Арест губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина заставляет федеральные власти обратить пристальное внимание на дела в субъектах Федерации, где местные князьки-губернаторы, по меткому выражению главы кремлёвской администрации Сергея Иванова, «барствуют и купаются в роскоши». А на местах всё чаще и чаще возникают коррупционные скандалы, связанные с главами регионов.
Такой громкий конфликт, способный привести на скамью подсудимых высокопоставленных руководителей, произошёл в конце февраля в Иркутской области. Там, по данным областной Контрольно-счётной палаты, Управление делами губернатора допустило нецелевых расходов при реконструкции «губернаторской дачи» почти на 200 млн. рублей. В то же время аудиторы Счётной палаты РФ предъявили главе региона серьёзные претензии по использованию бюджетных средств, направленных на развитие региональных систем общего и дошкольного образования.
«В настоящее время позиции иркутского губернатора выглядят очень устойчивыми, социально-экономическое положение Приангарья имеет крайне позитивные кондиции на общероссийском фоне... Напомним, что 2015-й политический год начался для региона со встречи Сергея Ерощенко с президентом Владимиром Путиным...»
Эта новость, появившаяся на одном из местных информационных порталов стала продолжением потока хвалебной информации, которую политические консультанты губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко продолжают беззастенчиво распространять в федеральных и региональных СМИ. Эксперты уже давно отмечают, что сам глава области довольно скупо владеет реальной информацией о ситуации в области и за правду пытается выдать желаемое.
Вот, например, стенограмма беседы в Кремле с президентом Владимиром Путиным. Документ действительно интересный, говорящий внимательному читателю о многом. Надо только вдумчиво его проанализировать.
Беседу с президентом губернатор Ерощенко начинает с высокой ноты:
«...Мы валовой региональный продукт очень серьёзно увеличили – до 831 миллиарда.
В. ПУТИН: На сколько увеличение?
С. ЕРОЩЕНКО: Почти на 50 миллиардов вырос валовой региональный продукт.
В. ПУТИН: Это в процентах сколько к предыдущему году?
С. ЕРОЩЕНКО: Порядка 7 процентов».
Иркутский губернатор очень «умело» обращается с цифрами. По его словам, валовой региональный продукт региона (ВРП) увеличился в 2014 году, вроде бы и вправду на 7% по сравнению с предыдущим годом. Однако Сергей Ерощенко приводит не физические объёмы, а их стоимость, так как она, согласно правилам Росстата, измеряется в текущих ценах (абсолютных цифрах), то есть без учёта инфляции.
По официальным данным Росстата (которые многие эксперты называют заниженными), инфляция за 2014 год составила 11,34%. То есть с учётом инфляции ВРП рухнул почти на 5%. Причём это почти в 3 раза хуже, чем по сравнению с 2012–2013 годом. Выходит, Ерощенко, сидя напротив Путина, выдаёт «чёрное» за «белое». Точно на таком же «голубом глазу» глава региона в эфире телеканала РБК приписывает себе заслуги по удержанию на невысоком уровне регионального долга. Только ведущему невдомёк, что ещё два года назад госдолг Иркутской области был меньше 5%, а вырос он в три раза именно благодаря губернатору Ерощенко. Да и это ещё не предел. Правительством Иркутской области в плановом бюджете на 2017 год уровень госдолга заложен в размере 48 млрд. рублей. Это почти 50% от бюджета области и рост более чем в 10 раз. Но об этом Сергей Ерощенко умышленно умалчивает.
Делая акцент на «больших успехах», иркутский губернатор вскользь упоминает и «небольшие недоработки». «Ваши майские указы мы полностью выполнили. Есть у нас сложности, трудности только по ветхому жилью, но это традиционно на территории Иркутской области и БАМа...»
Говоря попросту, программу переселения из ветхого и аварийного жилья региональные власти провалили. Выступая перед депутатами и общественностью региона, Ерощенко объясняет это тем, что его администрация-де сосредоточилась на решении проблемы детских садов. В своём губернаторском Послании «О положении дел в 2014 году и основных направлениях областной государственной политики на 2015 год», с которым он выступил уже после встречи с президентом, 12 февраля этого года, Ерощенко сообщил: «Выполняя поручение Владимира Владимировича Путина по ликвидации очередей в детские сады, мы только в прошлом году построили 35 детских дошкольных учреждений. Это в 17 раз больше, чем строили раньше. Строительство развернулось по всей области, от малых сёл до крупных городов, охватили более 30 населённых пунктов.В этом году в регионе планируется ввести около 7 тыс. новых мест. Будет построено минимум 10 новых детских садов. На это в региональном бюджете заложено 438 млн. рублей».
Казалось бы, всё замечательно – если не знать некоторые «детали», которые обнаружили, например, проверяющие из Счётной палаты РФ. Так, в августе прошлого года в Иркутской области были введены в эксплуатацию два детсада, которые оказались самыми дорогими в России.Судите сами – детские дошкольные учреждения в двух небольших сёлах Приангарья на 49 мест каждое, обошлись казне ни много ни мало в 150 млн. рублей. То есть цена одного места в таком детском саду – более полутора миллионов рублей, и это при том, что в среднем по России этот показатель порядка 500 тыс. рублей.
Оба этих детсада введены в эксплуатацию по схеме «приобретения» – то есть объект возводится частной фирмой, а затем здание выкупается. Есть и другие схемы, но в администрации Ерощенко любят именно выкупать дошкольные учреждения фактически у единственного подрядчика.
В чём же дело? Может быть, в том, что строит большинство этих объектов один и тот же предприниматель – Эдуард Мелконян? Его фирма ООО «Сибстальстрой» удивительно часто участвует в схемах по приобретению детских садов. А в Иркутске только самые нелюбопытные не слышали о тесной дружбе предпринимателя Мелконяна и губернатора Ерощенко.
Кстати, стоит отметить, что за последние два года на выкуп детских дошкольных учреждений у единственного подрядчика из федерального и областного бюджетов было потрачено более 3 млрд. рублей. При этом подрядчики оплату услуг получали стабильно. А вот объекты вводили с запозданием. По мнению аудиторов Счётной палаты РФ, фактический ввод в эксплуатацию объектов, приобретённых в 2013 году по договорам купли-продажи здания, пригодного для оказания образовательных услуг детям дошкольного возраста, осуществлялся в 2014 году. История повторилась и в 2014 году. На момент проверки СП (а это конец декабря 2014 года) 28 из 30 объектов не получили разрешение на ввод в эксплуатацию. Хотя губернатор Ерощенко уже успел отчитаться об успехах на фронтах и перед главой государства, и перед СМИ. Получается, обманывал?
Происходящее, по мнению иркутских экспертов и журналистов, похоже на классическое «отмывание» средств. Даже аудиторы Счётной палаты подчёркивают, что «…В ходе контрольного мероприятия также установлено, что средняя сумма стоимости одного места в приобретённых (планируемых к приобретению) объектах дошкольного образования в 2014 году составляет 901,85 тыс. рублей, а в объектах строительства – 627,2 тыс. рублей (меньше на 30,5%)». Только вот не совсем понятно, чем построенные объекты отличаются от выкупаемых. Да ещё при том, что 90% приобретаемых детских садов возводятся по быстровозводимой схеме с применением ОСБ-плит. Местные жители уже метко окрестили такие сады «коровниками».
Насколько они прочны и безопасны, тоже большой вопрос. Проверяющие Счётной палаты обнаружили, что «проектирование и строительство зданий дошкольных образовательных учреждений в Иркутской области ЗАО «Госстрой» осуществлялось без учёта требований применительно к конкретной местности строительства. При этом максимальная сейсмичность установлена – 8 баллов».
Напомним (об этом уже писали средства массовой информации), что компания «Госстрой» через подставных лиц принадлежит уже бывшему вице-губернатору и экс-министру строительства Иркутской области Михаилу Литвину.На этом предприятии трудятся, например, родная сестра нынешнего министра строительства Марины Садовской, отец министра экономического развития Иркутской области Эдуарда Кима, двоюродный брат уже находящегося в межгосударственном розыске Михаила Литвина.
Что из себя представляют такие объекты, также нашло отражение в акте Счётной палаты РФ.Аудиторы отмечают: «В результате осмотра зданий и целостности строительных конструкций вновь построенных объектов, а также объектов незавершённого строительства во всех помещениях были обнаружены многочисленные трещины на стенах и потолках, что может возникнуть по причине брака при возведении фундамента». Вот такая реальность в отдельно взятой Иркутской области, которая разительно отличается от тех сказок, которые рассказывает губернатор Сергей Ерощенко.
Безусловно, арест сахалинского губернатора, по идее, должен остудить горячие головы набивающих карманы чиновников. Только вот вседозволенность, безнаказанность и жажда лёгких денег могут перебороть страх. По крайней мере все действия высшего руководства Иркутской области говорят именно об этом. Ведь, например, вместо того чтобы устранять нарушения, выявленные аудиторами Счётной палаты РФ, заместители губернатора и министры бросились рассказывать в СМИ о выполнении всех целевых показателей, хотя акт Счётной палаты говорит об обратном. А сам губернатор Ерощенко объявил об очередном мегапроекте – строительстве моста через озеро Байкал длиною почти в километр и стоимостью в несколько миллиардов рублей. Местные блогеры и пользователи социальных сетей уже окрестили этот проект очередной схемой «отмывания» бюджетных средств.
...Интересно, долго ли ещё господину Ерощенко удастся, глядя в лицо жителям Приангарья, президенту России, выдавать «чёрное» за «белое»?