Ликсутов против «мягкой» эвакуации
22 апреля 2015, 17:30 [«Аргументы Недели», Сергей ГРУНЮШКИН ]
21 апреля состоялось специальное заседание в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме: "Защита прав автомобилистов и других участников дорожного движения". Поводом для этого мероприятия послужили предлагаемые поправки группы депутатов ГД в КоАП, которые касаются процесса регулирования в области принудительной эвакуации авто. Однако столичное руководство считает предложения парламентариев во многом губительными, и всячески препятствуют второму чтению законопроекта № 648313-6.
Напомним, что данный законопроект вносился на рассмотрение депутатами Вячеславом Лысаковым, Натальей Шайденко, Владимиром Якушевым и другими, и был принят в первом чтении ещё 19 декабря 2014 года. Но с тех пор воз и ныне там, потому что встречает сопротивление и всячески затягивается его второе чтение Правительством Москвы.
Изменения в КоАП, которые предлагаются депутатами, в некоторых моментах ужесточают наказание для водителей, которые нарушили правила парковки, а в других, наоборот, смягчают. Например, есть идея подвергать обязательной эвакуации автомобили, которые стоят на местах для инвалидов и не имеют на это прав. Также предлагается дать водителям право снимать свой автомобиль с «зелёного крокодила» и получить только штраф за неправильную стоянку или парковку. Но только в том случае, если эвакуатор ещё не начал движение.
Однако камнем преткновения стали две поправки в КоАП, которые заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов принимает в штыки.
Спекуляция на запретах
Первая из таких непонравившихся заммэру поправок предлагает эвакуировать только те автомобили, которые действительно мешают движению: стоят на тротуарах, на пешеходных переходах и на расстоянии ближе 5 метров перед ними, в местах остановки общественного транспорта, на трамвайных путях, далее первого ряда от края проезжей части, в тоннеле. В остальных же случаях, если машина припаркована под знаками «остановка запрещена» или «стоянка запрещена» депутаты предлагают только штрафовать таких водителей. И Совет их в этом полностью поддерживает, ведь иначе попросту грубо нарушаются права человека. Также предлагается, при возможности, эвакуировать автомобили не на штрафстоянку, а в то место, где автомобиль не будет нарушать ПДД.
Сейчас же столичное Правительство имеет право вывозить автомобили из-под запрещающих знаков независимо от того, мешает ли это авто другим участникам движения. К сожалению, такая возможность привела к банальной спекуляции и злоупотреблением полномочий. В Москве за последние годы увеличилось число подобных знаков и зачастую логику их расстановки объяснить не удаётся, особенно когда их ставят рядом с больницами, школами или рынками. Такие действия воспринимаются, как попытка сделать из эвакуации автомобилей – института, который помогает в наведении порядка на дорогах – коммерчески прибыльное дело.
Автор законопроекта, В. Лысаков, также отметил на спецзаседании, что сейчас нет чётких критериев установки знаков «остановка запрещена» и «стоянка запрещена».
Естественно, это вызывает среди населения некоторые протестные настроения и крайне негативную реакцию на действия городских властей. Тем более, когда на некоторых улицах ночью внезапно появляется такой знак и утром владелец машины вместо того, чтобы идти на работу должен разбираться с такими проблемами.
Делиться властью не хотят
Ещё одним спорным пунктом, по мнению М. Ликсутова, является поправка, которая предлагает устанавливать правила и тарифы за хранение и перемещение автомобилей Правительству РФ, а не местным властям, как это происходит сейчас. По сути, нынешние правила тоже могут создавать ситуацию, которая провоцирует сделать эвакуацию прибыльным бизнесом. Ведь сейчас столица самостоятельно устанавливает все тарифы, сама же занимается эвакуацией, а вдобавок имеет собственную городскую инспекцию МАДИ. Сложно в таких условиях избежать перегибов при исполнении закона.
Любопытны аргументы М. Ликсутова против этих поправок. Он считает, что принятие этого законопроекта будет губительным для Москвы. По его прогнозам возрастёт число ДТП на 20%, увеличится детская смертность на 15%, скорость движения снизится на 24%, а также это уменьшит число пассажиров общественного транспорта.
Как делались эти прогнозы – неизвестно, и учитывалась ли предлагаемая депутатами эвакуация из проблемных зон? Но последний пункт особенно радует. Ехать на метро или на машине по пробкам – это всё же личный выбор каждого и не нужно сюда приплетать платную эвакуацию и число парковок.
Впрочем, некоторые опасения М. Ликсутова всё же обоснованы:
«По сути, штраф за неправильную парковку и отсутствие эвакуации может узаконить нарушение – заплатил и стой. Это может спровоцировать социальное неравенство», – сказал заммэра на спецзаседании.
Но следуя его логике, любые штрафы делают нарушения законными – распивали ли вы алкоголь в общественном месте, превысили скорость или же ехали без билета в электричке. Всех эвакуировать в «обезьянник» теперь?
Автомайдан в Москве
По ощущениям Петра Шкуматова, координатора движения «Общество Синих Ведёрок», вся политика Максима Ликсутова в области транспорта строится на фразе: «Цель оправдывает средства». Если нужно всех пересадить на общественный транспорт и ограничить въезд автомобилей, то применяться будут самые жёсткие меры. Также П. Шкуматов считает, что штраф в 3 тыс. руб. за неправильную парковку вполне действенный инструмент по наведению порядка. Так как это существенный удар по кошельку многих горожан. Как показывает практика, люди после 2-3 таких штрафов начинают реже нарушать закон. К слову, его сумма может измениться - как сообщил В. Лысаков, депутаты ГД готовы увеличить взыскание до 5 тыс. руб.
Поддерживает поправки в КоАП и депутат ГД от ЛДПР Ярослав Нилов. Он также считает, что было ошибкой передать администрирование некоторых статей КоАП в руки
субъектов Федерации. А все плюсы от введения платных парковок и принудительной эвакуации тают перед тем огромными минусами, которые лишь злят население.
«Эти действия были бы правильными, если бы администрирование статей КоАП было бы коммерческим делом. Вот только в действительности это не должно быть бизнесом», – поделился Я. Нилов на заседании.
Также он отметил, что подобные действия столичных властей могут привести к социальным протестам и напомнил, что евромайдан на Украине начинался как раз с автомобилистов. Поэтому не стоит лишний раз провоцировать их, чтобы не повторять чужих плачевных ошибок.
Конечно, вряд ли жёсткая эвакуация приведёт к тому же безумству, что творится в соседнем государстве, однако, если не пытаться как-то ограничивать столичных властей, то похоже мы в будущем придём к тому, что платная парковка придёт даже во дворы и спальные районы. По крайней мере, для этого всё делается – сносятся гаражи на окраинах Москвы, повсеместно устанавливаются запрещающие знаки, а водитель воспринимается как какое-то неразумное существо, которое надо заставить лезть в переполненное метро.