Аргументы Недели → Общество № 12(453) от 02.04.2015

Министерский кафтан

, 18:25

Руководители Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) с середины прошлого месяца приходят на работу в национальных сюртуках. Инициаторы затеи утверждают, что этническая одежда дисциплинирует, повышает культуру общения, а также сплачивает коллектив. «НА» решил проследить тенденцию и прикинуть, во что она может перерасти в общероссийском масштабе.

Позиционные игры

Всерьёз отвоёвывать позиции, совсем, казалось, проигранные глобальной модной индустрии, этника в нашей стране начала со свадебных нарядов около десяти лет назад. Сегодня россиянки-казашки, как и в далёком прошлом, выходят замуж исключительно в традиционном головном уборе – саукеле, заменяющем им привычную для европейской традиции фату. И даже женихи, повинуясь возрождающимся обычаям, всё чаще надевают пояс или рубашку, украшенные национальной вышивкой.

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь. Например, в Удмуртии последние годы особым спросом у молодёжи пользуются лёгкие и нарядные платья, одновременно отражающие и национальный стиль, и мировые подиумные тенденции. Их надевают не только на семейные торжества, но и на дискотеку, в театр и даже на работу в офис. И саамская молодёжь при первом удобном случае с удовольствием носит гакти (верхнюю тёплую рубаху) ярких цветов с высоким воротником, вышивкой и аппликациями.

Воспитание модой

А вот госчиновников мода на самобытность в одежде начала волновать сравнительно недавно – около трёх лет назад. В 2013 г. руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов обязал 26 июля – в День Конституции республики – всех чиновников явиться на рабочие места – мужчин в черкесках, а женщин – в этнических вариантах хиджабов. И отдельно подчеркнул: «Если бы мы наших дочерей воспитывали с детства надевать национальный костюм, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда… Мы должны пропагандировать свою национальную одежду».

Чуть позже вице-премьер правительства Чечни Магомед Селимханов предписал сотрудникам органов государственной власти носить вещи, соответствующие «нормам служебной и вайнахской этики». Сильному полу с той поры четыре дня в неделю рекомендовано облачаться в костюм и галстук, а по пятницам – в «традиционную мусульманскую одежду» (ту самую, в которой большинство россиян регулярно видят главу Чеченской Республики на телеэкранах). «Рабочая форма» для дам: платок, платье или юбка ниже колен и рукав не менее чем три четверти.

Не отстают от Северо-кавказских и финно-угорские регионы. В Коми ввели школьную форму и по желанию родителей и педагогов разрешили включать в неё элементы народных орнаментов. Мэр Саранска Пётр Тултаев в своё время удивил соплеменников, появившись на празднике в элегантном камзоле с мордовской вышивкой. И вот теперь доказать, что национальный сюртук ничем не уступает европейскому костюму, взялись якутские чиновники.

Чиновник с ножом

Руководство администрации Верхневилюйского улуса теперь один день в неделю –по понедельникам – выходит на работу в народной одежде. Первое рабочее дефиле прошло 16 марта, о чём сообщило местное информагентство. Любопытно, что обязательным элементом якутского мужского национального костюма является специальный нож.

– Я не вижу ничего странного в том, если кто-то придёт и с этим атрибутом, – сказал глава Верхневилюйского улуса Владимир Поскачин.

Наверное, гражданам, которые окажутся в этот день на приёме у чиновника, придётся привыкать к тому, что собеседник хоть и с традиционным, но всё же оружием. Впрочем, реакция россиян на такое нововведение может быть разной – от большего почтения и сдержанности в своих требованиях до явления в органы власти, например, с пращой или палицей – тоже в рамках поддержания своей этнической самобытности. Веселиться и ёрничать, конечно, можно сколько угодно, но раз уж тенденция этнической маркировки одежды госслужащих налицо, хорошо бы предусмотреть все нюансы развития событий заранее. Но именно предусмотреть, а не огульно запрещать любопытную в целом инициативу. Пока ведь и волноваться-то особо не о чем – постоянное ношение национальных сюртуков даже в отдельно взятом улусе Якутии не является обязательным. После утренней планёрки служащие там вольны переодеться.

Тенденции и корни

Говоря об этнической одежде руководителей, как не вспомнить Никиту Сергеевича Хрущёва, который любил появляться в украинской вышиванке не только на отдыхе, но и на официальных мероприятиях. Интернет-аудиторию этот факт будоражит до сих пор, там всё спорят: то ли политик был ярым украинским националистом, то ли так незатейливо поддерживал имидж рубахи-парня из народа? Однако вслед за лидером СССР многие тогдашние главы областей и районов тоже частенько щеголяли в национальных русских или украинских рубахах, о чём свидетельствует кинохроника.

Со времён Петра I одежда людей, находящихся на госслужбе, свидетельствует о неких тенденциях и ориентирах властей предержащих, подаёт остальному населению определённые сигналы. И сигналы эти принимаются всегда. На первый взгляд воротничок, стилизованный под монисто, сумка с этническим узором или пальто а-ля восточный халат всего лишь превращают обычную одежду в неординарную и позволяют выделиться из толпы. Любопытно, что на уровне подсознания россияне всё чаще стремятся быть непохожими именно за счёт демонстрации принадлежности к тому или иному этносу, показывают, что они «с корнями».

С этой точки зрения народный костюм, похоже, ждёт большое, государственное будущее! Возможно, когда-нибудь мы даже увидим заседание кабинета министров Российской Федерации в этнических костюмах, например, приуроченное ко Дню России или Конституции. Но вот по какому принципу будут наряжаться госслужащие – национальному или территориальному? Все сплошь в русскую национальную одежду? Или Сергей Шойгу – в тувинскую, а Виталий Мутко – в украинскую: согласно этническому происхождению? А что же надеть министру по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову – косоворотку или бурку?

Очень скоро узнаем структуру нового федерального агентства по делам национальностей. Возможно, его сотрудники воспользуются инициативой якутских чиновников и в первый же день явятся на работу в национальных костюмах, остроумно ответив таким образом на волну слухов и домыслов, которые всё никак не утихнут среди вроде бы серьёзных политиков и экспертов относительно этнического состава нового ведомства, а главное, национальности его руководителя.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram