Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Лицензия на отходы

, 09:00

В июле 2015 года Россию ждет «мусорная революция»: именно такими словами специалисты-экологи называют изменения в законодательстве, которые вступят в силу через три с небольшим месяца. Коснутся они в первую очередь обращения с отходами производства и потребления.Обновится редакция Федерального закона № 219 «Об охране окружающей среды», будут внесены поправки в ФЗ № 89 «Об экологической экспертизе», в законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», в I и II части Налогового кодекса РФ, КоАП, Градостроительный кодекс и ряд других законодательных актах. За долгие годы этот пакет нововведений станет самым крупным в природоохранной сфере.


 

Отходы как частная собственность

Одно из ключевых изменений, по словам заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Ирины Паниной, – это лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1–4 класса опасности. Лицензию смогут приобретать юридические лица или индивидуальные предприниматели на десять лет на основе конкурсного отбора, получив таким образом статус регионального оператора. По сути, это означает делегирование полномочий по отходам от предприятия или пользователю третьему лицу – которое уже и будет ответственным за все: сбор, вывоз, обработку и далее по списку.

Отдельные эксперты видят здесь риск повторения ситуации с управляющими компаниями в сфере ЖКХ: вслед за появлением посредников вырастет стоимость обращения с отходами, а могут обнаружиться и лазейки в законе, дарящие операторам возможность извлекать не совсем легальную прибыль за счет тех, кто произвел отходы. Впрочем, судить о деталях обновленного ФЗ пока рано: на сегодня представлена только самая общая его редакция, прояснять которую в дальнейшем будут подзаконные акты и приложения. Таковых на середину марта подготовлено совсем немного – поэтому неожиданности еще впереди.

– В новой редакции ФЗ № 89 меняется само определение отходов производства и потребления, – комментирует Ирина Панина. – Ими будут считаться не столько остатки сырья, материалов и так далее, сколько вещества и предметы. Кроме того, отходами будет признаваться не только то, что образовалось при производстве и потреблении, но и появившееся в процессе выполнения работ, при оказании услуг – ранее этот момент регламентирован не был. Изменится и условие, при котором отходы, собственно, признаются отходами: если раньше говорилось об утрате потребительских свойств, то теперь – о «принадлежности к удалению».

Иначе понимается и «обращение с отходами»: в список действий, с ними совершаемых, теперь добавились обработка и утилизация, а «хранение» превратилось в «складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения». Если расшифровать все перечисленные нюансы, то становится понятным: до 1 июля 2015 года ответственность за обращение с отходами лежала на предприятиях, теперь же она будет перекладываться на имеющие лицензию специализированные организации. Причем эти операторы должны будут заботиться и об обработке и утилизации отходов, а не просто довозить их до полигона, оставляя там на произвол судьбы и естественных химических процессов. А хранить отходы без «утилизации, обезвреживания, захоронения» можно только в течение 11 месяцев – после этого с собственника начнет взиматься плата.

Отходы производства и потребления, кстати, относятся к движимому имуществу и являются специфическим объектом права собственности: соответственно, их можно перепродавать, сдавать в аренду и т. п. Своеобразным «лизингом отходов» и будет передача прав на обращение с ними лицензированным операторам.

Пожалуй, момент, посвященный обработке и утилизации, – самый важный для рядовых граждан. Есть надежда, что с вступлением в силу всех изменений в законодательство подрядчики будут вынуждены заботиться о том, чтобы вредные и опасные вещества действительно отправлялись на переработку или захоронение, а не лежали на полигонах годами. Деталей по процедуре получения лицензии на такую деятельность на данный момент нет.

 

Дорого возить

Определенные проблемы с полигонами для отходов производства и потребления в Волгоградской области есть, причем связаны они не с недостатком площадей – уж чем-чем, а этим регион может похвастаться, – а с большими расстояниями между специализированными свалками.

– По объему региону хватает полигонов ТБО и промышленных отходов, но вот проблема с расстоянием стоит остро: порой довезти вредные вещества и мусор до места хранения оказывается слишком дорого, – говорит исполняющий обязанности руководителя регионального Управления Росприроднадзора Михаил Новиков. – Основные полигоны расположены в Волгограде, Волжском и Камышине. От Урюпинска до Волгограда 300 км – представьте, как это сказывается на тарифах! Поэтому правильно наши региональные власти решают создавать кластеры: иначе никто не будет использовать такое длинное транспортное плечо, и все отходы пойдут в лесополосы и заброшенные карьеры.

Пока что не решен в регионе и вопрос переработки отходов. Здесь большие надежды и власть, и контролирующие органы, и экологи связывают со строительством мусороперерабатывающего завода в Городищенском районе. 21 февраля проект этого предприятия был презентован в Волгоградском государственном техническом университете. По словам представителя подрядчика Вячеслава Лесникова, на воплощение проекта в жизнь потребует 17 млрд руб., а инвестором выступит петербургская компания «Евробласт» - производитель оборудования для судов. Предприятие даст региону целых 650 рабочих мест – так что можно представить себе масштаб этого завода.

К слову, еще при прошлом губернаторе неоднократно поднимался вопрос о строительстве мусороперерабатывающих заводов и полигонов закрытого типа для промышленных отходов в регионе, причем речь шла сразу о трех крупных предприятиях и целом ряде полигонов. С мертвой точки сдвинулся пока только один проект, но и это уже серьезный прогресс.

 

Нужна инфраструктура

Строительство специализированных полигонов и перерабатывающих заводов вкупе с изменениями природоохранного законодательства поможет решить проблемы вроде той, с которой столкнулись прошлой осенью жители Красноармейского района и поселка Светлый Яр. Они пожаловались в Росприроднадзор на неприятный запах, и вскоре было выявлено, что источником загрязнения атмосферного воздуха является «грязная» секция № 2 пруда-накопителя, на которой осуществляется прием отходов сероочистки ООО «Газнефтесервис». С 9 сентября 2014 года предприятие полностью прекратило передачу отходов сероочистки для дальнейшего размещения сторонним организациям – лицензирование обращения с отходами может обезопасить предприятия от повторения подобных ситуаций.

Крупным природоохранным проектом волгоградских предприятий за последние несколько лет стало введение Волжским трубным заводом полигона захоронения отходов производства и потребления 3, 4 и 5 класса опасности. Особенностью этого проекта стало использование устройства противофильтрационного экрана в основании карт размещения отходов. На полигоне применяется геомембрана «Карбофол», обеспечивающая полную изоляцию отходов от взаимодействия с почвой и грунтовыми водами. Для Волгоградской области полигон Волжского трубного, введенный в строй летом 2013 года, пока остается уникальным. ВТЗ входит в число региональных лидеров по объему инвестиций в «зеленые» технологии, а пару лет назад даже получило диплом Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» в номинации «За экологически ответственный бизнес».

Многие региональные предприятия имеют собственные полигоны для размещения вредных отходов, а сторонним организациям делегируют обращение с отходами низких классов опасности или предметами и веществами, относящимися к ТБО. С июля 2015 года им придется пересмотреть договоры с операторами, выбрав тех, кто получит лицензию, – однако никакие «мусорные революции» в законодательстве, сколь бы серьезно они ни усиливали контроль за соблюдением всех предписаний, увы, не помогут моментально решить проблему с промышленными отходами. Необходима региональная инфраструктура, работающая как часы, и на сегодня мы только делаем первые робкие шаги к ее созданию.

Александр АКУЛИНИЧЕВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram