Аргументы Недели → Общество № 12(453) от 02.04.2015

Семейный подряд губернатора Потомского

Почему прокуратура Орловской области хранит молчание?

, 19:09

В те трагикомичные времена, когда страной управлял генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв, в недрах партии родился малопонятный «семейный подряд». Суть его была так же витиевата, как и поток мыслей генсека: экономику, дескать, может спасти коллективный труд, организованный внутри главной ячейки общества – семьи. В Китае когда-то этот метод коммунисты тоже пробовали внедрить, например, всеми семьями ловили воробьёв, чтобы те не выклёвывали зерно из пашен во время посевной. Переловили. Урожай в результате сожрали гусеницы.

Меньше всего предполагал, что и сегодня, в ХХI веке, этот способ «управления» экономикой какой-либо отдельной семьёй проявится у нас в России. Но он возродился. Например, в отдельно взятой Орловской области.

Брюхом окрепнем в борьбе!

В процессе подготовки самого первого материала «Пролетарии всех стран, остерегайтесь!» о скандально известном сегодня губернаторе Орловской области, члене КПРФ Вадиме Потомском и его «команде» автор предположил, что этот человек обязательно как-либо проявится там, где складируется или перерабатывается бытовой мусор. Почему?

Не секрет, что и свои первые большие деньги, которыми он сегодня прилюдно кичится, и не слишком благозвучные прозвища «мусорный олигарх» Потомский приобрёл на операциях именно с бытовыми отходами, проживая ещё в Ленинградской области. Об этом много говорили знавшие его люди и писали газеты.

Поэтому официальное сообщение от 24.03.2015 о том, что в Следственном комитете РФ по Орловской области «…проводится доследственная проверка… о предъявлении к предпринимателю Юрию Парахину незаконных требований по передаче пакета акций предприятия, осуществляющего деятельность в сфере сортировки и переработки бытовых и промышленных отходов», для многих, знающих ситуацию на Орловщине, сенсацией не стало.

Но при чём здесь губернатор Потомский, спросит читатель. А вот при чём.

Глава или главарь?

В конце марта с.г. в Следственный комитет РФ по Орловской области поступило заявление от уже упомянутого местного предпринимателя Юрия Парахина (копия имеется в редакции «АН»). Даже беглого прочтения этого текста достаточно, чтобы понять: и сегодня в России есть регионы, где жизнь течёт по календарям и правилам «лихих 90-х». Например, в той же Орловской области.

Из заявления:

«Прошу привлечь к предусмотренной законом ответственности Дайнеко Артёма Николаевича и мужчину, представившегося Андреем Константиновичем, которые с конца марта по ноябрь 2014 г. требовали от меня передачи акций предприятия ЗАО «Эко Сити» под угрозой создания проблем в моём бизнесе. Так, в середине апреля 2014 г. Дайнеко А.Н., ссылаясь на родственные связи с губернатором Орловской области Потомским В.В. и действуя в его интересах... требовал от меня 75% пакета акций ЗАО «Эко Сити», высказывая угрозы прекращения деятельности нашего предприятия в случае, если его требование будет не выполнено».

Заявление на зятя губернатора Артёма Дайнеко...

Стоп! Этот письменный поток человеческого отчаяния, конечно, требует комментариев.

Назойливый проситель лакомого куска от чужого мусороперерабатывающего «пирога» г-н Дайнеко А.Н., как оперативно выяснили местные следователи, не просто имеет с губернатором Потомским «родственные отношения», он его зять. То есть ближайший родственник, наверняка допущенный в семье губернатора к обсуждению самых сокровенных, в том числе личных секретов и пожеланий последнего!

Поэтому слова заявителя (предупреждённого за «заведомо ложный донос» согласно ст. 306 УК РФ. – «АН»): «…ссылаясь на родственные связи с губернатором …Потомским В.В. и действуя в его интересах…» – уже не просто эмоции, но точный адресный посыл к конкретным фигурантам этого явного серьёзнейшего нарушения законов.

Когда человек в стенах Следственного комитета делает такое официальное заявление, он знает, на что идёт. Потому считаю – Парахин говорит правду. Почему он терпел эти домогательства более полугода (аккурат как только Потомский был назначен ещё врио губернатора!), сам бизнесмен объяснил тем, что не верил в то, что ближайший родственник губернатора его области может быть банальным… рэкетиром. Напрасно не верил…

Из диктофонной записи беседы с Юрием Парахиным:

«…Он приходил с Андреем Константиновичем.

– Фамилия его?

– Андрей Константинович Маницков.

– Что это за человек?

– Когда первый раз я не согласился на их требования (отдать безвозмездно 75% акций. – «АН»), потом мне сказали, что «мы там порешаем вопросы, связанные с бизнесом и не будем типа «отжимать 50 на 50», тогда Дайнеко привёл этого человека и сказал, что на него надо будет переписать акции…»

Если перевести это человеческое уныние на строгий юридический язык, то смысл происходящего получается безрадостный: «группа лиц» по «предварительному сговору» с целью незаконного завладения чужим бизнесом «с применением угроз» вымогает у г‑на Парахина акции его предприятия! Букет статей УК РФ! Особую живописность этой местечковой икебане придаёт тот факт, что, во-первых, свершается всё это в разгар объявленной президентом жёсткой борьбы с коррупцией в стране, во-вторых, ближайшим родственником главы области, в-третьих, как следует из заявления, «в интересах» самого губернатора Потомского!

В любом криминале существуют свои «понятия», преступать которые по многим внутренним правилам опасно. Они называются «беспределом». Слово хоть короткое, но очень ёмкое и во многих смыслах «чисто конкретное».

Странно, что Вадим Владимирович, судя по его биографии, знающий об этом не понаслышке, родного зятя не предупредил. Ведь как в своём фильме «Правда о выборах и Потомском» рассказывал ещё Андрей Караулов,сам Потомский в своё время был очень близок с лидерами одиозной «малышевской» ОПГ, а стало быть, общался с ними по тем самым понятиям! Ко всему прочему «мусорная тема» в Ленинградской области, где Потомский стал профильным специалистом, всегда была под контролем бандитов. Например – тамбовской ОПГ. Может, именно поэтому его зять Артём Дайнеко вёл себя так нагло и безнаказанно в чужом офисе и даже не подумал (а зря!) о том, что все его разговоры могут, например, элементарно записываться? А может, главную роль при этом сыграло, как говорил ещё тов. Сталин, «головокружение от успехов» самого Потомского? Не знаю. Как говорится, следствие покажет. Но вернёмся к заявлению Парахина.

Цитируем: «Через некоторое время Дайнеко А.Н. вновь потребовал от меня передать в пользу Андрея Константиновича… 50% акций ЗАО «Эко Сити», при этом сослался на то, что этот вопрос согласован с губернатором Потомским В.В.! В случае моего отказа, по словам Дайнеко А.Н., предприятие ЗАО «Эко Сити» скоро может прекратить свою деятельность!» И снова прервёмся.

Это уже нечто из теории Ломброзо! Просматривается не только типаж, но и примитивный ход мыслей вымогателей!

Если зять губернатора, вальяжно угрожая, разъясняет своей потенциальной жертве, что вымогательство «согласовано» с его титулованным тестем, то получается, что это уже не случайный заход с улицы недоумка-одиночки, а хорошо организованная группа с чётким распределением ролей: от лидера и организатора до рядовых исполнителей, т.е. тот самый «предварительный сговор»! Во-вторых, угроза в адрес ЗАО «Эко Сити» о том, что оно скоро может прекратить свою деятельность, оказалась не пустыми словами.

Из заявления Юрия Парахина:

«После того как я отказался передать акции, начались проблемы: банки стали отказывать в выдаче кредитов, начались массовые проверки контролирующих органов, что фактически заблокировало деятельность ЗАО «Эко Сити».

Простим заявителю его эпистолярную деликатность, его можно понять: ведь речь идёт не о каком-либо залётном Ваньке-Каине, но уже о губернаторе собственной персоной! Поэтому заявитель, наверное, и избегал в оценках такой смысловой точности, как слово «преступление». (К слову сказать, сам г-н Дайнеко то ли по чьему-то совету, то ли по «внутреннему голосу» из Орла экстренно съехал. Говорят, схоронился в родном Питере, где, кстати, по некоторым данным, у следователей к нему тоже есть интерес.)

Если абстрагироваться от этой конкретной ситуации, то можно достоверно предположить, что речь идёт именно о преступлении, тем более – тяжком! Ведь чьё-то покровительство (значит, «сговор». – «АН»), тем более – участие (значит, «группа». – «АН») в готовящемся антизаконном акте – само по себе преступление!

В недавней беседе Потомского с Владимиром Соловьёвым в эфир пробился какой-то слушатель из Ленинградской области с элегантной репризой: «Спросите, сколько он украл на вывозе мусора в Ленинградской области?» Конкретного ответа аудитория не дождалась.

Слово – не воробей. Но клюёт больно!

Недавно в Орле прошёл уже второй многотысячный митинг жителей области с требованием отставки губернатора Потомского! Для региона с населением меньше миллиона человек – это ЧП уже федерального значения! Если люди требуют отставки того, за кого ещё недавно голосовали, значит, избранник смог беспардонно обмануть их во всех ожиданиях и надеждах! Об этом тоже много писали и говорили, но…

В этом протестном многоголосье до поры не было слышно голоса лишь самого главного фигуранта этого социального взрыва – г-на Потомского, хотя его молчание в подобных ситуациях можно было трактовать как «знак согласия». Но недавно заговорил и он…

В одной из региональных телепередач «Истоки» Потомский, отвечая на вопрос телеведущей о том, почему его высказывания на расширенной коллегии Следственного управления по Орловской области и коллегии прокуратуры вызвали резкое возмущение общественности (там, где он давил на следствие, а прокуроров назвал «своей армией». – «АН»), Потомский ответил:

«…Я вам объясню, почему такой резонанс. На мой взгляд, его бы не было, если бы не было интересантов его раздуть…»

По мнению коллег из «Независимой газеты» и следуя подростковой логике самого Потомского, «главным» в этом списке «интересантов» губернатор, наверное, считает официального представителя СК РФ генерала Владимира Маркина, который в своих комментариях СМИ обоснованно и логично посчитал отношения орловского губернатора с местными силовиками желанием «лично направлять работу следствия», что уже само по себе является недопустимым давлением на следствие (ст. 294 УК РФ). При этом г-н Маркин удачно сравнил Потомского с Хлестаковым и Наполеоном. Сам губернатор назвал всё это «извращённой информацией».

...И сам зять губернатора вместе с Геннадием Зюгановым

Что его более всего расстроило в этих сравнениях: фантазёр и мошенник Хлестаков или неудачник Наполеон, потерявший в России «свою армию», он не уточнил.

Впрочем, видимо, посчитав, что иметь в личных оппонентах, хоть и генерала, но одного лишь В. Маркина ему, губернатору, коммунисту, мастеру спорта по дзюдо и вообще человеку, «приятному во всех отношениях», как-то мелковато, Потомский тут же расширил этот список ещё одной фамилией федерального звучания: ведущего передачи «Человек и закон» Алексея Пиманова.

В одной из своих передач от 20 февраля с.г. Пиманов тоже упомянул Потомского, сказав, что тот «…взвалил на себя неподъёмную ношу – решил научить местные правоохранительные органы работать!» Губернатор явно расстроился и, путая ударения в фамилии автора «Человека и закона», тут же с определённой долей словесной изящности наябедничал своей собеседнице:
«…То, что «Человек и закон», ПИманов, ПимАнов, я с ним не знаком... думаю, что будет продолжение этой передачи… Ну, ради бога, удачи!» Как говорится, и на том спасибо…

Впрочем, недавно на заседании областного правительства Потомский смог невнятно раскаяться перед местными силовиками. Дескать, был неправ, больше не буду. Наверное, заставили старшие товарищи по партии: запоздало повиниться в собственном кабинете всё же лучше, чем в последнем слове в зале суда. Ведь «давление на следствие», согласно ст. 294 УК РФ, – серьёзное нарушение закона.

Почему Иван Васильевич не меняет профессию

Вопрос совсем не праздный. И вот почему.

В хоре голосов уже федеральной тональности вокруг фигуры Потомского и «его команды», молчит лишь прокурор Орловской области, генерал-лейтенант юстиции Иван Полуэктов, который в силу своего служебного положения должен не только «надзирать» за соблюдением законности в регионе, но иногда и корректировать шероховатости в её состоянии. И уж тем более пояснять, как прокуратура помогает следствию их устранять. Шероховатостей этих, как мы уже рассказывали, «вагон и маленькая тележка». (Кстати, после митинга многих, кто на нём выступал против политики губернатора и его сомнительной «команды», начали вызывать в Центр по противодействию экстремизму местного УВД. Значит, те, кто говорит правду в лицо, – экстремисты, а те, кто в прямом смысл разваливает область, – созидатели? И почему в этом правовом абсурде «громче» всех молчит прокурор Полуэктов?)

На слуху жителей Орловщины сегодня рассказ самого Потомского в радиопередаче с Владимиром Соловьёвым о том, как некие инвесторы предложили ему реальную взятку в виде отката от утверждённых проектов. Другими словами, ему предложили стать соучастником преступления. Потомский, по его словам, отказался. Вопрос в другом.

Гражданин, занимающий высшую государственную должность в регионе, согласно ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», обязан был тут же написать официальное заявление в соответствующие органы: в ФСБ, УВД или Следственный комитет… Наконец, на имя того же прокурора Полуэктова, но… Не написал. А прокурор не поинтересовался – почему? За губернатора это сделал другой житель области – пенсионер Андрей Невров! Копию его заявления в СК РФ по Орловской области мы опубликовали в предыдущем номере.

Следователи оперативно передали этот документ и коллегам из облпрокуратуры, чтобы те проверили – нет ли среди их переписки «чистухи» от самого губернатора. А в ответ снова – стойкая тишина…

Впрочем, пресс-служба губернатора тут же откликнулась на ситуацию, естественно, в стиле своего «сюзерена»: «То, что прозвучало в эфире, – это просто фигура речи», а скандал, дескать, раздут на пустом месте и не имеет следственной перспективы.

Удивительное дело, в Орловской области сам губернатор поучает следователей – когда и в каком состоянии им надлежит передавать в суд то или иное дело, его пресс-служба определяет, есть ли в словесном буреломе их начальника «следственная перспектива» или нет… А прокурор области, должный надзирать за соблюдением или несоблюдением законов в области, молчит!

Впрочем, если молчат прокуроры, за них говорят «злые языки». О чём? Например, о возможной связи г-на Полуэктова с Владимиром Кумариным, лидером «тамбовской» ОПГ, подмявшей в своё время и Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где в то время старательно сортировал мусор бывший офицер и будущий губернатор Орловщины Вадим Потомский. Каким образом?

Иван Васильевич Полуэктов с 1983 года трудился на разных прокурорских должностях Мучкапского района Тамбовской области, где родился и набирал житейский опыт тот самый Кумарин. Впрочем, возможно, Полуэктов тогда и слыхом не слыхивал о нём. Возможно… Хотя, конечно, должен был слышать.

Но в 1987 году Полуэктова назначают уже прокурором всего Мучкапского района! Именно в те же времена вернувшийся по УДО из заключения Кумарин как раз активно формировал свою «армию» – ту самую ОПГ, которая затем и накрыла всю питерскую территорию. Мог ли прокурор, без ведома которого, кстати, в районе не состоялось ни одно УДО, не знать о своём подопечном или не знать его лично, сильно сомневаюсь…

Особенно ещё и потому, что в промежутке с 1987 по 1996 г. Полуэктов успел послужить отчизне в должности прокурора Уметского района той же Тамбовскй области. Как раз в это время «тамбовские» уже набирались авторитетного опыта, вовсю грабя фуры дальнобойщиков, проезжавших через этот район. (Кстати, одним из эпизодов в культово-бандитском фильме «Бумер» была отображена ситуация тех времён как раз из Уметского района.) Прокурор района не мог не знать главного местного авторитета. Это утверждают уже не «злые языки», но опытные оперативные работники. Если бы Иван Васильевич был столь наивен и нерасторопен в служебных вопросах, то никогда не стал бы впоследствии прокурором «горбачёвского» Ставропольского края и генерал-лейтенантом! А это уже – удобная стартовая площадка для обрастания связями, знакомствами, лоббистским потенциалом и проч. Злые языки болтают и об этом, даже называют известные фамилии, но…

Что-то помешало в карьере или что-то, наоборот, «помогло», но очутился генерал-лейтенант Полуэктов аж на генерал-майорской должности прокурора Орловской области! А здесь, на удачу, бывший питерский бизнесмен Потомский. И за каждым незримо маячит тень… «легендарного» тамбовского авторитета.

В жизни бывает много интересного…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram