Аргументы Недели → Общество

Леса ждут охраны

, 16:01

Каждый школьник знает, что здоровая экология – залог здоровья и человека. Власти произносят громкие слова о защите и поддержке природных территорий, но в реальности леса становятся лишь площадкой для новых строительных объектов. Такое зачастую происходит и с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в Московской области, коих насчитывается 229 единиц. Поэтому дружина охраны биологического факультета МГУ выступила с давно назревшим предложением создать специализированные Дирекции ООПТ Московской области.

Казалось бы, такой крупный мегаполис, как Москва и один самых густонаселённых регионов страны – Подмосковье – должны всеми силами бороться за долговременное сохранение территорий, которые по праву называют «лёгкими столицы». Однако действительность не столь романтична. Леса на ООПТ вырубают, на них устраивают свалки и попросту уничтожают ландшафтные особенности уникальных территорий.

Так, например, с 2006 года начали растаскивать под дачные участки заказник «Долина реки Малая Истра». Назначаются сплошные рубки леса, которые запрещены режимом охраны в заказниках «Сосняки Электрогорского лесничества», «Хвойные леса со сфагновыми болотами и клюквой», «Долина реки Большая Сестра». На месте памятника природы «Сосновый лес с венериным башмачком» устроили свалку. И это не говоря уже о многочисленных пожарах.

Шутка ли, но за порядком на всех 229 ООПТ в Подмосковье следят всего 8 госинспекторов! Естественно, что в такой ситуации, ни о какой реальной защите природных территорий не может идти речи. Поэтому активисты биологического факультета МГУ и подготовили петицию (сейчас идёт сбор подписей) с обращением губернатору Московской области Андрею Воробьёву создать отдельные учреждения, которые будут заниматься исключительно проблемами ООПТ.

Более того, такие дирекции есть в других регионах страны и действуют вполне успешно. Например, во Владимирской, Ленинградской, Мурманской областях, в Карелии, на Дальнем Востоке и Сибири. Они могут по-разному именоваться, но все из них – это государственные учреждения местных властей, которые выполняют надзор за ООПТ

Но почему-то Министерство природопользования и экологии МО до сих пор не задумывается о создании этих структур. Может времени на решение всех проблем не хватает, а  может, им такая Дирекция будет только мешать.

Министерству в помощь

Роман Пукалов, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», считает, что Департамент по особо охраняемым территориям очень нужен, так как есть ряд проблем, которые стоят очень остро.

«Сейчас нет единого кадастра по особо охраняемым и уникальным территориям Подмосковья. Вдобавок у нас есть тенденция, когда участки вырубленных лесов, например, из-за жука короеда, могут быть переданы из земель Гослесфонда в частные или муниципальные владения. Это происходит по инициативе местных властей. Затем на этих территориях попросту начинается какое-нибудь строительство. К счастью, подобная передача лесов – явление не частое. И возможно это только после правительственного постановления. Но подобные примеры есть. В Щёлковском районе, Балашихе, в районе Пушкино и многих других. Поэтому жизненно необходим надзорный и контрольный орган. Я сам в прошлом командир дружины географического факультета МГУ, поэтому двумя руками за эту инициативу», – поделился Р. Пукалов.

Такого же мнения придерживается и Михаил Крейндлин, руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям. Отсутствие в столичном регионе специализированной дирекции – это огромный минус.

«С одной стороны, у нас очень развитая и большая система ООПТ. С другой, практически все из них остаются безнадзорными. Да, за них отвечает Министерство экологии и природопользования Подмосковья. Но в реальности они лишь наносят им вред. В том числе ослабляют на законотворческом уровне процесс охраны лесов, изымают эти территории под различными предлогами», – рассказывает М. Крейндлин.

Так, например, после пожаров в 2010 году был проект по обводнению болот и осушенных торфяников. В Сергиево-Посадском районе в районе озера Заболотское пытались обводнить совершенно мелкие торфяники и болота на границе заказника. Были и публичные слушания по этому поводу и экспертиза. Подмосковные власти, скрипя зубами, вмешались в проект и он был остановлен. Хотя к тому моменту прямо посреди заказника уже построили дамбу и дорогу. Таких примеров, к сожалению, довольно много.

«Сейчас, когда недавно сняли министра Минприроды и экологии МО, Анзора Шомахова, может быть, ситуация изменится. Но всё равно у Министерства очень много функций и они за всем просто физически не могут поспевать. А особо охраняемые территории это, к сожалению, последнее, на что они обращают своё внимание. В 2012 году мы даже получили ответ от Министерства, что ни одной проверки границ ООПТ не проводилось!», – комментирует ситуацию Михаил Крейндлин.

Есть опыт, но нет желания?

Если будет специализированное учреждение, которое будет заниматься только ООПТ – это решит многие проблемы. Многим территориям нужна, в том числе, и физическая охрана от тех же пожаров.

Примеры таких институтов в Подмосковье есть. В 1999 году Госкомитетом РФ по охране окружающей среды была создана Талдомская администрация ООПТ. Но потом она лишилась и прав, и финансирования. А нынешняя их деятельность основана исключительно на энтузиазме и общественных началах. Но когда-то она была одна из самых эффективных структур не только в Московской области, но и в России вообще.

Так что опыт создания подобных организаций есть, нужно только захотеть и приложить к этому усилия властей и профильных министерств. И наконец-то решить, что же для Москвы и области важнее, её «лёгкие» или же строительство мини-Шанхаев из высоток и сооружение элитных дачных посёлков и логистических хабов? Но для этого нужно доказывать слова реальными делами, а не предвыборными лозунгами о защите экологии Подмосковья. Главное, чтобы у г-на Воробьева было желание. Которого пока, увы, не наблюдается….

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram