Обеспечение бесплатным жильем нуждающихся в нём петербуржцев дело, безусловно, благородное, но как избежать при этом образования социальных «гетто»? Об этом в интервью «Аргументам недели-СПб» рассказала детский омбудсмен Северной столицы Светлана АГАПИТОВА.
- Светлана Юрьевна, сложно поверить, но, судя по статистике, получить бесплатную квартиру от государства действительно реально?
– Да, город продолжает обеспечивать жильём нуждающихся. В Санкт-Петербурге достаточно большое количество льготных категорий, и, несмотря на то что квартиры предоставляются, очередь среди нуждающихся огромна. Озвучу некоторые цифры. Так по состоянию на 1 января 2015 года, 578 семей, имеющих в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей, были обеспечены жилыми помещениями. Более 3 тысяч многодетных семей по-прежнему нуждаются в предоставлении квартир. 105 семей с детьми-инвалидами были обеспечены жилыми помещениями по договору социального найма. Тем не менее 590 семей по-прежнему состоят на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. В соответствии с Жилищным планом, в 2014 году 280 детей-сирот были обеспечены помещениями специализированного жилого фонда. На этот год подлежат обеспечению 603 человека.
– Сегодня в городе появились целые социальные кварталы. На ваш взгляд, это хорошая тенденция?
– Я считаю, что это неправильно. Ведь в этих кварталах предоставляют квартиры ветеранам, детям-сиротам, многодетным семьям, и, конечно, мы получаем очень много жалоб из того же Красносельского района.
– Какого рода жалобы?
– Не развита инфраструктура, не хватает детских садов, школ, поликлиник. Но сейчас тактика предоставления квартир меняется, например, жильё для сирот закупается в других районах города, чтобы хоть как-то изменить социальную нагрузку. Но, к сожалению, пока не получается у города закупать квартиры в разных районах, а тендер на строительство, естественно, выигрывает одна компания, которая и застраивает пятна.
– Не получим ли мы таким образом через несколько лет, своего рода социальные «гетто»?
– На самом деле это уже ощущается. Мы постоянно контактируем с органами опеки и социальными службами, в районах, где большое количество социального жилья. Там очень много проблем, а социальных работников не хватает, и очень сложно проследить за опекаемыми детьми-инвалидами. На том же Ленинском проспекте ныне проживает очень много тех, кто лишён дееспособности, и количество таких людей увеличивается. А когда дети пойдут в садики и школы, эта проблема ещё усилится. Критическая ситуация и в Шушарах, там вообще не строят новых школ и садиков и непонятно куда родителям девать детей. Поэтому формирование такого социального «гетто», к сожалению, идёт полным ходом. Эту ситуацию нужно менять.
– Ещё одной проблемой этих районов является массовая сдача жилья.
– К сожалению, это так. В основном сдают свои квартиры мигрантам дети-сироты, а сами живут в одной по десять человек.
– С этим можно что-то сделать?
– Как проверить двадцатилетнего балбеса, живёт ли он в квартире, которую ему предоставило государство или нет? Участковый же не будет ежедневно его проверять. Недавно сотрудники прокуратуры вышли с проверкой, обошли 100 квартир, выяснилось, что в 60 из них живут совершенно посторонние люди. Возникает сразу вопрос, для чего мы предоставляем им однокомнатные квартиры от государства?
– Судя по всему, сдают эти квартиры нелегально?
– Естественно. Потому что легально этого сделать невозможно, так как это помещение спецжилфонда. По идее, районная жилищная комиссия должна следить за тем, как сирота там живёт, но эта схема не работает. Получается, что человек 10 живут в одной квартире, а остальные сдают своё жильё тысяч за 20, плюс получают пособие, так как не устроились на работу. Мотивация жить самостоятельно и трудиться сводится при этом к нулю. У нас есть замечательное постановление о постинтернатном сопровождении выпускников сиротских учреждений, в котором чётко прописано кто, за что и когда отвечает. Но, судя по тем данным, которые мы собрали по выпускникам 2014 года, система пока не работает. В прошлом году выпустилось 209 человек. О 26 из них в Центрах помощи семье и детям нет вообще никаких сведений. Больше половины сразу отказались от социального сопровождения, 143 не трудоустроены. Статистика печальная. Сейчас вступило в завершающую стадию формирование единой базы выпускников. Возможно, это поможет переломить ситуацию. Но на самом деле, а это моё глубокое убеждение, у таких детей рядом должен быть взрослый друг, наставник, если хотите. Потому что, к сожалению, многие из них к государственным структурам относятся исключительно с потребительской позиции.