Аргументы Недели → Общество

Киоски не сдаются

, 17:05

В минувший вторник на Суворовской площади прошёл митинг владельцев киосков. Предприниматели выступили с протестом относительно планов столичных властей реконструировать подуличные подземные переходы и вероятного очередного массового сокращения и передела нестационарных торговых объектов (НТО) в Москве.

Проблемы у малого бизнеса в столице начались с приходом нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина в 2010 году. Тогда он развернул кампанию по наведению порядка на улицах города и массовому сносу ларьков и киосков. Изначально порыв был благородным – убрать незаконно установленные палатки, избавиться от целых мини-рынков из подобных киосков, а также определить чёткую дислокацию всех НТО.

Однако в итоге эти меры превратились в тотальную зачистку малого бизнеса. Со временем количество палаток и ларьков каждый раз, когда нужно было продлевать договоры аренды, сокращалось. Использовались всевозможные предлоги – от строительства транспортно-пересадочных узлов до идей по редизайну внешнего вида палаток. Заметим: всё это происходит на фоне постоянных разговоров и указаний от Президента России, Минпромторга и Минэкономразвития о том, что малый бизнес в стране необходимо всячески поддерживать и создавать условия для его развития.

Опять передел

Предприниматель и председателя координационного совета некоммерческого партнёрства содействия предпринимателям-арендаторам Роман Жигульский рассказал, что подобное происходит не только в Москве, но и по всей России:

«Идут какие-то декларации по поддержке малого бизнеса, но в реальности никаких действий не предпринимается. То, что происходит сейчас с ларьками и киосками, которые находятся в подуличных переходах, больше напоминает банальный передел. Одни мелкие компании пытаются заменить другими, которые, возможно, кому-то больше денег дают. Каких-то честных, открытых процедур уже много лет нет.

Те ставки аренды, которые предлагает метрополитен и управляющие компании, которые выигрывают тендер на распределение этих мест – шокируют. Суммы просто невообразимые. Вести честный, открытый бизнес, платить налоги, аренду – можно только при условии, что оборот у такой точки будет сопоставим с крупным супермаркетом», – рассказал Р. Жигульский.

Получается, что малый бизнес, как был никому не нужен – так и остался. Зато, такие люди, как Андрей Кончаловский и Никита Михалков, которые недавно изъявили желание создавать свою сеть фаст-фуда, пытаются получить поддержку государства в виде кредита почти на 1 млрд. рублей!

Также, по мнению Р. Жигульского, очень сомнительно выглядит идея менять палатки из-за дизайна. Самое смешное, что город нерационально будет тратить большие деньги, чтобы держать эти палатки в собственности. Это какой-то сюрреализм – власти города должны заниматься чем угодно, но не коммерческой деятельностью.

«В Лондоне в центре города много всяких палаточек, лоточков, которые сделаны совершенно в разных стилях – они никак не портят впечатления от города. Почему в Москве всех нужно причёсывать под одну гребёнку в угоду чьим-то вкусам – не понятно», – поделился Р. Жигульский.

Обещания властей

Впрочем, надежда на лучшее у предпринимателей сохраняется. Как рассказал Александр Жарков, председатель совета и вице-президент МГО «Опора России», зачастую, из-за того, что власти не могут нормально донести правила игры до предпринимателей – возникает неразбериха и панические настроения среди бизнесменов. Тем более воплощение подобных идей, как всегда, крайне отвратительное, а предприниматели вынуждены из-за этого страдать. Очевидно это проблема управленческих кадров и вообще решений профильных департаментов торговли и всех остальных, кто в этом процессе задействованы.

«Сегодня было несколько заседаний межведомственной комиссии, на которых я присутствовал. Наталья Сергунина, заммэра Москвы по вопросам экономики и имущественно-земельных отношений, дала чёткие обещания и указания префектам и Департаменту торговли, что палатки, у которых кончились договора аренды, нужно прекратить сносить. Просто получилась ситуация, когда договор у предпринимателя закончился, а новые контракты и аукционы не разыгрываются. Поэтому теперь, пока не будет чёткого решения – будет ли на каком-то конкретном месте палатка или нет – киоск оставят в покое. Каждое отдельное место в схеме дислокаций НТО будет рассматриваться в течение ближайшего месяца.

Что касается желания властей привести все палатки к единому дизайну – здесь тоже налицо проблема исполнителей. У нас вечно всё преподносится криво и косо. Часть предпринимателей уже закупили киоски, которые не попадают под новые требования. Что, теперь их придётся выбрасывать?! Насколько вообще это актуально в период кризиса – ставить за бюджетные деньги палатки, будут ли они востребованы и какой экономический эффект это принесёт городу? Поэтому мы договорились с Н. Сергуниной, что палатки с новым дизайном пока что будут ставить только в ЦАО в рамках эксперимента. В остальных округах будут разыграны НТО старого образца», – поделился новостями А. Жарков.

Вести, конечно, хорошие, но как будет развиваться ситуация в действительности? Чиновники неоднократно обещали, что массовых сокращений палаток и киосков не будет. Однако с каждым годом их количество уменьшалось, а многие предприниматели попросту оказывались у разбитого корыта. Будет ли на волне очередных перемен новый передел и снос – неизвестно. Но в «Опоре России» пообещали, что бороться будут за каждое отдельное место.

Вероятно, малому бизнесу остаётся надеяться на лучшее, а рассчитывать, как всегда, на худшее. Так уж повелось в Москве в последние годы.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram