Аргументы Недели → Общество № 9(450) от 12.03.2015

Кто спасёт «Академика Страхова»?

, 16:55 , Обозреватель отдела Наука

«Это наш научный лайнер в треугольнике погряз», – пел Владимир Высоцкий более тридцати лет назад. Тогда российская наука отправляла бороздить Мировой океан несколько десятков научно-исследовательских судов под гордым красным флагом. Сегодня их остались буквально единицы. И тем грозит списание по старости.

Поэтому оставшиеся, тем более модернизированные, оснащённые самым современным научным импортным оборудованием, буквально на вес золота. Но из-за бюрократии мы рискуем в ближайшие дни потерять и эти крохи морской науки. В частности, стоящее в порту Шри-Ланки судно Геологического института РАН (ГИН РАН) «Академик Николай Страхов». Цена его спасения – 2 млн. долларов. Стоимость постройки нового – 160–180 миллионов. Что это: простое головотяпство или преступная халатность?

Проверка гребным валом

14 мая 1985 года на построенном в Финляндии научном судне ледового класса «Академик Николай Страхов» подняли советский флаг. С тех пор за его кормой 30 научных экспедиций, десятки открытий, которые внесли неоценимый вклад не только в советско-российскую, но и в мировую науку. Свой тридцатый день рождения – зрелый возраст для таких кораблей – «Страхов» встречает в порту Коломбо (Шри-Ланка), обездвиженный из-за поломки гребного вала и преданный нашими чиновниками.

Основные неприятности у «Страхова» начались 8 августа 2013 года. Тогда судно находилось в Индийском океане, где проводило геофизические исследования. «Академик Страхов» потерял ход из-за разрыва гребного вала. На борту были 42 человека: 29 членов экипажа и 13 человек научного состава. Корабль взяли на буксир и довели до порта Коломбо.

Время было ужасное. Всем известные прохвосты из правительства рвали Российскую академию наук на части и резали по живому. Кроме Геологического института РАН никому не было дела до уникального научного судна. Каждую копейку директор института Михаил Федонкин отправлял на то, чтобы вывезти научных сотрудников, организовать работу экипажа и провести ремонт в сухом доке.

«Весь институт работал на спасение «Академика Страхова». Смогли найти деньги на выточку нового гребного вала. Он сделан, но нет денег на его доставку. Выполнен регистровый ремонт на 65%. Обследование корпуса показало, что судно ещё может работать минимум 10 лет. Сколько могли – платили по 25 тыс. долларов ежемесячно за портовые сборы. Всё – из внебюджетных средств. Институт выдоили до дна. Денег у нас больше нет», – заявил «АН» Федонкин.

Экипажу (сейчас 14 человек) из-за долгов ограничили поступление электроэнергии. Еду готовят, когда дают электричество, два раза в сутки – утром и вечером. Кок на грани истерики. Ещё бы – за бортом под 40 градусов, внутри корабля все 60. На камбузе при работающих плитах уже 80. Кондиционеры, вентиляция и холодильники, естественно, не работают. Мусор удалось переправить с судна на причал. Но на такой жаре он разлагается, и запашок, как говорят члены экипажа, адовый. Пропуска на выход на берег у матросов отобрали и для закупки продуктов на один день двух человек выпускают только по специальным заявкам. Чтобы их получить, граждане большой и великой России стоят на коленях перед мелкими местными шри-ланкийскими чиновниками.

«Внутри судна без вентиляции образуется конденсат. И первое, что сейчас полетит, – микроэлектроника в гидроакустическом комплексе, аппаратуре системы позиционирования и связи. Это вопрос буквально нескольких недель. А перед аварией с гребным валом все эти системы были модернизированы по последнему мировому уровню», – с горечью говорит академик.

То, что г-н Федонкин скромно называет гидроакустическим комплексом, это единственный в РАН комплекс сложнейшей аппаратуры фирмы RESON. В 2012–2013 годах из средств ГИН РАН проведена модернизация многолучевых эхолотов (мелководного – SeaBat 8111 и глубоководного – SeaBat 7150) и профилографа EdgeTex 3300. Установлена новая система динамического позиционирования Applanix POSMV, имеющая собственную пару антенн GPS и новую версию программного обеспечения PDS2000. На всю страну таких всего пять единиц. Стоимость – запомните эту цифру – порядка 2,5 млн. долларов.

Но самое страшное – система RESON, как справедливо считают американцы, – изделие двойного назначения. И оно попадает под санкции. Значит – больше такого нам не продадут. Никто и никогда в обозримом будущем. И запчасти взамен сгоревших из-за появившегося на «Страхове» конденсата тоже не продадут. Без них система – набор простого железа. Кто будет научными исследованиями подтверждать российскую заявку в ООН на внешнюю границу континентального шельфа в Арктике? Для кого президент Владимир Путин наметил северное стратегическое развитие страны?

Вход – рубль, выход – два

С февраля пошли штрафные санкции, портовые власти «включили счётчик». Теперь месяц в порту стоит уже 85 тыс. долларов вместо 25 тысяч. Но хуже всего – власти имеют право наложить арест на «Академика Страхова» и продать с молотка за долги. Его влёт купят китайцы, которые рвутся в большую морскую и океаническую науку. Или «заклятые друзья» из США, для которых отобрать такое оборудование у русских – как бальзам на душу.

А ведь проблему можно было решить гораздо раньше, не залезая в такие долги. Ещё осенью задолженность за портовые сборы перед властями Шри-Ланки была чуть больше 80 тыс. долларов. Теперь с учётом штрафов – почти 200. И чиновникам по привычке нельзя будет отговориться: «мол, не знали, а то бы, конечно, помогли». В распоряжении «АН» есть переписка ГИН РАН с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО), которое по закону сейчас отвечает за всё имущество РАН, в том числе и за несчастное судно. Есть и переписка с правительством, которое отвечает за всё, что творится в стране.

Как стало известно, о ситуации доложили вице-премьерам А. Дворковичу, который отвечает за науку, и Д. Рогозину, возглавляющему Морскую коллегию. Оба зама Дм. Медведева фактически обязали ФАНО и Минэкономразвития найти деньги и спасти судно. Но чиновники с бетонными задницами из этих контор и ухом не ведут.

ЧП государственного масштаба

«Очень велика инерционность государственной машины. Месяцы уйдут на согласования документов, поиски денег, тендеры. За это время судно успеют арестовать и продать», – говорит академик. Но даже если мы быстро заплатим только долги за стоянку, надо ещё доставить и установить новый гребной вал, провести ходовые испытания. Затем завершить дорогой регистровый ремонт, без которого судно просто не выпустят из порта. Это как справка для автомобиля о прохождении ТО, только для корабля это делается раз в пять лет. Средства на него всегда выделял собственник – государство. Срок регистрового ремонта «Страхова» наступил ещё 15 декабря 2013 года, денег не дали. ГИН РАН оплатил часть этого ремонта, пока судно было в сухом доке.

Для чиновников, которые сейчас захватили руководство фундаментальной российской наукой, сообщаю: как гребной вал поменяют и проведут ходовые испытания – сразу можно будет требовать денег со страховой компании. Ведь авария уже признана страховым случаем. И большая часть затрат вернётся. Мало того, сейчас у Геологического института РАН масса предложений от российских и зарубежных коллег о совместной работе на восстановленном «Страхове». И эти работы могут быть щедро оплачены в твёрдой валюте.

Позиция чиновников совершенно непонятна – научный корабль стоит у причала и приносит лишь убытки. А ведь мог бы ходить в экспедиции и приносить прибыль. Не говоря уже о стратегическом развитии страны.

Существует так называемый Резервный фонд правительства. Он предназначен в том числе «для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Не нужно многомесячных тендеров и конкурсов, нужно всего лишь написать постановление правительства и, оторвавшись от айпада, поставить на нём несколько закорючек. И деньги уйдут на дело, а не на очередной пиар.

Губернатора Сахалина Александра Хорошавина, как утверждает следствие, арестовали за получение взятки в 5,5 млн. долларов. Да и во время обыска нашли один миллиард рублей. Для спасения и полного возвращения в строй «Академика Николая Страхова», нужно около 2 млн. долларов. Меньше половины губернаторской взятки.

Для постройки нового судна класса «Академик Страхов» с неограниченным радиусом действия и таким же оборудованием – если его нам продадут, конечно – нужно минимум 180 млн. долларов. И пять лет ожидания. А судно будет необходимо, если, как призывал президент, мы пойдём на Север, в Арктику. Пожадничав сегодня, бюджет будет вынужден отдать в 100 раз больше завтра. Раньше такие действия недвусмысленно трактовались как «преступная халатность» и «ущерб государству в особо крупных размерах». И карались очень приличным сроком.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram