Совсем скоро, в апреле в Пятигорске состоится форум, в рамках которого при участии министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина планируется обсудить планы первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики регионов федерального округа и представить конкретные предложения для включения в единый антикризисный план СКФО.
Отдельно на форуме будет затронута тема эффективности действующих мер государственной поддержки, презентован ряд проектов, направленных на поддержку развития предпринимательства в области сельского хозяйства, развития туристско-рекреационного направления, импортозамещения, а также подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством РФ по делам Северного Кавказа и Дирекцией «ОПОРЫ РОССИИ» в СКФО. Редакция АН СК посчитала важным накануне этого значимого для всего региона события связаться с руководителями региональных отделений организации в СКФО и донести через газету мнение предпринимателей до наших читателей, в числе которых немало и тех, от кого зависит судьба малого бизнеса на Северном Кавказе.
Участие в разговоре приняли также уполномоченные по защите прав предпринимателей Дагестана и Ингушетии, которые как нам показалось компетентно изложили свой взгляд на имеющие место быть проблемы. Редакция «Аргументы недели – Северный Кавказ» благодарит за содействие в создании материала руководителя Дагестанского регионального объединения работодателей «ОПОРА» Шахина Гаджиева и Государственного Советника РФ 2 класса Ваху Исламова, выражая при этом надежду, что публикация станет началом большого серьезного разговора на страницах газеты.
СПРАВКА АН СК:
Сасин Николай Иванович, председатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Родился 19 марта 1969 года в с. Сергиевском Грачевского района Ставропольского края. Выпускник 1990 года Вольского высшего военного ордена Красной Звезды училища тыла им. Ленинского комсомола. С 2008 года - генеральный директор ООО «Центр антикризисных технологий и инвестиционных программ». С апреля 2010 года - председатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». С 2010 года председатель Общественного совета при Прокуратуре Ставропольского края по соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности. С 5 февраля 2013 года по 22.октября 2013 года - уполномоченный при Губернаторе Ставропольского края по защите прав предпринимателей. С 27 января 2014 года по 5 ноября 2014 года - уполномоченный при губернаторе Ставропольского края по защите прав предпринимателей. С декабря 2014 года руководитель дирекции Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в Северо-Кавказском федеральном округе. Женат, воспитывает сына.
Николай САСИН:
Не секрет, что наиболее остро на кризисные явления реагирует именно малый бизнес, у которого нет «подушки безопасности», как у средних и крупных предприятий. Стоимость заемных денежных средств в коммерческих банках перекрывая рентабельность работы бизнеса выросла практически в два раза. Кризис всегда сопровождается снижением покупательской способности населения, а значит доходы сократились тоже. В такой ситуации бизнес пытается сократить издержки. Однако даже такая превентивная мера как сокращение персонала для малого бизнеса не является решением – каждый человек на счету. Ведь зачастую, сам руководитель является и водителем, и экономистом, и бухгалтером, и продавцом. Очевидно, что часть бизнеса прекратит свою деятельность, другая – пополнит ряды бесконтрольного «теневого сектора». В текущем году для российского предпринимателя кризис не единственный негативный фактор – введен налог на имущество организаций, выросли некоторые лицензионные сборы, введены требования по сертификации (общественное питание), остались не решенными проблемы взаимодействия с естественными монополистами (высокие и непрозрачные тарифы), не снижается и число контрольно-надзорных органов. Весомый вклад в снижение рентабельности бизнеса внесла и некачественная кадастровая оценка земли и объектов недвижимости. Теперь предприниматель вынужден тратить время и деньги на ее оспаривание. Малый бизнес отличает высокая мобильность и возможность перестроиться, переориентировать направление экономической деятельности, однако в условиях большой конкуренции, когда основные ниши рынка заняты, крайне сложно найти новый вектор своего развития. Нужно не забывать о социальной роли малого предпринимательства, что особенно актуально для сельских районов, где небольшие предприятия дают так необходимые рабочие места населению. Поэтому именно данный сектор экономики сейчас наиболее остро нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства. Необходима четкая и конкретная программа действий, работающий «антикризисный план». К сожалению, антикризисные меры, предлагаемые сейчас региональным правительством, в своем большинстве не являются таковыми, а скорее представляют собой интерпретацию и некоторую детализацию полномочий и задач органов исполнительной власти края, предусмотренных соответствующими положениями. Не затронута такая важная тема, как «вывод бизнеса из тени». Несмотря на учтенные в плане предложения «ОПОРЫ РОССИИ» о необходимости введения «налоговых каникул», краевой законопроект требует серьезной доработки. Предлагаемые ограничения в количестве 5 человек и доходов в 10 млн. в условиях «дорогих и коротких денег» не позволят организовать рентабельное производство, перечень видов деятельности нужно расширить и уточнить. Важно посмотреть опыт других регионов. Краевым властям необходимо вернуться к вопросам снижения налоговой ставки для упрощенной системы налогообложения, как это было сделано в 2008 году, и рассмотрению возможности отсрочки налоговых и неналоговых платежей. Поэтому нам всем предстоит еще большая и кропотливая работа для сохранения малого предпринимательства. В сложных макроэкономических условиях необходимо уделить внимание развитию таких ключевых отраслей Северо-Кавказского федерального округа, как сельское хозяйство и туризм. В туристско-рекреационной сфере не хватает качественного сервиса, а ведь потенциал федерального округа просто огромен. И мы в состоянии создать курорты мирового значения, не хватает системной работы над процессом.
Ставропольский край – как известно не только здравница, но и житница России. Поэтому аграрная сфера – приоритетная. Малому бизнесу необходимо сплотиться для решения общих проблем. Безусловно, общие точки взаимодействия бизнеса внутри федерального округа есть: например, в Кабардино-Балкарии и Ингушетии развивают интенсивное садоводство, в Дагестане производят собственный сахар и сельхозпродукцию, в Северной Осетии выращивают семена картофеля, Ставропольский край богат зерном. Не хватает малых центров коллективной переработки сельхозпродукции, качественной логистики и высокопрофессиональных кадров. В этой связи актуально возрождение кооперации, как эффективной формы объединения и взаимодействия хозяйствующих субъектов. Кооперативная модель имеет универсальный характер и пригодна для создания многоуровневых многоотраслевых структур – от отдельного села до общероссийского масштаба. Опыт показывает возможность и целесообразность создания на уровне субъектов Российской Федерации и федеральных округов кооперативных структур, включающих финансовый сектор (кредитование, страхование, лизинг), производство (переработка сельхозпродукции) и торговую деятельность (снабжение и сбыт). Такие структуры очень жизнеспособны и способны дать хорошие результаты за сравнительно небольшое время. В прошлом году создана Дирекция «ОПОРЫ РОССИИ» в СКФО, одной из задач которой является укрепление межрегиональных связей бизнеса внутри округа. В апреле 2015 года состоится форум, в рамках которого при участии министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина планируется обсудить планы первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики регионов федерального округа и представить конкретные предложения для включения в единый антикризисный план СКФО. Отдельно будет затронута тема эффективности действующих мер государственной поддержки, презентован ряд проектов, направленных на поддержку развития предпринимательства в области сельского хозяйства, развития туристско-рекреационного направления, импортозамещения и др., а также подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством РФ по делам Северного Кавказа и Дирекцией «ОПОРЫ РОССИИ» в СКФО. Ставропольское краевое отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в этом году отметит свое 5-летие и нам есть чем гордиться.
В настоящее время Ставропольское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ» имеет широкую сеть местных отделений и представительств в регионе, в состав краевого отделения входит 22 местных отделения и представительства в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края, объединяя более 500 предпринимателей. Широкое представительство в крае качественно выделяет «ОПОРУ РОССИИ» среди других общественных бизнес-объединений. Что дает возможность получения объективной информации по ситуации и положению дел на территории практически всего Ставропольского края. В целом среди основных направлений деятельности можно выделить следующие: консультации предпринимателей по вопросам осуществления предпринимательской деятельности; разъяснение существующих порядка получения форм государственной поддержки; информирование об имеющихся инструментах и механизмах защиты прав, в том числе посредством площадок взаимодействия (общественные советы, рабочие группы и т.д.), организация и проведение практических и обучающих семинаров, тренингов, круглых столов, анализ актуальных проблем предпринимательства, выработка предложений по их решению. Приоритетным направлением деятельности организации является также поддержка развития молодежного предпринимательства. Как показывают опросы студентов порядка 80% выпускников по окончании вузов хотели бы работать в органах государственной власти, правоохранительных органах и госкорпорациях, только лишь 2-3 % готовы попробовать свои силы в бизнесе. В целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность традиционно в вузах и ссузах Ставропольского края проводятся встречи и круглые столы со студентами. Ставропольское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ» идет по пути диалога с органами государственной власти, контрольными и надзорными органами, в целях совместной выработки решений по тем или иным проблемным направлениям. Представители организации включены в практическое большинство общественно-консультативных структур при указанных органах. В целях закрепления взаимодействия, заключены соглашения с краевыми Отделением Пенсионного фонда РФ, ГУ МЧС России, Управлением Росреестра, Государственной инспекцией труда. На постоянной основе права бизнеса отстаиваются в рамках Общественного совета при Прокуратуре Ставропольского края. Проводятся круглые столы, семинары, тренинги и конференции. Взаимодействие с органами государственной власти, контрольными и надзорными органами осуществляется не только через консультативные и общественные советы и рабочие группы, но и посредством участия сторон в спортивных соревнованиях. В 2012 году был учрежден и проведен турнир по пейнтболу на кубок «ОПОРЫ РОССИИ». Сегодня в ОПОРЕ РОСИИ ведется работа по популяризации активного отдыха и здорового образа жизни, поддержке детского спорта. Традиционно проводится турнир по мини-футболу, в котором принимают участие как детские команды, так и команды взрослой возрастной группы. В Кисловодске при поддержке местного отделения на регулярной основе проводятся турниры по самбо и шахматам.
СПРАВКА АН СК:
Пиляров Алий Джамбулатович, председатель Совета регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» в Республике Карачаево-Черкесия.
Родился 17 марта 1965 года. Выпускник Московского ордена Трудового Красного Знамени горного института по специальности «Экономика и организация горного производства». В 1986-1993 гг. - мастер, инженер-экономист предприятия «Карачаевскмраморгранит». В 1993- 1994 гг. - начальник отдела труда и заработной платы там же. В 1993-1995 гг. – зам. директора филиала КБ «Химбанк» в г. Карачаевске. В 1996-2007 гг. - председатель правления, генеральный директор Фонда поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики. В 2005 - 2008 годах - инициатор, учредитель и генеральный директор туристско-рекреационного комплекса «Мара». Генеральный директор «Фонда Развития Предпринимательства КЧР».
Алий ПИЛЯРОВ:
Если говорить о проблемных точках, которые мешают развитию предпринимательства это тяжёлый пресс фискальных органов и чиновников, неподъёмные процентные ставки банковских кредитов, сложная миграционная политика, которая мешает инвесторам выйти на наш рынок со своим капиталом и в последующем надеяться на обеспечение его безопасности. Президент желает чтобы предпринимательство развивалось и бизнес хочет развиваться, но нет рывка, нет необходимого тотального подхода, системной работы исполнительной и законодательной власти с предпринимателями, а также с финансовыми институтами. Необходимо создать координационный совет из профильных министерств и членов «Опоры России». Выработать дорожную карту по всем направлениям: банковская система, господдержка, проверки, привлечение инвесторов с технологиями для создания совместных предприятий, и начинать в прямом смысле слова реформу развития предпринимательства с разгрома бюрократических препонов. Во всех субъектах и муниципальных образованиях должны работать бизнес центры с участием господдержки хотя бы на первые два года. В них предприниматели могли собираться и обсуждать идеи, бизнес планы и т.д потом переходя на самоокупаемость .Без храма нет полноценной религии, без дома нет полноценной семьи и без центра развития предпринимательства не будет полноценного развития предпринимательства - это мировая практика.
Сейчас самое время «ОПОРЕ РОССИИ» взять инициативу в свои руки, и помочь руководству России объединив все здоровые силы сделать, проявив волю и решительность рывок, используя прорывные технологии и международную практику. Соединив идеалы с реальностью жизни, принципиальность с гибкостью, коллегиальность с единовластием. Надо работать и начинать реформы с субъектов. Без труда не вынешь рыбки из пруда. Все ждём чуда, а чуда не бывает, бывает только успех, который приходит благодаря труду и правильному расчёту. Надо привлекать инвесторов из Китая, Турции, Венгрии, Чехии, и т. д. с технологиями для создания совместных предприятий. Оборудование будет как беспроцентный кредит, поднимется культура ведения бизнеса. В общественных палатах регионов должны быть позитивно мыслящие люди, у нас пенсионеры и родственники руководства во главе палаты, т.е. ручная общественная палата. Как пилотную площадку для реформ готов предложить Карачаево-Черкесию. Удобное стратегическое расположение, можно развивать все отрасли: сельское хозяйство, промышленность, туризм, услуги и т.д. Для этого мы должны заручиться поддержкой федеральных властей. Разумно проведённые реформы на примере КЧР могут затем тиражированы и в других субъектах. Для этого можем учредить Агентство развития или антикризисное управление. По моему наблюдению не мало лидеров Опоры которые смогли бы изменить ситуацию в своих субъектах в лучшую сторону. Мы определённая каста людей, которые желают справедливости, развития страны, у нас благие помыслы, за плечами добрые дела, огромный жизненный профессиональный опыт, вот только не хватает смелости объединиться в рамках закона и начать действовать. Многие руководители субъектов, чтобы скрыть свой непрофессионализм и коррупционность в решении социально-экономических задач и привлечения инвестиций идут на крайности в поиске врагов среди истинных патриотов России используя фискальные и правоохранительные органы. Это им Владимир Путин чётко сказал: «Хотите заработать больше? Идите в бизнес!» Что-то пока никто не идёт. По телевидению и на страницах газет надо больше показывать людей бизнеса, созидателей. В узловых министерствах и ведомствах должны работать профессионалы, управленцы. Кадры решают всё. Нужно организовать диалог между властью и бизнесом, выстроить вертикаль и обратную связь между городами, сёлами и гражданским обществом, проводить регулярные круглые столы, привлекать потенциал успешных выходцев из регионов. Мы обязаны расколоть прочный устой чиновничьих барьеров в пользу предпринимателей. Это благодаря выплаченными нами налогам они содержат себя и семьи. Что касается развития предпринимательства в нашей республике, мне пришлось стоять у истоков развития предпринимательства в КЧР, участвовать в разработке первой и последующих программ развития предпринимательства и нормативных документов. Первый в России бизнес - инкубатор построенный за счёт бюджетных средств выигранных в Федеральном конкурсе создан в КЧР. Затем такие же открыты в пяти муниципальных районах, привлечены десятки российских и иностранных инвесторов. Удалось лично привлечь в республику крупного олигарха, который вложил миллиарды рублей. Рядом с Кисловодском открыт всесезонный курорт Мара, я являюсь его владельцем. Были попытки рейдерского захвата бизнеса прошлыми властями. Мне на себе пришлось испытать тридцать четыре проверки счётной палаты, КРУ МЭРТ, прокуратуры, МВД, СИЗО и т.д. Нами разработаны проекты по созданию промышленно индустриального парка, и развития внутреннего и въездного туризма. К сожалению властей оба стратегически важных направления не интересуют. В интеграции малого бизнеса СКФО немалую роль могут сыграть отделения «Опоры России», которые являются связующим звеном между властью и бизнесом.
СПРАВКА АН СК:
Хаматханов Мурат Даутгиреевич, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.
Родился 21 июля 1949 года. Выпускник Новочеркасского инженерно-мелиоративного института (НИМИ) по специальности «инженер-гидротехник». После окончания института прошел путь от бетонщика – монтажника строительного участка до генерального директора Северо-Кавказской СПМК. Один из создателей и на протяжении 10 лет бессменный руководитель Торгово-промышленной палаты Республики Ингушетия. 27 декабря 2013 года Указом Главы Республики Ингушетия назначен уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия. Награжден орденом Республики Ингушетия «За заслуги». Почетный строитель РФ. Заслуженный экономист Республики Ингушетия. Женат, воспитывает двоих детей.
Мурат ХАМАТХАНОВ:
Как известно, правительством РФ для спасения малого бизнеса в условиях кризиса разработан ряд первоочередных мер. Одним из главных пунктов в этом является расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. По предложению аппарата уполномоченного в антикризисный план правительства республики включены двухгодичные налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах. На недавно проведенной нами на уровне муниципального образования встрече предприниматели г. Карабулак и Сунженского района выражали беспокойство по поводу повышения налоговой нагрузки на бизнес. Я рассказал предпринимателям, что приняты определенные меры и направлены предложения о принятии нормативно-правовых актов по снижению ставки для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 %, а также применяющих упрощенную систему налогообложения в виде налога на доход с 6 до 3 %. На встрече с предпринимателями также был поднят вопрос о том, что стоимость патента на право ведения торговой деятельности по сравнению с прошлым годом повысилась на 20%. Бизнес-омбудсмен предложил предпринимателям написать официальное заявление в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей и выразил уверенность в том, что удастся добиться снижения стоимости патента. Без сомнения, малый бизнес обеспокоен усиливающимся на него из-за кризиса давлением. Из-за падения спроса упали объемы, а там где комплектующие завозятся из тех стран, которые попали под санкции, значительно выросла себестоимость производимой продукции и услуг. Все это оказывает крайне негативное влияние на бизнес. Вместе с тем в условиях низкого курса рубля любое производство, где нет необходимости завозить комплектующие из-за границы, становится выгодным. Особенно выгодно стало производить в России и продавать за рубеж. Это хороший шанс развивать собственные производства и заполнять рынки отечественными товарами.
Особенностью малого бизнеса в СКФО является отсутствие интеграционной связи между предприятиями. Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории этого округа практически ничего не известно друг о друге. Для налаживания отношений между субъектами малого бизнеса необходимо проводить различные форумы, выставки, конференции, встречи, а также издавать и распространять каталоги о товаропроизводителях по регионам СКФО. Было бы неплохо создать единый информационный электронный портал СКФО с данными всех товаропроизводителей округа. Благодаря этому предприниматели Северо-Кавказских регионов лучше узнают участников рынка, установят сотрудничество, и в дальнейшем будут плодотворно взаимодействовать между собой, создавая, при этом, здоровую конкуренцию. Значительной проблемой бизнеса тормозящей этот процесс является наличие теневой экономики. Многие представители малого предпринимательства предпочитают не раскрываться и вести предпринимательскую деятельность, не вступая в законные правовые отношения. Этим они создают нездоровую конкуренцию добросовестным предпринимателям. По моему мнению одной из главных задач республиканских властей для наполнения бюджета является выявление и постановка на учет тех предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность по «черной схеме».
СПРАВКА АН СК:
Магомедов Башир Ибрагимович, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан.
Родился в 1958 году в селе Цуриб Чародинского района ДАССР. В 1981 году окончил Дагестанский государственный политехнический институт. С 1981 года работал мастером СУ №5 треста «Туйманазанефтестрой» в городе Октябрьск Башкирской АССР, прорабом ПМК №2 объединения «Дагагропромстрой» в Махачкале. С 2003 по 2007 годы являлся депутатом Народного Собрания РД; работал заместителем председателя Комитета Народного Собрания РД по социальной политике. 5 февраля 2008 г. Указом президента РД назначен министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РД. С 28 мая 2010 года – советник президента РД. В январе 2013 года Указом президента РД назначен уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан. Заслуженный строитель Республики Дагестан. Кандидат экономических наук.
Башир МАГОМЕДОВ:
Эффективное развитие малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан представляет дополнительные возможности для выведения экономики республики из депрессивного состояния на качественно более высокий уровень развития, позволит решить такие актуальные для Дагестана проблемы, как создание рабочих мест, модернизация экономики, увеличение налогооблагаемой базы, насыщение рынка товарами местных производителей.
Сегодня, в рамках проводимой государственной политики по развитию предпринимательства, реализуется ряд мероприятий направленных на повышение качества регуляторной среды бизнеса, совершенствование налогового администрирования, антимонопольной политики, трудового законодательства, защиту прав инвесторов. Развитие малого и среднего бизнеса в Дагестане является одним из основных факторов, который позволит уменьшить зависимость республики от трансфертов из федерального центра, снизить социальную напряженность, повысить уровень благосостояния населения республики
Посредством анализа поступающих жалоб и обращений, мониторинга средств массовой информации, а также проведением публичных обсуждений, заседаний Общественного экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в РД мы выявили ряд системных проблем предпринимателей республики. К числу таких можно отнести: высокий уровень налогообложения, недоступность кредитных ресурсов, административные барьеры, многочисленные проверки и коррупция. Нами проводится активная работа, направленная на устранение данных проблем и установлению благоприятного климата для ведения бизнеса в Республике Дагестан. В целях совершенствования действующего законодательства, устранения правовых лазеек, был внесен ряд предложений, в основе которых лежит анализ деятельности нашей структуры и проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства. В нынешних условиях развития экономики республиканскими властями должны быть приняты дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Первоочередные меры должны быть приняты в области финансового обеспечения малого и среднего бизнеса, а также снижения административного давления на этот сектор. В частности, необходимы: активизация деятельности «Фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства» для дополнительного финансового обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса, создание дагестанской лизинговой компании по поддержке малого и среднего предпринимательства, законодательное закрепление доли госзаказа, предоставляемого субъектам малого и среднего бизнеса на уровне не менее 15-20% от всего объѐма госзаказа республики, создание и дальнейшее развитие уже существующих бизнес-инкубаторов в республике, информационно-аналитическая и методическая поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере, подготовка и обучение кадров ведению предпринимательской деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства в социальной сфере, принятие и строгое выполнение дополнительных законодательных актов, направленных на защиту субъектов малого и среднего бизнеса от административного давления. По моему мнению реализация предложенных мер вызовет значительные позитивные изменения в развитии малого бизнеса Республики Дагестан, позволит решить многие социально-экономические проблемы в республике.
СПРАВКА АН СК:
Кильчуков Альберт Изатович, председатель Совета регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» в Республике Кабардино-Балкария.
Родился 17 апреля 1963 года. Выпускник экономического факультета Московской сельскохозяйственной Академии им. К.А. Тимирязева. Член «ОПОРЫ России» с 2004 года. Возглавляет региональное отделение этой организации с 2006 года. Член штаба Кабардино – Балкарского отделения Общероссийского Народного Фронта Женат. Воспитывает двоих сыновей.
Альберт КИЛЬЧУКОВ:
Малый бизнес Кабардино-Балкарии в настоящее время переживает проблемы, которые присущи всем другим регионам страны. Изменение экономической коньюктуры, которая вызвана колебаниями курса доллара и санкциями сказывается в равной степени на всех предпринимателях СКФО. В первую очередь, в тяжелом положении оказались торговые предприятия. Значительная часть продукции для торговли была импортной и приобреталась за валюту – соответственно изменения курсов валют резко повысили стоимость товаров. Соответственно оборот торговых предприятий упал на 70 - 80 процентов. Большинство торговых предприятий в настоящее время работают в убыток, потому что закрытие предприятия приведет к еще более значительным финансовым потерям. Большую занятость в СКФО обеспечивает торговля на рынках. Массовое сокращение числа предпринимателей ожидается именно в этой сфере. Сферу услуг также ждут большие перемены. В ней значительно упадет доходность. В целом тяжело ожидать расширения действующих или появления новых проектов. Традиционно развито предпринимательства в СКФО в сельском хозяйстве. Введение ответных санкций РФ на ввоз ряда продовольственных товаров на первый взгляд должно очевидно положительно сказаться на развитии малого предпринимательства в этой отрасли. Такая ситуация, несомненно, создает необходимые для развития сельского хозяйства дополнительные импульсы. Но только наличия внешних факторов недостаточно. В предыдущие годы сложилась стабильная система поставок семян, химикатов и других оборотных продуктов для производства сельскохозяйственной продукции. Причем значительная часть данных видов продукции поставщиками предоставлялась производителям сельскохозяйственной продукции авансом или по частичной предоплате. В настоящее время из - за курсовой разницы на данные виды продукции цены значительно поднялись, а поставщики стали требовать 100% предоплату. В результате производители сельскохозяйственной продукции лишены возможности увеличить свои оборотные активы. «Россельхозбанк» предоставляет кредиты под весенние полевые работы при ставке 23% и более. Предполагается, что данные виды кредитов будут субсидироваться государством, но принятие решений по конкретным механизмам субсидирования затягивается. А посевная уже на подходе. Такая ситуация может привести к снижению урожайности основных сельскохозяйственных культур и, соответственно, резкому снижению эффективности всего сельского хозяйства.
Также существующие экономические условия будут способствовать возрождению и развитию легкой промышленности СКФО. Необходимо отметить, что в СКФО всегда были развиты швейные цеха, цеха по пошиву обуви. Существующий валютный курс дает возможность таким производителям быть конкурентоспособными даже в борьбе на рынке с китайскими товарами. Трудовые ресурсы и инженерно – технический персонал в данных типах производства еще остались. Конечно, малым предприятиям в швейной промышленности также нужен доступ к финансовым ресурсам под приемлемые процентные ставки. Кроме того, данным видам предприятий важно обеспечить доступ к максимальному объему госзаказов. Хорошие перспективы открываются для развития на территории СКФО внутреннего туризма. Поэтому все малые предприятия, связанные с данной отраслью ожидает несомненный рост. Конечно, и здесь не стоит ожидать крупных инвестиций в первое время, но увеличения доходов от операционной деятельности вполне прогнозируемо. А на этой базе уже можно планировать дальнейшее развитие отрасли. В кризис конечно возрастают конкурентоспособность тех предприятий, которые сумеют организовать реализацию своей продукции без повышения издержек. Положительно может сказаться на деятельности малых предприятий различные виды кооперации и интеграции при производстве и реализации продукции. Но здесь очень важно идти от складывающейся практики, а не навязывать готовые решения. В этой работе будет очень важна роль различных общественных организаций предпринимателей. Если говорить о текущей работе ОПОРЫ КБР, то в настоящее время на первый план вышла работа по участию в разработке и реализации предложений в антикризисный план республики. Пока данный план, как на федеральном, так и на региональном уровне носит больше декларативный характер. Поэтому необходимо добиваться принятия в антикризисном плане простых и действенных мер. ОПОРА КБР также возглавляет работу по внедрению и исполнению стандартов инвестиционной привлекательности региона. Данная работа проводится совместно с Министерством экономики КБР и Агентством стратегических инициатив. Значительное число членов ОПОРЫ КБР активно участвует в работе Общероссийского народного Фронта, являясь инициаторами и участниками различных благотворительных и культурных мероприятий.
СПРАВКА АН СК:
Дзгоев Дмитрий Валерьевич, председатель Совета регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» в Республике Северная Осетия.
Родился 3 ноября 1984 года в г. Владикавказе. Выпускник Всероссийской государственной налоговой академии. Женат. Воспитывает сына. С октября 2014 года возглавляет региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Дмитрий ДЗГОЕВ:
Существующие требования банков при рассмотрении кредитных заявок фактически блокируют любую возможность получения банковского кредита. Для этого необходимо:
расширить перечень предприятий и проектов по которым может быть выдана государственная гарантия, распространить действие государственной гарантии и на уплачиваемые проценты, создать агентство по оценке проектов малых предприятий и выдаче государственных гарантий, создать структуру по предоставлению услуг микролизинга. Необходимо изменить механизм субсидирования прямых понесённых затрат по кредитам на модернизацию и обновление, расширение производства, проведение НИОКР. Существующий механизм предоставляет субсидию через местные бюджеты при условии софинансирования. Это приводит к резкому снижению круга предпринимателей способных такой субсидией воспользоваться. Субъекты СКФО являются дотационными и не способны в необходимых объемах обеспечивать софинансирование. Таким образом, федеральное правительство сделало предпринимателей заложниками правительств и парламентов субъектов СКФО. При этом у предпринимателей нет никакой возможности повлиять на решения парламента и правительства, В этих условиях наиболее действенной мерой бы явилось: исключение из правил предоставления субсидий софинансирования дотационных бюджетов. Считаю, что необходимо изменить механизм субсидирования ставки по кредитам на модернизацию и обновление, расширение производства, проведение НИОКР, сезонно-полевые работы предприятиями АПК. К вышеуказанным аргументам необходимо добавить, что субсидии предоставляются только по факту уплаты повышенных процентов по кредиту и при наличии соответствующих денег в бюджете субъекта СКФО. Таким образом, предприятие в инвестиционной фазе своего проекта, в условиях, когда от проекта не получено еще ни копейки отдачи мало того, что обязано уплачивать проценты, так еще условия выплаты их после изменения ключевой ставки ЦБ РФ стали просто невыполнимыми. И даже при условии, если предприятие попадет в программу субсидирования и даже если в местном бюджете найдутся деньги на софинансирование, то оно всё равно сначала должно найти средства на повышенные проценты и уплатить их. Такие условия отпугивают большинство предпринимателей от получения кредитов на развитие бизнеса и соответственно меры господдержки не могут достигнуть своей цели. Для решения этой проблемы необходимо: исключение из правил предоставления субсидий предоставления софинансирования дотационных бюджетов, предоставление субсидий напрямую уполномоченным банкам, минуя бюджеты субъектов СКФО, предоставление субсидий с момента заключения кредитного договора, с тем, чтобы предприниматель с самого начала платил сниженную ставку по кредиту. Для того чтобы все эти меры были реализованы должен быть создан постоянно действующий Совет региональных общественных объединений предпринимателей в суб