Аргументы Недели → Общество

Где ты, дедушка Мазай?

, 13:08 ,

Похоже, эйфория по поводу исторического присоединения Крыма к России сменяется унынием по тому же самому поводу.

К восторженным крикам «Крым наш!» все чаще добавляются народные редакторские ремарки типа «И что дальше?». Вопрос не праздный и не такой популистский, каким его хотели бы видеть некоторые российские политики и экономисты. Ощутимая растерянность в обществе сегодня вполне закономерна и имеет вполне объяснимую материальную причину. Конкретные экономические санкции Запада против России, пусть даже с заметным уроном для самих инициаторов, наших зарубежных «коллег» пока, похоже, устраивают, что в подобной ситуации для них, скорее, резонно. Самое печальное при этом то, что таковое положение вещей, кажется, устраивает и многих отечественных чиновников. Почему?

Скока вешать в граммах?

То, что Запад тут же начнет строить вполне ощутимые финансовые козни против России в ответ на «крымскую весну», было вполне предсказуемо. Об этом бодро шумели разноголосые депутаты на обожаемых ими «ток-шоу», многословно и непонятно бубнили отечественные экономисты, угнетенные грузом собственных, порой малопонятных научных званий, пугливо предполагали рядовые бабушки с авоськами при внезапных уличных социологических облавах. Другими словами говоря, весь пропагандистский отечественный рупор круглосуточно заверял собственный народ в том, что «если завтра в поход! …», то родина к этому готова. Жизнь показала, что это не совсем так.

Самый понятный показатель уровня жизни любого среднестатистического россиянина – это ценники в магазинах и платежки в ЖКХ. А они как раз оптимизма не вызывают, ибо растут ежедневно и стабильно как опята на осенних пнях. Удивительное дело: какой-то кусочек картона с нарисованными на нем фломастером цифрами на деле оказывается гораздо убедительнее, чем иная заумная докторская диссертация по экономике. А что же наши министры? А вот что …

Минэкономразвития, например, в эти дни, наконец, опубликовало свой отредактированный доклад – прогноз на 2015 год. Главная мысль этого документа состоит в том, что в обозначенном эпохальном отрезке времени «российская экономика вступит в полосу затяжного спада». Спасибо. Не густо, конечно, но вполне ожидаемо и конкретно. Хотя для такого заклинания вовсе не надо было напрягать мускулы целого министерства, достаточно повнимательнее вчитываться хотя бы в те же ценники на прилавках. Но нам предлагают вчитаться в иные строки. Например.

«По мере дальнейшего снижения реальных доходов ограничения, связанные с потребительским спросом, начнут проявляться все более отчетливо и станут одним из ключевых факторов негативной экономической динамики в 2015 году». Уфф … Мне всегда хотелось посмотреть на людей, умудряющихся из нашего вполне ясного и простого алфавита, который даже из отдельных трех букв может создать целую философию, выдавливать такие чудовищные словесные кирпичи… Ну почему бы в этом прогнозе не написать коротко и ясно: жить в 2015 году вы все будете еще более хреново! Во всяком случае, хотя бы бумагу на министерских принтерах сэкономили. Тем более, что эта мысль отечественных экономистов давно уже материализовалась во всех российских семьях! Нет, нам объясняют, что прогноз написан, исходя из «ухудшения внешнеэкономических условий, сохраняющегося геополитического напряжения и продолжения действия экономических санкций против России». В общем, привет министру Улюкаеву и его спичрайтерам. Хотя мне почему-то казалось, что минэкономразвития существует не для словесных комментариев, экономических ухабов, но для борьбы с ними. Впрочем, ошибаться в России – дело обычное, увы.

Каждому россиянину – по тапкам! Белым?

Из наиболее ярких цифр, приведенных в министерском документе, запомнились, например, следующие: прогнозируемый спад отечественного ВВП на 3%, промышленности – на 1,6%, общих доходов населения – на 6,3%. Совершенно логично при этом звучит и прогнозируемый спад темпов всей отечественной экономики аж на 33,9%. (Не удивлюсь, если реальные экономические показатели родины в наступившем году окажутся гораздо более унылыми).

 Кто-то скажет, россиянам, дескать, к трудностям не привыкать. Затянем, мол, в очередной раз пояса и потерпим. Только ради чего? То, что отечественная экономическая машина давно уже не реагирует на собственные приборы управления, а катится, скорее, по инерции, понятно, похоже всем, кроме самих экономистов. И Крым здесь не краеугольная причина, но, скорее, лакмусовая бумажка, которая тут же проявила всю невзрачность отечественной экономической палитры. Как сказал Владимир Путин: — «Не было бы Крыма, они придумали бы что-нибудь еще». И придумали бы! Крым это не повод, но лишь случайный промежуточный и очень показательный эпизод состояния нашей экономики. Такой же показательный, сколь и безрадостный.

Уровень ожидаемой безработицы, например, осторожно обозначен в 6% от общего числа экономически активного населения. На первый взгляд вроде бы и не так много, но …

Фраза «Экономически активное население» в переводе с министерской клинописи на понятный всем язык подразумевает граждан России в возрасте от … 15-16 до 70 с лишним лет! А это уже почти половина всего населения страны! (По статистическим данным в прошлом году эта цифра колебалась в пределах 74,6 млн. человек, почувствуйте разницу!) При этом все граждане, от младенцев до согбенных старцев, как ни странно, должны чем-то питаться и во что-то одеваться. Экономисты с пониманием отнеслись и к этому факту: по их подсчетам, лишь в первом полугодии этого года продукты в среднем подорожают еще на 20-25%, а добродушная инфляция подрастет аж на 17,4%.

Впрочем, в минэкономразвития по этому поводу отнюдь не злорадствуют, а относятся к ситуации с пониманием и сопереживанием. Во всяком случае, ищут что-то новое и нестандартное, например.

Из документа МЭР: «… Положительную динамику в производстве обуви будут иметь производства (стилистика оригинала – авт.) дешевой обуви – с верхом из текстиля, резины или пластмассы». И что к чему? Авторы текста на этот счет решили сохранить гордую недосказанность. Дескать, пусть каждый думает, как хочет. Мне, например, очень хотелось бы посмотреть на министра Улюкаева, который прибудет на доклад к Президенту в резиновых ботах. Или на главу Центробанка Набиулину в «дешевой обуви из текстиля». Неплохо бы смотрелся, например, в Давосе и министр финансов Силуанов в добротных чоботах с «пластмассовым верхом». Хорошо, что минэкономразвития не определил при этом и главную расцветку предполагаемой для всех обувки: белую. Хотя, как говорится, «еще не вечер …».

Не верь, не бойся, но проси!

Всегда удивлялся умению наших финансистов в самой, казалось бы, патовой экономической ситуации тут же гулко рапортовать «наверх» о том, что все, дескать, под контролем. А именно.

В России у чиновников таковой вечной палочкой-выручалочкой всегда являлись самые социально-оскорбленные наши люди: пенсионеры.

Вот и в этот, уже не первый раз, все снова дружно заговорили именно о них. Вернее, их пенсиях и очередном изменении, собственно самого пенсионного возраста.

Например, еще умеющих и старающихся работать пенсионеров, чей ежемесячный доход превышает 2,5 МРОТ (сегодня размер МРОТ умещается в 5 965 рублей – авт.). В Минфине решили приговорить к урезанию базовой ставки пенсии (а это 4,1 тыс. руб.), сохранив им лишь страховую часть накоплений. Ко всему прочему, лично министр Силуанов видит, например, всеобщее отечественное экономическое пробуждение не иначе как в увеличении пенсионного возраста граждан до 63-х лет! Причем, как для мужчин, так и для женщин. Как говорится, долой матриархат! А если в России сыщется такой удачливый пенсионер, который умудряется зарабатывать в месяц себе, бабке, безработным детям и внукам хоть более чем на копейку 83-х тысяч рублей, министр призывает изъять у такового хитреца пенсию в принципе! При этом, во-первых,  никто не рассказал ни самим пенсионерам, ни кандидатам в таковы (а это, по сути, все мы – авт.) в чью голову и с какой радости вдруг явились именно эти мысли и цифры. Даже не имея калькулятора, можно тут же в уме подсчитать, что лишь «шалость» с МРОТ двинет в объятия еще большей нищеты десятки миллионов граждан! А, во-вторых, какой градус общественного негодования это вызовет, всем очевидно и без предварительных подсчетов. Но раз таковые разговоры идут на министерских площадках, значит их рассматривают действительно как панацею, значит это кому-то надо! Кому? И зачем?

Если человек честно заработал свою пенсию и готов при этом еще плодотворно трудиться, флаг ему в руки! С какой стати какой-то чиновник, пусть даже в чине министра, может решать за нас, сколько денег нам надо для жизни? А ведь «жизнь» это не только колбаса в магазине, но и лекарства, и оплата ЖКХ, и билеты в транспорте, и одежда, в том числе – и обувь. Даже если она будет пластмассовой, текстильной, или сплошь резиновой.

Спасайте кто может!

Так что же делать? Вопрос не праздный, т.к. всем нам, живущим «на земле», уже очевидно, что делать что-то нужно. Что?

Во-первых, надо быстро призвать во власть реальных экономистов, а не просто лишь людей с таковыми дипломами и радующими глаз кадровика биографиями.

Во-вторых, запретить чиновникам всех уровней отбирать у граждан их последние гроши под благовидным предлогом различных «оптимизаций». Если эти деньги и оптимизируют кого-то, то ни в коем случае тех, у кого эти рубли нещадно отнимаются. «Государственные нужды», в первую очередь, состоят из нужд граждан, это государство и населяющих. Зачем же их плодить своими руками?

Если об этом в наших экономических кабинетах хотя бы научатся вспоминать перед сочинительством очередного «плана-прогноза», лично я посчитаю это реальным экономическим чудом России и поверю в то, что сказка моего детства про доброго деда Мазая может когда-нибудь стать и былью. Как знать …

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram