Аргументы Недели Петербург → Общество № 12(453) от 02.04.2015

Автокластер сдувается

Однако коллапса на петербургском рынке труда не предвидится

, 18:15

В Петербурге на прошлой неделе прошли акции протеста против увольнений в автопроме. 80 человек вышли на пикет у Финляндского вокзала к памятнику вождю мировой революции. Организаторами  выступили активисты так называемого Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация». «АН» попытались разобраться, насколько положение автозаводских рабочих действительно тяжёлое.

Пикетчики выступили в поддержку сотрудников заводов General Motors и Ford, которые, как известно, столкнулись с массовыми сокращениями и простоями. На GM объявили, что спрос на новые автомобили в России сильно упал, поэтому завод в скором времени будет законсервирован. Сотрудникам предприятия предлагают уйти в отпуск на неопределённый срок. По сути, это – обычное сокращение кадров. По сути, но не по условиям.

Согласно Трудовому законодательству РФ, при сокращении работники уведомляются об этом за два месяца, по истечение которых им выплачивают двухмесячное жалование. GM все эти правила не просто выполнил – он их перевыполнил. Компания об увольнении предупредила за четыре (!) месяца (конвейер остановится лишь в середине лета). Что касается выходного пособия, то его размер по петербургским меркам просто шикарен – семь месячных окладов. Профсоюзы же настаивают на том, что этих денег уволенным будет мало, и требуют выплатить им 18 окладов!

Петербургский завод «Джи Эм Авто» окончательно остановится и перейдёт в фазу консервации в июне этого года. Как заявил президент GM Дэн Амман: «Решение уйти позволяет нам избежать серьёзных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой». Такой шаг американцы объяснили падением продаж и ростом цен.

Корпорация GM появилась на берегах Невы в разгар глобального кризиса осенью 2008 года, когда она была объявлена банкротом и ей предстояло выплатить долг в 16 млрд долларов. Именно в это время она и открыла новый завод на окраине города в Шушарах стоимостью 300 млн. долларов! Риск американцев привёл тогда в восторг городское правительство. Ещё бы, автокластер Санкт-Петербурга становился крупнейшим в стране! Размах был действительно мощным: в Санкт-Петербурге на главном конвейере было решено выпускать не автомобили эконом-класса для среднего класса, а дорогущий кроссовер «Chevrolet Captiva» для состоятельных покупателей. Возможно, в ту пору властям казалось, что таких в России большинство. Но оказалось не так – «большинство» это всё же выбирало для себя дорогие машины, произведённые за рубежом. Да к тому же на этом предприятии процент российских комплектующих оказался самым маленьким среди всего автокластера города. Импортные же комплектующие оказались слишком дорогими. Так что проблемы у GM начались практически сразу после запуска завода.

На заводе Ford во Всеволожске картина иная – там рабочие вынуждены мериться с простоем. И на предприятии уже объявлена бессрочная забастовка. Правда, участвуют в ней не все.

На заводе Ford во время простоя зарплату платят, в меньшем количестве конечно, без премий, но работники её получают. В каком размере? Более 30 тыс. рублей у тех, кто работает на конвейере (хотя и там люди по-разному получают). На время простоя платят около 20 тысяч.

Протестующие требуют у руководства Ford компенсации в размере от 4 до 18 зарплат в зависимости от стажа при сокращении, а также повышения заработной платы в текущем году на уровень инфляции и оплаты простоя производства в размере средней зарплаты, а не в две трети от неё, как это предусмотрено законодательством. По данным заводского профсоюза, за последний год зарплата сотрудников упала на 40% – в среднем до 30 тыс. рублей.

Отметим, что на предприятиях петербургского автопрома не запрещены профсоюзные организации. Чего не скажешь, например, о крупнейших торговых или общепитовских сетях («О'кей», «Дикси», «Кофе Хауз» и т.д.).

Итак, на GM летом будут сокращены около 1000 человек. Смогут все эти люди, например, до конца 2014 года найти работу? Если не болеют и не хватают звёзд с неба, то смогут без проблем. По данным городского комитета по труду и занятости населения, официальная безработица в городе находится на очень низком уровне – менее одного процента и около 12 тыс. человек. Правда, эти цифры реальную ситуацию на рынке труда не отражают. Они лишь показывают, сколько петербуржцев встаёт на регистрацию в городские службы занятости, чтобы получить статус безработного. При этом максимальный размер пособия по безработице не превышает пяти тысяч рублей. Кто ради таких денег будет собирать справки и регулярно доказывать, что не смог найти работу по объективным причинам? К тому же сама по себе служба занятости уже давно доказала свою неэффективность по сравнению с мощными интернет-ресурсами, помогающими найти работу за один день.

Городские власти уверены, что никакого коллапса на петербургском рынке труда не случится. На одном из последних заседаний городского правительства председатель комитета по труду Дмитрий Чернейко сообщил: «Сейчас, благодаря наличию большого банка вакансий, мы можем достаточно быстро трудоустраивать большую часть высвобождаемого персонала».

Чиновнику вторит независимый эксперт, руководитель «HeadHunter Санкт-Петербург» Юлия Сахарова: «В отличие от кризиса 2008 года, сейчас рынок труда сохраняет стабильность». В ближайшей перспективе, по мнению Ольги Сахаровой, всплеска безработицы в городе на Неве не случится: «Возможно, её объёмы и будут больше, чем по официальным прогнозам, но при наличии у местного рынка труда большого запаса прочности эффект сокращений будет нивелирован».

А ведь в Петербурге рабочих увольняют отнюдь не только в автопроме. О том, что ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») к маю 2015 г. сократит 175 сотрудников из 940, представитель предприятия сообщил журналистам ещё неделю назад. Он также сказал, что с начала февраля 70% персонала находится в простое, и в таком режиме завод будет работать до конца марта, а дальнейший режим работы обсуждается. Согласно уведомлению ОЭВРЗ, в простое находится около 900 его сотрудников, уведомление о сокращении в комитете по труду и занятости населения Петербурга ещё не получали. А ведь должны были получить. Кстати, того, что на предприятии не платят в полном объёме зарплату с сентября, руководство ОЭВРЗ уже не скрывает.

На самом деле вагоностроителям приходится куда сложнее, чем их коллегам на GM или на заводе во Всеволожске, но протесты и всеобщее привлечение внимания удостоились именно автозаводчики – ситуацию на обоих предприятиях уже готовы взять под особый контроль в Смольном.
Не секрет, что с профсоюзом «Рабочая ассоциация» тесно связаны политические организации левого толка, которые используют громкий случай со знанием дела. Оба предприятия созданы на деньги американских концернов Ford и General Motors, и образ заокеанского злодея-капиталиста сам просится на плакат. К тому же, как показывает практика, требовать денег и соблюдения законов от иностранцев куда легче, чем от отечественных работодателей.

Поменяем Санкт-Петербург на Дальний Восток?

Ситуация на заводе GM в Санкт-Петербурге, как, впрочем, и на остальных, которые будут закрыты во всей России, вызвала широкое обсуждение в прессе, свою точку зрения высказывают сейчас самые разные люди. Любопытной нам показалась точка зрения министра торговли и промышленности Дениса Мантурова:

– Такие квалифицированные кадры в Петербурге, которые получили опыт работы на современном автомобильном производстве, нужны во многих отраслях промышленности. У нас возникает проблема мобильности населения. «Объединённая судостроительная компания» намерена набрать пять тысяч человек, но эти люди должны поехать на «Севмаш» или на Дальний Восток. Если компания сможет обеспечить, а государство будет стимулировать к этому, помогать в части мобильности, то проблемы с трудоустройством людей, которые будут сокращены с производства GM, я не вижу. Вопрос только в готовности людей поехать в другой город.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram