> Трудная дорога к дому - Аргументы Недели

//Общество

Трудная дорога к дому

25 марта 2015, 09:00 [«Аргументы Недели», Михаил СМИРЕНСКИЙ ]

Активное и во многом малопонятное реформирование нашей повседневной жизни в последнее время приняло форму какой-то повальной эпидемии. Реформируется все: образование, здравоохранение, ПДД, федеральные и муниципальные законы, правописание и т.д. Как говорится, «от Москвы до самых до окраин».

Мы попросили известного российского правозащитника, Почетного адвоката РФ, действительного члена Академии юридических наук, вице-председателя Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского объяснить нашим читателям, как им вести себя с представителями власти в некоторых наиболее часто встречающихся спорных житейских ситуациях. И чего ожидать от них же. Итак.

Стучат? Закройте дверь!

- Леонид Дмитриевич, каких подвохов от действующих и постоянно меняющихся сегодня норм, правил, постановлений, указов и т.д. может ожидать простой законопослушный гражданин России?

- Для полного ответа нам не хватит и всего газетного номера. Остановлюсь на двух основных позициях, которые сегодня объективно присутствуют в жизни любого гражданина. Первое - это ЖКХ, или, если конкретнее, - Жилищный кодекс, который регламентирует жизнь каждого, у кого есть квартира. Второе - автомобилисты. А это значит - ПДД, парковки, встречи с работниками ГИБДД и неизбежные при этом конфликтные ситуации. Что я имею в виду?

Сегодня даже многие депутаты Госдумы (от которых в конечном итоге и зависит принятие того или иного закона) не успевают осмысливать и контролировать все поправки, которые приходят в различные кодексы и отдельно стоящие законодательные акты. Именно поэтому, «под шумок» лоббистам в Думе удалось летом «протащить» ряд изменений в ст. 20 Жилищного кодекса РФ, которая трактует нормы надзора и контроля в сфере ЖКХ.

- А чем же они страшны для нас?

- Эти изменения отныне дают жилинспекциям на местах неслыханные полномочия и права в своей деятельности. Теперь, согласно этим поправкам, сотрудники жилинспекций имеют законное право беспрепятственно входить в административные помещения ТСЖ, ЖСК, изымать там любые рабочие документы, проводить по собственной прихоти различные экспертизы, делать запросы, предъявлять иски и т.д. Иначе как правовым волюнтаризмом это назвать нельзя. Слава Богу, им хоть не разрешено без разрешения хозяев входить в квартиры. Частная собственность неприкосновенна.

- Но ведь эти проверки, тем более с изъятием документов, проводятся лишь с разрешения прокурора?

- В том-то и дело, что отныне для жилинспекторов эти санкции не нужны (это записано в поправках). Достаточно всего единственной жалобы кого-либо из членов этого ТСЖ или ЖСК.

- Что это значит?

А то, что уже на государственном правовом поле созданы новые условия для абсолютно неправовых деяний и их последствий. Например, вымогательства денег с помощью шантажа (не покажешь документы- опечатаем помещение, не дадим работать) и простого хамства, упивания неожиданной властью (могут приходить к строптивцам хоть каждый день по несколько раз) и т.д. То есть, с одной стороны, государство декларирует борьбу с коррупцией, с другой - создает для ее процветания самые благодатные условия.

- А сами проверяемые могут как-то или чем-то защитить себя и собственные ТСЖ, ЖСК и иже во время таких облав?

- Как правило, в правлениях сидят пожилые женщины- пенсионерки. Законы они знают весьма условно и приблизительно лишь в параметрах своих ежедневных функций. Поэтому персонально для этой категории граждан сообщаю: они вовсе не обязаны тут же кидаться к сейфам и выкладывать все требуемые бумаги. У жилинспектора есть право лишь потребовать, а у работника ТСЖ или ЖСК есть такое же право это требование не исполнять мгновенно. Ведь документы могут находиться в работе, могут быть в другом месте (у адвоката, нотариуса и т.д.). И это объективно.

- И что может предпринять в таком случае «обидевшийся» инспектор?

- Если захочет отомстить или (что я вовсе не исключаю. - JI.O.) уже имеет чей-либо «заказ» на это ТСЖ, может запросто сфабриковать административную жалобу, после которой председатель ТСЖ может потерять свой пост. Это своего рода одна из форм печально известного рейдерства.

Не верь. Не бойся. Но проси...

- Вы хотите сказать, что в каждом ТСЖ или ЖСК идет постоянная подковерная борьба за власть?

- И за деньги этого ТСЖ! В социальной системе они огромные. Вся эта путаница в расчетах ЖКХ, платежках, налогах, сколько с ней ни пытаются бороться даже на высших уровнях власти, так никуда и не исчезает. И не исчезнет, потому что создается и запутывается сознательно. Человеку проще махнуть рукой и заплатить, чем бродить месяцами по инстанциям.

- Но ведь жилинспекция, найдя какие-либо недостатки, обязана дать ТСЖ четкое предписание на их устранение?

- Правильно. Но здесь как раз кроется еще одна ловушка: инспектор сознательно может установить такой срок, в который ни один, даже самый старательный председатель ЖСК или ТСЖ не сможет уложиться. А это прямая дорога к его отставке (дисквалификации).

Есть и еще один «подводный риф»: способ доставки. Предписание отправляется в ТСЖ в обычном конверте по почте. А где доказательство того, что в ТСЖ его получили? Нет доказательства! Но практика показывает, что верят не ТСЖ, хотя лично я в жизни являюсь их принципиальным противником.

- Вот как? А чем же ТСЖ так плохи? Ведь вы же их защищаете...

- Не они плохи... Наше российское законодательство, к сожалению, построено таким образом, что активное меньшинство сегодня управляет в стране всем остальным пассивным большинством. Это большинство пассивно не потому, что не хочет бороться за свои права, а лишь потому, что не может. ТСЖ в этой порочной цепочке имеет одно из «призовых» мест. Почему?

ТСЖ по закону может быть создано, если за него проголосовал 51 процент собственников жилья. Если в доме 100 квартир, то достаточно голосов жителей 51 из них. Собрание считается легитимным, если на нем был 51 процент членов ТСЖ, в нашем случае это уже 26 квартир. А вопрос считается утвержденным, если за него проголосовал 51 процент членов ТСЖ, присутствовавших на собрании, то есть опять же в нашем случае это и вовсе 14 голосов. Другими словами говоря, 14 человек лишь поднятием руки определяют ритм и стоимость жизни всех остальных собственников! Они-то и диктуют дальнейшие условия: обычную плитку в подъезде, например, поменять на мраморную, вместо плафонов повесить дорогие люстры, вместо бабушек-консьержек посадить чоповцев с оружием и т.д. И все это - на деньги тех самых остальных жителей! В результате вместо трех тысяч в месяц платежи взлетают в десятки раз. Нет денег? Продавай квартиру!

Поэтому я всегда был сторонником государственных ЖЭКов, ДЭЗов как управляющих компаний, потому что это государственные структуры с огромным опытом работы, необходимыми специалистами, службами и т.д. Ко всему прочему, над этими структурами всегда высятся контролирующие органы: управы, префектуры, мэрия в конце концов... Людям есть куда пожаловаться. А в ТСЖ- это только суд с сопутствующей волокитой, тягомотиной, тратой денег, нервов и неизвестным результатом.

Кстати, Западный округ, где мы сейчас беседуем, сегодня справедливо считается одним из лучших городских образований, в том числе и в обеспечении четкой работы сферы ЖКХ. А все потому, что его префект г-н Александров знает все нюансы этого хозяйства до самых мелких деталей. И лично следит за всем. Это правда.

Ни дать, но взять!

- Леонид Дмитриевич, с ТСЖ более или менее понятно, хоть и безрадостно. Но ведь жильцу до своего дома и квартиры еще ведь добраться надо. А на дороге его поджидают засады куда как круче, чем жилинспекция. Например, меня остановил инспектор и заявил, что я нарушил ПДД. Что делать?

- Не оправдываться, не юлить, не сочинять небылицы. Требуйте у инспектора доказательства своей вины: фото, видео. Нет таковых? До свидания. Действует принцип презумпции невиновности. Если он уже составил протокол, пишите: «Не согласен. Требую адвоката» (это прописано в Конституции РФ.- Л.О.). Адвокат вам положен при любых подобных спорах на дороге. Его отсутствие - основание для отмены вердикта ГИБДД в суде. Многие этого не знают, чем и пользуются нерадивые сотрудники.

- А инспектор, который составил протокол, может в суде считаться свидетелем?

- Не может, так как он в этой ситуации - обвинитель, а совмещение процессуальных функций недопустимо по закону. А вот любой пассажир в вашей машине (жена, друг, брат, теща и т.д.) - ваш свидетель. Их данные инспектор обязан внести в протокол. Смело требуйте этого!

- Инспектор предлагает «дунуть в трубочку». Могу ли я отказаться?

- Это ваше законное право. Наказать вас могут лишь при отказе от медицинского освидетельствования. Настаивайте на встрече с врачом в стационаре! Если инспектор откажет в этом, обязательно укажите этот факт в протоколе.

- Инспектор требует открыть багажник или салон автомобиля для осмотра. Может ли водитель воспротивиться?

- Подобный досмотр возможен лишь в присутствии двух понятых и составлении соответствующего протокола. Их отсутствие дает вам право не открывать ни салон, ни багажник, так как действия инспектора в этом случае не правомочны, то есть являются самоуправством.

- Очень распространенная ситуация на пустынной трассе: отдельно стоящий на обочине человек в милицейской форме с жезлом дает вам сигнал остановиться. Что делать?

- Сергей Степашин, будучи министром внутренних дел РФ, еще в 1998 году издал приказ №329, действующий частично и поныне, где сказано, что любые проверки автотранспорта можно производить лишь на стационарных постах ДПС. Езжайте смело далее до первого поста и сообщите о том, что видели.

- Снос «ракушек», даже имеющих разрешительные документы, приобрел сегодня стихийную форму. А ведь это чья-то частная собственность!

- Снос любого имущества допустим только лишь по решению суда и федеральному закону. Об этом четко сказано в ст.ст. 35 и 55 Конституции РФ. Никакие распоряжения чиновников любого уровня такого права не дают. Собственник в этих ситуациях имеет законное право защищать свое имущество (ст. 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»).

- Самый больной сегодня вопрос: платные парковки и эвакуаторы. Автовладельцев загнали в такой финансово- правовой тупик, мирный выход из которого пока не виден. Лишь в Москве около четырех миллионов частных водителей, а ведь речь идет не только о столице. Стоит ли властям так упрямо «нагибать» эту критическую массу?

- На мой взгляд, здесь уже действительно нарушена граница разумного. Город говорит, что земля принадлежит ему и наводить на ней порядок он будет так, как считает нужным. Собственник автомобиля это логично опровергает тем, что никакого договора аренды под стоянку он с городскими инстанциями не заключал, а парковочные службы не несут никакой ответственности ни за его автомобиль, ни за вещи в нем, так что платить ему не за что. И это тоже правильно. Это, кстати, касается и выездов с территорий вокзалов и аэропортов: никакой охранник не имеет права помешать вам. Спорная ситуация — компетенция лишь гражданских судов.

Но мой совет всем читателям - не отчаивайтесь. Как известно, вода камень точит. Нынешнее самосознание общества сильно изменилось, люди учатся бороться за свои права, защищать их. Чиновник, если вспомним, лишь «слуга народа». Давайте заставим и его вспомнить об этом, тогда, наверное, и жизнь свою улучшим. Всем удачи!

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте