользуясь случаем, сердечно поздравляю наших ветеранов с юбилеем Великой Победы. Желаю вам только крепкого здоровья, добра и мирного неба над головой! Низкий вам поклон!

– Сколько погибло самих медицинских работников?

– В целом за весь период войны боевые потери среди личного состава медицинской службы составили более 210,6 тысячи человек. Почти половина из них – 84 793 человека – убитыми.

Сердюковщина на марше

 – С подачи экс-министра обороны Анатолия Сердюкова численность военно-медицинской службы была значительно сокращена. В каком состоянии вы приняли ГВМУ после сердюковских сокращений личного состава и ликвидации военно-медицинских организаций?

– В 2012 году численность Главного управления составляла почти вдвое меньше ныне существующей. О точных цифрах говорить, простите, не буду.

Могу ещё добавить, что с 1 июня 2013 года в составе ГВМУ восстановлены упразднённые должности главных медицинских специалистов Минобороны России: главного хирурга, терапевта, главного государственного санитарного врача, группы военного образования. В состав ГВМУ вновь включено управление санаторно-курортного лечения и организации активного отдыха.

В целом практически заново сформированная структура, говоря сухим военным языком, позволяет обеспечить стойкое управление (координацию) деятельности медицинской службы Вооружённых сил, принятие решений по организации медицинского обеспечения, проведение мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья военнослужащих в мирное и военное время.

От редакции

Редакция «АН» поздравляет всех военнослужащих, бывших и нынешних, с великим праздником – Днём Победы. И, поднимая рюмку в этот день, давайте отдельным тостом вспомним медсестёр и медбратьев, санитарок и пепельных от усталости врачей, которые спасали жизни нашим солдатам и офицерам во всех войнах кровавого ХХ века.

На Крымском взморье как-то раз

– Удалось ли привлечь обратно старые, уволенные кадры?

– Да. Например, вернулся главный хирург Минобороны России генерал-майор медицинской службы Николай Ефименко. Всего же период с 2012 по 2014 год удалось привлечь в ряды Вооружённых сил более 200 ранее уволенных офицеров медицинской службы. Это очень значительный показатель, учитывая, как увольняли со службы этих офицеров.

На сегодня в рамках организационно-штатных мероприятий, проводимых в ВС РФ, сформировано 18 военно-лечебных организаций, обеспечивающих необходимый объём диагностики и специализированного лечения больных. В том числе: один военный госпиталь центрального подчинения и 17 самостоятельных военных госпиталей окружного подчинения с филиалами и структурными подразделениями. Кстати, 5 из них, вероятно, будут переданы в Федеральное медико-биологическое агентство. То есть сохранят свои фонды и штаты и будут работать на благо гражданского населения.

В прошлом году, после воссоединения с Крымом, в состав наших военно-лечебных организаций вошли три военных госпиталя, дислоцированные на территории Республики Крым в Севастополе, Симферополе и Феодосии, и сформированы шесть крымских санаторно-курортных организаций. Всего в состав нашей медицинской службы сейчас также входят восемь санаторно-курортных комплексов, включая 37 военных санаториев, шесть домов и шесть баз отдыха.

– И сколько человек сможете принять? Мест хватит на всех? Ведь многим военнослужащим выезд за границу сейчас закрыт.

– Уверен, что все военнослужащие и члены их семей, которые захотят отдохнуть или поправить здоровье, смогут это сделать. Смотрите, в 2014 году в военные санатории и дома отдыха заехали 188,3 тысячи человек. В том числе 128,8 тысячи непосредственно сотрудников военного ведомства. А с июня мы открыли и крымское направление. Там отдохнуло около 7 тысяч человек. В этом году планируем принять более 200 тысяч, в том числе более 36 тысяч поедет в Крым.

– «АН» много писали о выселении Военно-медицинской академии из Санкт-Петербурга на окраину города. Это означало фактическую ликвидацию ВМА. Одно из первых решений Сергея Шойгу на посту министра обороны – отмена этой глупости. Что сейчас происходит в академии?

– Мы – люди военные и чётко исполняем решения Верховного главнокомандующего, который приказал реконструировать академию на нынешнем историческом месте. В этом году в реконструкции 25 зданий общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Также ведётся строительство многопрофильной клиники на территории академии по адресу: Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 8. Это будет самое современное лечебно-диагностическое учреждение, настоящая «военная фабрика здоровья», площадь которой будет составлять более 130 тысяч квадратных метров. Министр обороны поставил задачу – завершить её строительство до конца 2016 года.

Кроме того, комплексное завершение реконструкции существующих и строительство новых фондов академии планируется закончить в 2017–2018 годах. Кстати, с сентября этого года филиал ВМедА откроется и в Москве.

– То есть о переезде речь уже не идёт?

– Никак нет.

– А ведь по приказу Сердюкова десятки, если не сотни миллионов рублей были потрачены на проект переезда. И опять никто не ответит за растрату...

От Минздрава я ушёл

 – Когда в Москве начались какие-то безумные сокращения врачей и медсестёр, вы заявили о том, что примете многих на работу. Пришли?

– Вы знаете, буквально очередь была. Но с нашей стороны был строгий профессиональный отбор. Плюс мы могли принимать людей только на вакантные врачебные должности, соответствующие должностям в системе гражданского здравоохранения. Если специалист нам подходит, но нуждается в повышении квалификации, то эти врачи направляются на бесплатное обучение в Институт усовершенствования врачей Медицинского учебно-научного клинического центра имени Мандрыка.

На сегодня в военно-медицинские организации, дислоцированные в Москве, отобрано и трудоустроено более 150 квалифицированных врачебных и сестринских специалистов. И эта программа открыта.

– Что нового – лекарства, техника, изобретения – внедряется в армейской медслужбе?

– Очень много. Например, в рамках Государственной программы вооружений созданы образцы изделий для медицинской эвакуации тяжелораненых с поддержанием жизненных функций в течение всего периода эвакуации с места поражения до места оказания необходимой медицинской помощи. Создаются новейшие средства для остановки кровотечений, восполнения утраченной крови, своевременного обеспечения кислородом на основе инновационных клеточных, нанотехнологий и ряда других.

Особое внимание мы уделяем разработке медицинских средств для «арктической» медицины, прежде всего фармакологических.

– А модная ныне «телемедицина» актуальна для военных врачей?

– Актуальнее, чем для гражданских! Ведь военные госпитали разбросаны по всей стране, в самых «медвежьих углах» есть наши врачи. На кораблях в дальнем походе. Бывает, что срочно нужны консультации узких специалистов или советы более опытных коллег.

Сейчас работает первый участок телемедицинской сети, который связал Центральный военный клинический госпиталь Вишневского и окружной госпиталь Западного военного округа (ЗВО), расположенный в подмосковном Подольске. Уже второй месяц проводятся тестовые и реальные консультации с несколькими госпиталями и войсковым медицинским подразделением одной из частей ЗВО.

Система будет разворачиваться поэтапно, на основе защищённого обмена данными. Планируем завершить её развёртывание, что позволит повысить качество оказания медицинской помощи, обеспечить необходимую степень конфиденциальности персональных данных и «информатизации» деятельности военно-медицинских организаций. Министр обороны приказал до конца этого года связать в единую телемедицинскую сеть все военные госпитали.

И перспективы в этой области открываются просто грандиозные. Это не просто консультирование «удалённых» специалистов в режиме реального времени, а проведение дистанционных хирургических вмешательств с использованием медицинских роботов-манипуляторов. При этом средний медицинский персонал обеспечивает анестезию и «снаряжение» манипулятора медицинскими инструментами, а врач удалённо проводит медицинские манипуляции!

P.S. «Аргументы недели» гордятся тем, что сделали очень много для сохранения военной медицины, которую бездумно уничтожало бывшее руководство Министерства обороны. Так что у нас появился ещё один повод сказать: «Мы победили!»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram