На Российскую академию наук свалилась новая напасть. Пользуясь неразберихой во время «внезапно» нахлынувшего экономического кризиса, некоторые чиновники от науки решили отобрать у РАН лакомые куски недвижимости. Как водится, «в целях эффективной реализации мер по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых образовательных центров».
Мораторий на рейдерство
Полтора года назад отечественную фундаментальную науку решили «отреформировать» в извращённой форме. В РАН было создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которому было доверено всё движимое и недвижимое имущество академии. Жадные глазки чиновников сразу заметили непорядок – учёные сидят в старинных особняках в самом центре больших городов. Сколько же дорогостоящей недвижимости таким образом проплывает мимо.
Когда процесс «перераспределения» уже был готов перейти в практическую стадию приватизации и дальнейшего рейдерского захвата нескольких десятков институтов академии, в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту страны Владимиру Путину. Своим распоряжением в декабре 2013 года он наложил годичный мораторий на отчуждение имущества РАН. В декабре 2014-го мораторий был продлён ещё на год.
Но что такое президентское слово против десятков миллионов долларов? Наплевать и растереть. И вот в ноябре 2014 года и.о. ректора «Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Олег Абросимов (сейчас на сайте университета он числится проректором по имущественному комплексу) пишет в Минобрнауки свои предложения по «повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов». Среди предложений есть и любопытные: «С целью укрепления позиций университета в академической среде НИТУ «МИСиС» рассматривается возможность интеграции со следующими институтами РАН». Далее идёт список из девяти институтов (оригинал письма см. на сайте «АН»).
Примечательно, что практически ни один из них не имеет никакого научного отношения к деятельности бывшего Института стали и сплавов, каковым был ранее «технологический университет». Зато все перечисленные г-ном Абросимовым институты РАН имеют неплохие исторические здания в самом центре столицы. Ещё несколько лет назад один квадратный метр стоил там несколько тысяч долларов.
Сталевары рвутся в бой
Письмо «сталеваров» сразу разошлось по академическим кругам. Сказать, что оно вызвало резко негативную реакцию – значит ничего не сказать.
– Институт называется «стали и сплавов», а основные направления исследований в указанных институтах – экология, драгметаллы, нанотехнологии. Есть предположение, что задуманное присоединение данных институтов РАН к «МИСиС» – это некий промежуточный шаг, чтобы дальше использовать их здания и их территорию для других целей, – заявил «АН» представитель РАН. – В сущности, это один из способов доуничтожения академии. Ведь речь идёт об институтах биологии и химии – самых лучших в академии. Или взять геологию, она в нашей стране находится в очень трудном положении, поскольку геологоразведки нет, и единственно, кто сейчас занимается геологией, это учёные фундаментальной науки.
Один из директоров перечисленных в письме научных институтов считает, что это «пробный шар».
– Нас приучают к тому, что рано или поздно, не мытьём, так катаньем это будет сделано. Мне понятны мотивы тех, кто готов присоединить к своим учреждениям любые иные институты. Ведь это новые ставки, новая недвижимость, более значительные финансовые потоки, которые можно перенаправить в нужную сторону. А вот вопрос научной пользы от этих мероприятий весьма спорен. Нынешние университеты студентов не учат, а, как говорят в Министерстве образования, «оказывают образовательные услуги». И сделать их мгновенно центрами фундаментальной науки, только присоединив к ним уже состоявшиеся и более сильные научные школы, не получится. Поэтому если такое слияние произойдёт, то урон для геологической науки будет очень серьёзный, – считает директор Геологического института РАН, академик Михаил Федонкин.
Интересно, что, как по отмашке, в Минобрнауки с просьбой о присоединении к ним научных учреждений РАН обратилось ещё несколько институтов и университетов страны. Кстати, в министерстве очень расстроились, когда узнали, что письма будут преданы огласке.
Ни в одном из упомянутых в статье ведомств (Минобрнауки ФАНО, МИСиС) на момент подписания номера не смогли ответить на несколько простых вопросов.
Первый – почему надо присоединять к образовательным учреждениям научные институты РАН, которые совершенно не соответствуют образовательному профилю вуза?
Второй – какой ответ дал замминистра А. Климов на письмо «сталеваров», подписанное и.о. ректора – проректора по имущественному комплексу О. Абросимова? Напомним, что министром образования и науки пока является гражданин Д. Ливанов, бывший ректор этого учебного заведения.
Третий – как такие «возможности интеграции» соотносятся с прямым указанием главы государства В. Путина оставить институты РАН в покое? Правда, этот вопрос скорее к Генеральной прокуратуре.