Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 1(442) от 15.01.2015

Отъезд не гарантирован

, 17:13

Оценки эмиграции из России в последние годы способны породить кашу даже в головах образованных людей. По версиям различных исследователей, количество эмигрантов отличается в разы. Правда ли, что в целом баланс для страны положительный: к нам едут работники, от нас – рассерженные бессмысленные «белоленточники»? И самое интересное: к чему приведут нынешние приключения рубля? С одной стороны, безработных и недовольных условиями жизни в России станет больше. С другой – устроиться на Западе будет не так и просто, продав подешевевшие российские квартиры.

До свидания, средний класс!

По данным Росстата, 2014 г. станет рекордным: на начало сентября страну покинули 204 тыс. россиян. Как правило, речь идёт об официально отказавшихся от российского гражданства. Но многие эмигранты в статистику не попадают. Некоторые опасаются разочарований и сразу отказаться от гражданства не решаются. Даже в странах Евросоюза можно получить вид на жительство, просто купив недвижимость. Например, Латвия недавно повысила стоимость этой покупки вдвое – с 75 до 150 тыс. евро. Многие россияне просто уезжают в одну из безвизовых стран вроде Вьетнама или Венесуэлы и живут там годами, раз в два месяца отмечаясь в миграционной службе.

Похоже, по итогам года даже число «официальных» эмигрантов превысит 300 тыс. человек. Хотя в 2013 г. уехали 186 тыс., а в рекордном 1993 г. рвануло из страны более 400 тыс. россиян. Нынешнюю волну отъезжающих часто сравнивают с «белой эмиграцией» 1917–1921 гг.: и количество граждан сопоставимое, и «качество». Ведь без всяких опросов понятно, что покидают Россию люди образованные – знающие языки, способные подтвердить свою квалификацию за границей либо имеющие капитал для ведения своего бизнеса.

– Типичный эмигрант – «белый воротничок» 30–45 лет, способный работать при помощи компьютера из любой точки планеты, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Специалисты окрестили новую волну «разочарованными». Разочарование вызвано рухнувшими надеждами на модернизацию страны. Ключевое слово у них – «уровень жизни», но подразумевают под ним не деньги, а комфорт от окружающей действительности. Бизнесмен уезжает, утомившись платить взятки и продираться через бюрократические барьеры. После присоединения Крыма пакуют чемоданы научные кадры. Ведь нельзя полноценно заниматься наукой, не имея возможности участвовать в международном обмене опытом и технологиями. Самый большой процент «разочарованных» – среди детей постсоветских бизнесменов. Они учатся за границей и там же затевают первые проекты – благо у родителей есть капитал.

Что это значит для России? В стране ощущается нехватка опытных специалистов, и решить проблему ещё долго не получится: много лет не модернизируется система профессиональной подготовки. В бизнесе более всего востребованы специалисты по связям с инвесторами, по прогнозированию спроса, по выстраиванию коммуникаций внутри компании. Откуда они возьмутся, если и в вузах корифеев жанра – по пальцам пересчитать? Курс на возврат уехавших молодых учёных был взят ещё в 2007 г., но сегодня все плоды этой работы пошли насмарку. А премьер Дмитрий Медведев говорит, что в стране слишком много людей с высшим образованием и нужны рабочие, которые валом валят с Кавказа и из Средней Азии.

С рублём на шее

Но должны же быть и поводы для оптимизма. Вполне возможно, власти скоро разрекламируют возвращение в страну части российских специалистов. Этого не избежать: в свете санкций корпорации Европы и США упраздняют «русские отделы» – всё равно нельзя поставлять в Россию многие станки или оборудование для нефтедобычи. Конечно, не все наши экспаты вернутся домой, но произойдёт единовременный прилив сотен работников, который, возможно, попытаются выдать за позитивную тенденцию. Но у неё есть и обратная сторона: люди с контрактом на несколько лет вынуждены искать работу самостоятельно и могут превратиться в полноценных иммигрантов.

– Я много лет работал капитаном в западной судоходной компании, – говорит петербуржец Михаил Иванов. – Когда решил сойти на берег, предложили Шанхай – организацию морских перевозок. Оговаривалось, что через два-три года я смогу вернуться в Питер и трудиться из дома. Сегодня мой работодатель едва ли на это пойдёт.

Но самый значимый вопрос: как отразится на эмиграции из России падение рубля. Жильё-то наше существенно подешевело! Дорогие квартиры в Москве или Петербурге часто являлись решающим обстоятельством для отъезда. За «двушку» на Таганке вполне можно было получить дом под Бордо и деньги на небольшой магазинчик. Однокомнатная квартира в Гамбурге в начале 2014 г. стоила 1,6 млн. рублей с учётом услуг российского посредника. Как будет дальше, предсказать трудно. Например, прогнозируемые в 2015 г. массовые увольнения в России могут как подтолкнуть человека к эмиграции, так и лишить его необходимых для отъезда оборотных средств.

Одни наблюдатели считают, что у большинства эмигрантов нет ярко выраженного политического антагонизма к нынешнему режиму. Дескать, могли бы и остаться в России, но уехать выгоднее. А основной капитал – жильё, в баснословной цене которого треть составляют проплаты застройщика за различные согласования. Значит, нет дорогого жилья – нет эмиграции.

Однако скептики полагают, что сейчас массово рванёт за границу мелкий и средний бизнес, который зарабатывал на поставках товаров с Запада. Начинать что-то в России с нуля многие не захотят – проще вывести деньги и переориентировать продажи на новые рынки. К тому же решение уехать редко принимается спонтанно – к нему готовятся годами. По данным различных опросов, в последние годы от 20 до 40% россиян всерьёз рассматривают вариант отъезда за границу, хотя бы на заработки. Сегодня их может подтолкнуть изоляционистская риторика Кремля: люди боятся, что рубль обесценится ещё больше, а их самих просто не выпустят.

– У нас госпредприятие, отдалённо связанное с оборонкой, – рассказывает Тамара из Ульяновска. – У многих сотрудников есть «допуски секретности». Раньше это означало, что нельзя ездить в некоторые страны, пока работаешь. А сейчас собираются ужесточить: вообще не выпускать за границу в течение пяти лет со дня увольнения. На всякий случай я и муж срочно уволились: мы давно решили уехать в Южную Америку – учим язык и ждём лета, когда сын окончит школу.

Власти пытаются крыть проблему эмиграции одной и той же картой: наша страна с 1975 г. имеет положительное сальдо прибывших-убывших. В 2013 г. на ПМЖ в России оформилось около полумиллиона человек – втрое больше, чем официальных эмигрантов. На нашей территории на ноябрь 2014 г. находилось 11,3 млн. иностранных граждан. Причём Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан находятся позади братской Украины. В разгар санкций помимо 2,6 млн. украинцев в России находится 244 тыс. немцев, 142 тыс. американцев. Многие из них – те самые высокообразованные специалисты-экспаты, которых нам якобы так не хватает.

Однако это не отменяет утечки родных российских мозгов, которую вряд ли смогут заменить руки из Средней Азии. В XXI веке российские учёные получили всего две Нобелевские премии. Ещё две получили московский экономист Леонид Гурвич и физик из Сочи Андрей Гейм. Увы, к тому времени они являлись гражданами США и Нидерландов соответственно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram