Едим дома
16 апреля 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
История нашего региона – это не только великие битвы, но и непревзойдённая еда. В дореволюционной России Царицынский уезд славился чёрной икрой и стерлядью, нашедшей своё отражение даже на гербе города, а также знаменитыми почти на всю империю камышинскими арбузами, дубовскими дынями и диковинными сарептскими кушаниями: арбузными мёдом, пивом, вином, а ещё горчицей и особенными пряниками.
С приходом советской власти слава царицынской еды лишь упрочилась. Сам регион к концу 80-х по праву получил звание «Всесоюзного огорода», а в столице сведущие люди ждали наступления лета, чтобы отведать волгоградских овощей и фруктов. Не забывали и рыбные деликатесы. Одному волгоградскому ректору прямой доступ к чёрному золоту, коим тогда называли икру, а не нефть, помог значительно упрочить позиции волгоградского образования и даже заслужить прозвище Икорный Папа. Жители же многочисленных городов на берегах Волги ждали августа, когда созревали волгоградские помидоры «Новичок» и «Дары Заволжья». Неудивительно, что даже спустя много лет предложение сделать помидор символом региона нашло позитивный отклик в интеллигентском сообществе региона. Но военная тематика на фоне общегосударственного тренда оказалась сильнее.
И после распада СССР Волгоградской области было чем похвастаться. Большинство завоеваний советского периода сохранились, но протекционизм со стороны региональных властей быстро растлил «красных директоров». Часть заводов были просто принесены в жертву людям с деньгами из других регионов, либо просто обанкрочены. Так Волгоград лишился своего мясокомбината, горчичного завода, маслосырбазы и многих других предприятий пищевой промышленности. Вместе с волгоградским молочным заводом исчез с полок ацидолакт, который по своим лечебным и вкусовым свойствам мог дать фору любому иностранному йогурту. Утратило свои качества и практически исчезло с полок магазинов некогда знаменитое волгоградское мороженое. То же произошло и с волгоградской рыбой. Немалое удивление накрывает пассажиров волгоградского аэропорта, которым теперь предлагают купить астраханские рыбные деликатесы. И это при наличии Цимлянского и Волгоградского водохранилищ, а также реки Дон. С середины нулевых любителям крепких алкогольных напитков уже не попробовать волгоградских вин и настоек, которыми славился ликёро-водочный завод. Ситуация со слабым алкоголем также выглядит не лучше. Да и те предприятия, что остались, редко получают рынки для сбыта собственной продукции даже в Волгограде. Впрочем, у региональных капитанов пищевой индустрии старой закалки и нет особого желания выходить за пределы Волгоградской области.
Политика импортозамещения, провозглашённая федеральными властями в середине 2014 года, могла бы стать отличным локомотивом для стагнирующей региональной экономики. Не смотря на 20-ти летнее уничтожение этой отрасли, в регионе по-прежнему существуют очень и очень привлекательные пищевые производства, которые могут снискать славу не только в Волгоградской области, но и за её пределами. Энтузиасты в Дубовском районе делают отличное вино, которое по своим вкусовым характеристикам легко может составить конкуренцию лучшим образцам Южной Америки и Европы. Кисломолочные продукты Средней Ахтубы также вызывают живой отклик у волгоградских гурманов и тех немногих представителей соседних областей, кто бывает по делам в Волгоградской области. Отдельного упоминания заслуживают мясные продукты из Палласовки и Алексеевки, после дегустации которых никто уже не вспоминает про хамон или салями. Постепенно расширяется производство и в Сарепте.
Потенциал для развития продовольственного рынка за счёт местной продукции есть. Есть и энтузиасты. Не хватает только поддержки на самом высоком уровне. Да настоящего, а не мнимого патриотизма, который демонстрируют маститые кинорежиссёры.
Александр САЙГИН