Проводя параллели с ситуацией 2008-2009 годов, большинство руководителей бизнеса объяснили, что если шесть-семь лет назад предприятия банкротились и закрывались, то в сегодняшних условиях они, скорее, стремятся к «консервации» деятельности и заморозке выплат подрядчикам, партнерам и собственному персоналу.
Можно говорить о том, что «затишье» первых месяцев 2015 года по-разному повлияло на волгоградский бизнес: кто-то использовал это время для повышения эффективности работы своей компании, кто-то начал активную борьбу за своих клиентов, а кто-то предпочел подождать, пока ситуация сама изменится к лучшему.
Но в основном в предпринимательской среде выделились три стратегии поведения:
Ликвидация
Каждый пятый владелец или руководитель (20%) оценивает текущее состояние своей компании как плохое или очень плохое. Ровно столько же предсказывают ухудшение положения дел по итогам 2015 года. Именно пессимистично настроенные предприниматели чаще остальных говорили о том, что они повысили стоимость предлагаемых ими товаров и услуг. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, 8% экспертов планируют сокращение производства или объема оказания услуг, вплоть до самого худшего - закрытия действующего бизнеса.
Выживание
Более половины руководителей (59%) считают, что положение их компании можно оценить как среднее. Несмотря на ряд объективных проблем, с которыми сталкиваются в настоящий момент предприниматели, например, снижением спроса, ростом цен на сырье, увеличением задолженностей, сбоями в поставках, – 36% представителей бизнеса надеются, что в текущем году положение дел в их компании никак не изменится. Для удержания позиций на рынке сторонники данной стратегии могут прибегать к кадровым - сокращения штата сотрудников, «заморозка» заработной платы - и маркетинговым - отказ или снижение затрат на рекламу и исследование рынка – сокращениям. Однако отказ от ведения бизнеса ими не рассматривается.
Качественное развитие
Каждый третий предприниматель (29%) видит предпосылки для улучшения ситуации и считает, что по итогам 2015 года его компанию ожидает позитивное развитие. Еще столько же (27%) планируют активное расширение своего бизнеса. Приверженцы таких настроений говорят о том, что к началу 2015 ими уже были приняты превентивные меры по сохранению собственных позиций. Другими словами, ситуация заставила их встряхнуться. Рестораторы оптимизировали меню, представители турфирм переориентировались на внутренний рынок, агентства недвижимости усовершенствовали программы лояльности и расширили спектр дополнительных сервисов, коммерческие образовательные учреждения скорректировали работу персонала и т.д. Те, кто сегодня уверен в своих силах, намерены бороться за клиентов, проводя дополнительные маркетинговые мероприятия (65% бизнесменов) и сохраняя кадровые ресурсы. 18% предпринимателей планируют увеличение числа рабочих мест и повышение заработных плат без проведения сокращений.
В вопросе увеличения цен предпринимательское сообщество разделилось с небольшим перевесом в сторону неизбежного повышения. Ряд компаний вынужден скорректировать и ценовую политику: 57% предпринимателей планируют или уже повысили стоимость своих товаров или услуг, мотивируя это невозможностью отказа от импортных товаров и ростом стоимости отечественных, контрактами в иностранной валюте, невозможностью коррекции своего ассортиментного ряда. Преимущественно это касается туристической сферы, нишевых ресторанов и индустрии красоты. Оставшиеся 40% опрошенных все же нашли возможности для сдерживания роста цен, в первую очередь за счет снижения нормы прибыли и поиска новых поставщиков, что определенно позволит им сохранить лояльность существующих клиентов и партнеров.