Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Камчатка → Общество

Информационным балом Камчатки правит коррупция

, 18:18

 Правительство Камчатского края увеличивает расходы на СМИ. Владельцы местных газет, информационных сайтов и телеканалов готовятся делить ежегодный губернаторский «пирог». Руководитель пресс-службы губернатора Алексей Елаш внезапно покидает свой пост. Среди камчатских журналистов открыто говорят о закулисной коррупции в информационной службе губернатора Илюхина.

Мы публикуем статью известного камчатского журналиста, ныне директора краевого Драмтеатра, Владимира Ефимова. «Местные журналисты озабочены ситуацией на рынке инфоуслуг, - говорит Владимир Ефимов. - Не секрет, что некоторые СМИ принадлежат состоятельным людям - политикам, бизнесменам. И здесь нет ничего предосудительного. Мы живем в эпоху капитализма. СМИ, как известно, способны влиять на общественное мнение. Но становится очень беспокойно, когда это самое общественное мнение вдруг начинает быть зависимым не от мудрого сенатора, не от губернаторской воли и не от коммерческих интересов бизнесмена, а от настроения капризной дамы».

После инициированной мной памятной встречи губернатора Камчатки Владимира Илюхина с редакторами ведущих камчатских СМИ ситуация с местной прессой стала, увы, ещё хуже. Тогда я высказал довольно жёсткую оценку деятельности пресс-службы губернатора, которая ведёт к конфликтам с местными СМИ и мало способствует налаживанию конструктивной работы с командой Илюхина. Но часть коллег предпочли тогда не обострять отношения с губернаторскими чиновниками и промолчали, а кое-кто вообще со мной не согласился.

Губернатор принял, к сведению нашу озабоченность и «ситуация была спущена на тормозах». Небольшая группа моих коллег, поддержавших меня на той встрече, ушла в тихий протест.

Прошёл год. Нерешительность Владимира Илюхина, его, на мой взгляд, излишняя доверчивость и лояльность к собственной пресс-службе и пресс-секретарю, привели теперь уже во много раз усложнившиеся отношения с камчатской прессой к очередному конфликту.

Но, прежде чем высказать своё мнение о сути произошедшего, позволю себе дать оценку и расклад позиций камчатских СМИ на нашей «медиа-поляне».

Качественной камчатской прессы, способной в той или иной степени влиять на общественные настроения, выражать позицию власти, финансово-промышленных групп, местных элит и политических сил в крае не так уж много.

Среди телевизионных компаний я бы отметил федеральную ГТРК "Камчатка", местную телекомпанию "Причал" и с большой натяжкой - местные выпуски новостей, выходящие в качестве «врезок» на сетевых каналах "РЕН ТВ - Камчатка" и "СТС-Камчатка".

Из радиостанций - это единственная частная полноформатная FM-станция "Радио СВ". Ну и, пожалуй, выходящие в формате «врезок» новости и небольшой объём тематических передач на "России-1", новости на сетевых местных FM-станциях "Авторадио" и "Дача".

Из бумажной прессы - это газеты "Камчатский край" и "Рыбак Камчатки", основными учредителями которых является Правительство и Заксобрание края. Частные газеты - "Вести", "Камчатское время" и сетевые частные издания "АиФ-Камчатка", "МК-Камчатка" и "КП-Камчатка".

Среди интернет-СМИ я бы на первое место поставил информационно-аналитический портал "Камчатка-информ", Интернет-газету "Полуостров-Камчатка", интернет-сайт "Камчатка-Экспресс", ИА "Кам-24"... Есть и другие интернет-издания. Например, правительственное ИА "Камчатка". Но уровень журналистики, а следовательно и уровень их цитирования настолько низок, что говорить о их сколь-либо значительном влиянии на общественно-политическую и экономическую жизнь полуострова не приходится. 

С федеральными и местными правительственными СМИ всё более-менее понятно. Организации исключительно бюджетные или работающие по контрактам с местной властью и особого смысла ссорится с властью у них вроде бы быть не должно. Ничего не буду говорить про ГТРК "Камчатка". Это федеральное СМИ, получающее деньги из федерального бюджета.

С частными СМИ картина сложнее. Из медиа-владельцев в крае наиболее успешно работающий - это медиа-холдинг "Тройка". В него входят рекламная газета "Тройка", телекомпания СТС-Камчатка и сетевые радиостанции "Авторадио", "Европа-плюс" , "Русское радио" и "Ретро-FM". Так же я отметил бы газеты "Камчатское время" и сетевые издания "КП-Камчатка" и "МК-Камчатка". Свою нишу на медиа-рынке края занял известный предприниматель Василий Полукаров. Он купил права на выпуск регионального приложения газеты "АиФ"

Особняком стоят интернет-издания, где их владельцы одновременно являются и главными редакторами. Это «Камчатка-Информ», «Полуостров Камчатка» и «Экспресс-Камчатка». 
Эти СМИ с большой радостью опубликуют любой материал, если эта публикация будет подкреплена весомой суммой. Нынешняя экономическая ситуация в стране и утрата «журналистского мессианства» заставляет коллег попросту выживать.

Ну, а теперь о сути происходящего...

Пресс-секретарём губернатора практически с самого начала работы в этом качестве Владимира Илюхина трудится некая Алёна Стратонова. Барышня не без способностей, взращенная в недрах медиа-холдинга "Тройка". Пресс-секретарь и спичрайтер губернатора - фигура наиболее приближенная к «телу» своего начальника, а следовательно, это и надёжный источник информации и весьма ценный «агент влияния». Холдинг «Тройка» - это существенный актив, требующий постоянного внимания и жесткой экспансии на небольшом и изрядно похудевшем за последние годы камчатском рекламном и PR-рынке. Борьба за «госзаказ» и возможность расширить свое влияние, подмяв конкурентов - всегда были отличительной чертой руководителей холдинга "Тройка". И это не осуждение! Это реалии конкурентной борьбы и сражение за место под солнцем. Удачно используя свои, не столько журналистские, сколько фенотипические способности, Стратонова быстро установила информационный диктат, правда, зачастую неумелый и корявый. Начальник управления пресс-службы губернатора (профессиональный журналист) Алексей Елаш был подавлен таким напором спичрайтера и вынужден был уволиться, освободив своё место Стратоновой.

Мне довольно часто доводится беседовать с членами камчатского Правительства и высокопоставленными чиновниками Администрации края, и я, должен сказать, практически никогда не слышал лестных отзывов о работе «лица приближённого к императору». Может, только за исключением весьма деликатного в этом вопросе самого Владимира Илюхина и руководителя его информационного аппарата Алексея Войтова.

Речь не о том, кто кого любит, и кто к кому как относится, хотя и это весьма немаловажно в условиях работы губернаторской команды. Пресс-служба Губернатора - это орган, по работе которого жители края судят о работе самого Илюхина, чиновников его Администрации. Пресс-служба - это связующее звено власти и медиа-пространства. Медиа - это транслятор идей и поступков власти. Если власть хочет нормального имиджа, хочет своевременной обратной связи, хочет иметь представление о том, чем дышит вверенный ей народ, она просто обязана выстроить ровные и уважительные отношения с медиа-группами. Выражусь циничнее - если власть хочет оставаться у власти - она обязана уважать СМИ.

Не буду говорить о частных СМИ - они сами определяют свою политику. Хотя получить от власти «госзаказ» на информационное обеспечение хочется всем. А вот правила игры и приоритеты в выборе «транслятора» - это как раз и есть работа пресс-службы. И хорошо, если этот выбор делается самим губернатором или, по крайне мере, по согласованию с ним. У меня сложилось весьма чёткое представление, что у нас в крае это происходит исключительно по весьма спорному и весьма субъективному мнению его пресс-секретаря А. Стратоновой. А за этим мнением явно прослеживается «конфликт интересов».

Уже две недели подряд в крае не выходят две правительственные газеты - "Камчатский край" и "Рыбак Камчатки". Мотивация - долги перед типографией. Типография , где печатаются газеты, частично принадлежит бенефициарам холдинга "Тройка". Объяснения просты: газеты в том виде, в котором они сейчас существуют, хотят подвести под банкротство, избавится от неугодного Стратоновой руководства и части журналистского коллектива и передать издание газет в ведение ИА "Камчатка".

Информагентство "Камчатка" создано два года назад и имеет годовой бюджет почти сорок миллионов рублей. Основной продукт Агентства - это сайт Правительства камчатского края, о котором я уже писал выше и подготовка сюжетов для местных телекомпаний. Зачастую это бывает просто отснятый видеоряд и не всегда грамотно написанный к нему текст, из чего местные телевизионщики уже монтируют сюжеты. Вершиной же телевизионной работы Агентства стали записи интервью Владимира Илюхина, трансляции с пролога гонки "Берингия" и репортажи с трассы самой гонки. Честно говоря, за такие деньги и при таком штате сотрудников и такой технической вооруженности можно было бы выдавать продукт даже для федеральных телекомпаний.

А. Стратонова практически подмяла под себя ИА "Камчатка" с его главным редактором Максимом Ерёменко.

Редактор "Камчатского края" Елена Блехличук и журналисты газеты Мария Шупеник и Вадим Богомолов вряд ли согласятся работать «под крышей» Стратоновой и Еременко.

Передав издание газет и их бюджет ИА "Камчатка", встанет вопрос о профессиональном руководстве газетами. А у нас на Камчатке опытные главные редакторы и медиа-менеджеры просто так по улицам не ходят. Вот тут могли бы пригодиться знания и главное - финансовые интересы медиа-холдинга «Тройка». Да и самой А. Стратоновой осознание причастности к такому информационно-издательскому монстру прибавило бы самооценки.

Не менее сложная ситуация с долгами сейчас и у телекомпании "Причал". До отключения эфира и выселения из помещения дело пока не дошло.

P.S. Я не пойду больше к губернатору и не буду больше просить его встретиться с руководителями СМИ. Эту роль должна взять на себя наша краевая организация Союза журналистов России. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram