29 января в Независимом пресс-центре (Москва, Пречистенка) прошёл круглый стол на тему «О совершенствовании механизмов правовой защиты бизнеса силами неправительственных организаций» с участием общественных деятелей, представителей предпринимательского сообщества, правоведов, юристов и адвокатов. Организаторами мероприятия выступили Московское бюро по правам человека, Общероссийская общественная организация «Юристы за права и достойную жизнь человека», Гильдия российских адвокатов и Межрегиональная общественная организация «Деловые люди».
Несмотря на то что президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года призвал избавить бизнес от навязчивых надзора и контроля, участники круглого стола практически единодушно констатировали, что злоупотребления со стороны правоохранительных и следственных органов в отношении бизнес-сообщества никуда не делись. Мало того, в связи со сложившийся кризисной ситуацией в экономике страны, прогнозируется дальнейшее увеличение давления на бизнес.
Как знаковый пример незаконного и неправомерного давления на бизнес участники конференции рассмотрели дело Николая Землянухина. Мы уже неоднократно писали и об этом конкретном уголовном деле, и о первопричине этого уголовного преследования – «отжатии» у предпринимателя созданного им с нуля мясокомбината «Захаровский», одного из крупнейших инновационных предприятий Рязанской области со штатной численностью около тысячи человек.
Директор Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по правам человека Александр Брод во вступительном слове сослался на прошлогодний доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту России, в котором были названы основные проблемы российского бизнеса. Как говорится в докладе, уголовные дела в отношении предпринимателей возбуждаются в большом количестве, нередко с целью вымогательства взятки, рейдерских захватов, в результате нечестной конкуренции. И многие из них не доходят до суда – всего за последние несколько лет около 700 тыс. дел были приостановлены и «висят», и только четверть уголовных дел по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») доходит до суда. Но за это время бизнес у обвиняемых обычно рушится. В связи с этим омбудсмен в своём докладе предлагает все дела по 159-й статье рассматривать в судах только с участием присяжных заседателей.
Касательно дела Землянухина Александр Брод отметил, что уже направил запросы в Генпрокуратуру и МВД с тем, чтобы провести проверку относительно обоснованности возбуждения уголовных дел против Николая Землянухина и его ареста.
Адвокат Георгий Левчук, представляющий интересы Землянухина, владеет обширной практикой подобных дел: «Любое оправдательное решение следователя вызывает негативное удивление у руководства. Поэтому такие случаи и считаются из ряда вон выходящими. А обвинительный уклон только усиливается. Мой подзащитный – предприниматель, инкриминируемое ему правонарушение было совершено в рамках предпринимательской деятельности, он вообще не должен находиться в СИЗО. Но решение принимают следователи, а контролирующие органы им потакают. Такая ситуация удивляет, настораживает, беспокоит. Ведь если предприниматель не может достучатся до правды, то о каком развитии бизнеса в России вообще может идти речь?»
Заместитель президента Гильдии российских адвокатов Владимир Самарин также привёл примеры из своей адвокатской практики, когда следствие применяет карательные меры, направленные на отъём бизнеса или его разрушение, и резюмировал: «Сейчас настал момент, когда решается – будем ли мы жить или упадём вниз».
Профессор, доктор исторических наук Александр Кобринский, единственный из присутствующих, кто попытался заступиться за московских судей, утверждал, что у него в этой среде много знакомых и все они порядочные люди.
«Люди они, может, и порядочные, но вот их решения…» – апеллировали теоретику присутствующие практики.
Президент МОО «Деловые люди» Ольга Косец в своём выступлении подчеркнула, что практики общественного контроля хода уголовных дел предпринимателей не существует. Кроме того, общество изначально считает бизнесменов виновными во всех своих бедах, а у бизнесменов нет инструментов воздействия на власть.
Адвокат Николая Землянухина Алексей Романов отметил, что «на настоящий момент в правоохранительных органах так и не произошло отмены так называемой палочной системы, а коррупционная составляющая уголовно-процессуальных действий по-прежнему процветает. А все наши жалобы в прокуратуру города спускаются… нашему же следователю. А в итоге у общества нет веры в правосудие».
Елена Август, сотрудница Захаровского мясокомбината в 2008–2009 годах, заявила: «Вот уже пять с половиной лет в Рязани знают, что в регионе нет закона. Банк берёт и отнимает 15 тысяч кв. м оснащённых по последнему технологическому, на тот момент, слову, производственных площадей. Напомню, что рейдерский захват произошёл как раз в прошлый кризис, в 2009 году, поэтому сейчас в Рязани есть все предпосылки для повторения таких действий, ведь это в Рязани «разрешено»».
Профессор Корбинский в очередной раз своими репликами повышает градус обсуждения: «Вот вы все говорите банк, банк, банк, но никто так и не назвал, что за банк? И кто-нибудь обращался за помощью к сенатору от Рязанской области Игорю Морозову, прекрасному человеку?»
Елена Август: «Банк? Транскапиталбанк. Личное моё оценочное мнение – Транскапиталбанк – это рейдерский банк».
А действительно, что думает член Совета Федерации от Рязанской области Игорь Николаевич Морозов об этой ситуации?