В пятницу 30 января вице-премьер Шувалов пожаловал в Государственную думу и в рамках правительственного часа призвал к консолидации: «кто не с нами – тот против нас», напомнил о секретности расходов народных денег и ещё раз рассказал, как правительство намерено бороться с экономическим ужасом, летящим на крыльях с западных границ. «С таким правительством – никакой враг не нужен. Само всё сделает», – вполголоса комментировали выступление вице-премьера даже самые лояльные депутаты.
Почему кризис тушат керосином? Кто выиграет сотни миллиардов от действий экономического блока Кабмина? Куда «послали» реальную экономику? На эти и другие антикризисные вопросы «АН» отвечает депутат от «Справедливой России» Оксана ДМИТРИЕВА.
Похоронная команда
– Оксана Генриховна, как вам показался антикризисный план правительства в изложении Шувалова?
– Это не антикризисный план. Это план – как загнать страну в кризис. Собственно, как и все действия финансово-экономического блока правительства в последние месяцы. Основной посыл: мы сделаем всё то же, что делали во время кризиса 2008–2009 годов: накачаем банки деньгами. И нам это поможет, как тогда. Неправда – шесть лет назад не помогло. Даже по официальным данным Росстата, большинство отраслей реальной экономики из того кризиса до сих пор не вышли. Это – строительство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, оптических приборов, текстильное и швейное производство, производство неметаллических изделий и т.д. В 2014 году объём производства в этих отраслях был ниже, чем до кризиса 2008–2009 годов.
Но в прошлый раз правительству повезло. Падение цен на нефть было непродолжительным. Нефть стала расти, экономика – потихоньку раскачиваться. Но не благодаря действиям российских властей, а вопреки. Сейчас ситуация принципиально другая, но правительство, как и тогда, предписывает народу потуже затянуть пояса, а само планирует «закрыть глаза» и тихо просидеть от полугода до двух лет до начала роста нефтяных цен.
– И что предлагают министры-капиталисты?
– Общая стоимость «антикризисной» программы правительства – около 2 триллионов рублей. Из них поддержка банков – 85% всех средств. У нас что, банковский кризис на дворе? Нет. Сам же Шувалов сказал, что санация российским банкам не требуется. Якобы эти финансы банки направят на финансирование реального сектора. Но тут же заявил, что у правительства нет механизмов, чтобы заставить банки финансировать экономику. И при этом создают «банк плохих долгов».
То есть при очень высокой ключевой ставке ЦБ в 15% (ставки для населения и экономики 20–25%) банкам дают полтора триллиона дармовых денег. При этом механизмов заставить банки кредитовать реальную экономику правительство не имеет. Но если вдруг банки всё-таки что-то прокредитуют и по каким-то причинам долг им не вернут, то они сбросят все плохие активы в специально созданный институт. И банкирам покроют убытки за счёт государства.
Такие решения с точки зрения экономики недопустимы, а их авторы должны быть немедленно отправлены в отставку.
– На самом же деле Шувалов всё честно объяснил: фактически страну превращают в дойную корову для нескольких банков. Это результат непрофессионализма или?..
– Это и непрофессионализм одних, и корысть других. В этой цепочке обязательно найдутся бенефициарии.
– Банки у нас диктуют свою волю министрам?
– Финансовое олигархическое лобби весьма влиятельно во всём мире. Но обычно ему противостоит национально ориентированное правительство, которое отвечает за уровень жизни народа и развитие реальной экономики.
– Наше национальное правительство не смогло противостоять банкам?
– Складывается такое впечатление, что оно само является их представителем. Обратимся к опыту преодоления кризиса 2008–2009 годов. В Европе докапитализация частных банков за госсчёт происходила только при одном непременном условии – их национализации. Многие банки, кстати, в такой ситуации от помощи отказывались и выживали сами за счёт внутренних резервов. Вы слышали подобные предложения от правительства? Я тоже не слышала.
Там царь Кощей над златом чахнет
– Кстати, о банкирах. На правительственном часе присутствовала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина…
– Практически все вопросы к ней относились к реструктуризации валютной ипотеки. Из её ответов стало ясно, что главный банкир страны не владеет масштабами проблемы. По её словам, на 1 ноября прошлого года валютная ипотека по курсу ЦБ была «всего-навсего» 2% от остатка ссудной задолженности. Но в ответ на мой запрос в ЦБ назвали цифру почти в 2 раза большую – 3,5%. А по новому курсу она выросла до 7%.
Конкретных мер по решению вопроса Набиуллина не предложила. Всё время ссылалась на инструктивное письмо ЦБ, в котором банкам просто рекомендовалось провести реструктуризацию валютной ипотеки по курсу на 01.11.2014. А если не захотят, то это их право.
– Депутаты могут влиять на работу ЦБ?
– Во-первых, Госдума влияет на ЦБ, когда голосует за назначение председателя, замов и каждого из членов Совета директоров. Личность председателя и его профессионализм определяют решения ЦБ и влияют на рынок. При назначении Набиуллиной против проголосовало только 20 человек. В том числе и я с коллегами. Во-вторых, парламент ежегодно утверждает денежно-кредитную политику ЦБ, которая до этого согласуется с параметрами бюджета, то есть с правительством. Также Дума назначает аудитора ЦБ и рассматривает отчёт этого аудитора. Поэтому говорить о том, что власть не влияет на политику ЦБ, – наивно.
Напомню, что сейчас закон о ЦБ точно такой же, как и в 1998 году, когда после дефолта председателем стал Геращенко. Связка Евгений Примаков – Виктор Геращенко за полгода, не имея никаких золотовалютных резервов, вывела страну из кризиса.
О фермере бедном замолвите слово
– Будем кормить банкиров, им, бедным, плохо живётся. Но в реальный сектор что-то капнет?
– Именно капнет. Ассигнования на социальную сферу и поддержку населения (инфляционная индексация пенсий, пособий, лекарственное обеспечение и т. д.) – 220 миллиардов рублей – «целых» 11% от плана правительства! Прямая поддержка предпринимателей, сельхозпроизводителей и того меньше – 70 миллиардов.
Прочерк стоит в таких социальных областях, как увеличение финансирования здравоохранения, образования, жилищного строительства. Снижение налогового бремени – верх лицемерия – на усмотрение субъектов Федерации. А у них даже по плану бюджетная дыра по доходам была в полтриллиона рублей. Будут они снижать налоги без компенсаций? Ответ очевиден.
Что интересно – из 60 пунктов правительственной программы только 18 имеют хоть какую-то финансовую оценку, содержат указания, где, собственно, взять на них деньги. Это в основном относится к поддержке банковского сектора. Остальные «антикризисные меры» (по социалке или поддержке реальной экономики) заключаются в подготовке нормативных документов. И документы собираются готовить неспешно. По отраслевым программам импортозамещения, например, издание актов об утверждении программ ожидается к 1 апреля. А внесение этих актов – аж к 1 июля. Не просто нет денег на программы, нет даже самих программ. Между тем, строго говоря, импортозамещение – это и есть программа выхода из кризиса.
– То, что нам грозят серьёзные социальные потрясения, было понятно уже осенью. Почему программ нет до сих пор?
– Почему нет? Есть. Первое – введён так называемый налоговый маневр (поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть при увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что разгоняет инфляцию внутри страны за счёт роста цен на бензин. Второе – подняли ключевую ставку ЦБ до 17% – остановили всё реальное производство. Её снижение на два пункта – мёртвому припарка. Третье – направили профицит бюджета прошлого года (остатки бюджетных средств – 1 триллион рублей) в банки вместо инвестиций в реальный сектор экономики и индексацию зарплат и пособий. Четвёртое – за счёт введения торгового сбора, увеличения страховых взносов, взимания налогов с кадастровой стоимости земли (увеличение в 5–10 раз!), запрета на торговлю отдельными категориями товаров – существенно подорвали позиции торгового малого бизнеса. А именно через него шла основная торговля отечественной продукцией, в том числе сельхозпроизводителей. Если наши фермеры даже сейчас что-то и вырастят, то продать свою продукцию им будет просто-напросто негде. Такие решения уже проведены.
Дальше – больше. Сейчас собираются секвестировать бюджет. Это означает значительное уменьшение платёжеспособного спроса населения, невозможность даже призрачного роста экономики. Меры государственной поддержки предприятиям опять пойдут не напрямую, а через длиннющую цепочку финансовых посредников, каждый из которых имеет с них свой гешефт. В результате столь нужные сейчас финансовые ресурсы либо вообще не придут, либо придут с колоссальными задержками и издержками. Причём порочность этой практики уже доказана прошлым кризисом. В 2009 году, например, было согласовано гарантий по кредитам оборонным и стратегическим предприятиям на 300 миллиардов рублей. Выдано к концу года всего –10 миллиардов. То же самое будет и сейчас.
Перечислять уже допущенные и планируемые ошибки можно долго. Но самая главная из них – правительство собирается лечить кризис рынка рыночными методами, которые в кризис не работают. Лекарство может привести только к смерти больного, но никак не к выздоровлению.
«Есть ли у вас план, мистер Фикс?»
– Альтернативы правительственному плану нет?
– Я и мои коллеги по бюджетному комитету и комитету по энергетике подготовили свою альтернативную антикризисную программу. Шувалов, Улюкаев, все остальные министры убеждают премьера и президента, что кризис неминуем, что надо его просто ждать и примириться с его неизбежностью. Мы считаем иначе. Да, есть девальвация и инфляция – от этого никуда не деться. Но кризиса в форме спада производства, сокращения рабочих мест, безработицы, снижения уровня жизни можно не просто избежать, а добиться экономического роста. Мало того, все негативные внутренние и внешние факторы, а именно: девальвацию и политику вынужденного протекционизма обратить на пользу стране.
Правительственный кризисный план – это спад экономики, жёсткая кредитная и бюджетная политика, сжатие спроса, повышение налогов. Наш вариант – политика экономического роста за счёт снижения налогов, мягкой кредитной и бюджетной политики, расширения потребительского платёжеспособного спроса населения и инвестиционного спроса.
– Что стоит за этими красивыми терминами?
– Переориентировать колоссальные финансовые резервы от банкиров к людям и в реальную экономику. В том числе из 1 триллиона рублей, которые дали Агентству по страхованию вкладов на докапитализацию банков, 800 миллиардов отправить в бюджет (удастся избежать секвестра). 450 миллиардов из Фонда национального благосостояния – на прямые, а не через банки инвестиции в конкретные проекты. Отменить налоговый маневр – снизить НДПИ и повысить экспортную пошлину. Это даст бюджету дополнительные 322 миллиарда рублей и снизит налоговую нагрузку на нашего потребителя, поможет обуздать инфляцию.
Сократить всякие непонятные образования-кормушки типа Агентства кредитных гарантий, так сказать, для малого бизнеса. В прошлом году им выдали 50 миллиардов рублей живых бюджетных денег. И – следите за руками – 38 миллиардов из них были положены в банки на депозит. На 12 миллиардов были куплены облигации федерального займа (ОФЗ). То есть взяли из бюджета деньги и вернули, но в долг и под проценты. На своё содержание АКГ потратило 200 миллионов рублей при штате 64 человека. Надо вернуть эти средства, направить их на прямые гранты малому бизнесу.
По мнению экспертов, грант даже в 10 миллионов рублей на закупку оборудования – это создание не малого, а практически среднего предприятия. Федеральная программа на 2–3 миллиарда способна поднять целую отрасль. Например, 2 миллиарда дали на субсидирование производства отечественного сельхозмашиностроения. Это дало в 2014 году прирост по отрасли
40–50%! 50 миллиардов рублей при грамотных механизмах поддержки реальной экономики – это прогресс в нескольких отраслях промышленности и сельского хозяйства.
– Убедили – деньги есть. На что потратить?
– На людей и реальную, а не «виртуальную» экономику. Я оценила правительственный «план» в 1 триллион 925 миллиардов. Наш предполагает 2 триллиона 725 миллиардов рублей, при этом 800 миллиардов рублей – это снижение налогов вследствие отмены налогового манёвра, льгот малому бизнесу и восстановления инвестиционной льготы. На межбюджетные отношения – регионы просто задыхаются от долгов – 250 миллиардов рублей. Индексация пенсий и пособий – 300. Гранты малому бизнесу: вместо 5 миллиардов, как предлагает правительство, – 55 миллиардов. Здравоохранение – вместо голого нуля – 240 миллиардов. Образование (у правительства прочерк) – необходимо поднять финансирование на 50 миллиардов. Ещё 30 – на бесплатное школьное питание. На строительство и ремонт жилья – 100 миллиардов рублей. При этом предлагается ввести мораторий на взносы на капремонт от населения. В 2015 году за него может заплатить бюджет.
В итоге получается: у правительства банкам – 85%, у нас – 7%. На социалку и поддержку населения: у правительства 11%, у нас – 23% (646 миллиардов). На прямую поддержку предпринимателей, сельхозпроизводителей, инвестиции мы предлагаем выделить 900 миллиардов против 70 правительственных.
Экономический междусобойчик
– Что будет, если вас – независимых экономистов – не услышат?
– Если они пойдут своим путём, то сами спровоцируют спад производства в точном соответствии со своими расчётами 4%, а может быть, и больше. Будет высокая инфляция, которая частично вызвана девальвацией рубля, частично действиями самого правительства. Сократятся инвестпрограммы, что тоже скажется на экономическом росте. Запланированный секвестр бюджета вызовет сокращение в бюджетной сфере и сокращение платёжеспособного спроса населения. Если продукция будет произведена, то у населения не будет денег, чтобы её купить. Тем самым раскрутят спираль упадка, которая при высокой инфляции и безумных ставках на кредит сделает нашу страну ещё более зависимой от «сырьевого проклятия».
После всего этого министры финансово-экономического блока сядут и будут ждать повышения цены на нефть. И когда она пойдёт вверх, будут рапортовать об успешном преодолении кризиса.
– Даже ваш краткий план слишком большой для газетной статьи, мы разместим его на нашем сайте для обсуждения. Надеемся, что и правительственным чиновникам будет что сказать. Но тогда вопрос – почему такие безумные планы в Белом доме готовят в кулуарном режиме?
– Потому что чиновники думают не о судьбе страны, а о собственном самосохранении. При открытой дискуссии и конкуренции всем будет видно, что они «голые короли». Им страшно, что первые лица страны увидят, что у них нет ни адекватной оценки ситуации, ни программы, что они совершили грубые ошибки, которые привели к серьёзному ущербу для государства. Хотя, возможно, есть и какие-то корыстные мотивы.
Противников правительственного кризисного плана уже зачисляют в лучшем случае в популисты, в худшем – во врагов народа. Можно обсуждать: сколько бюджетных денег дать банкам – триллион или 999 миллиардов 999 миллионов. Но нельзя ставить под сомнение саму порочность идеи. Опять, видимо, пришло время на единую «истину» и безгрешность её носителей. Чем это закончилось двадцать с лишним лет назад? Развалом Советского Союза. Крупнейшей геостратегической катастрофой, как сказал президент В. Путин.
– Политику «шьёте»…
– Всё просто. Высшие государственные чиновники говорят, что кризис неизбежен, что мы сами из него не выберемся, денег взять неоткуда, санкции нас задушат. Следовательно, нужно решать внешнеполитические вопросы, быть «хорошими», чтобы поднялись цены на нефть, смягчили санкционную политику против нашей страны.
Конечно, вслух об этом не говорят. Также не говорят и о том, что если бы Запад и США видели, что ограничительные меры и санкции не «рвут» нашу экономику, а только помогают развиваться, то стали бы они их вводить, тем более что это бьёт и по их избирателям? Западные политики – очень прагматичные люди.